ДОКЛАД
Слайд 1
Практика наставничества среди учащихся объединения «Юный художник» в МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска»
Подготовила: Устюжанина Н.С.
Представляю вашему вниманию опыт объединения «Юный художник» Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества г. Байкальска» в реализации трека наставничества «Дети учат детей».
Почему наставничество среди учащихся – перспективная форма организации образовательного процесса в системе дополнительного образования. И чем обусловлен социальный заказ на наставничество среди учащихся художетсвенно-эстетической направленности дополнительного образования.
Слайд 2 Следует обратиться к двум основным документам Правительства Российской Федерации «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» и «Концепции развития дополнительного образования»
Целью государственной политики в области образования, как отмечено в этих документах, является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.
На наш взгляд, актуальным направлением модернизации системы дополнительного образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности юного гражданина нашей страны.
Слайд 3 Художественно-эстетическое воспитание
Наставничество среди учащихся объединения «Юный художник» – это добровольный вид деятельности социально активных детей, объединенных не только передачей опыта от «старшего» к «младшему», но и умением сопереживать, понять и принять.
Слайд 4 Цель наставничества среди учащихся
•выявление и воспитание учащихся-лидеров, волонтеров и патриотов;
•выявление и воспитание "компетентных лидеров" среди учащихся;
•воспитание ремесленников в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Слайд 5 Приоритетные задачи
•творческое развитие;
•интеллектуальное развитие;
•досуг;
•предпрофессиональное самоопределение;
•отбор талантов;
•творческая самореализация;
•профилактика детских правонарушений;
•патриотическое воспитание;
•социализация.
Слайд 6 Рынки
Наставничество среди учащихся как практика в объединении «Юный художник»:
-это эффективный способ решать сложные проблемы отдельных категорий учащихся;
-это добровольческая практика;
-это движение с целью добиться большего в собственной жизни и будущей профессии (помогая другим, наставники обретают уверенность в своих способностях, оттачивают профессиональные компетенции, формируют новые социальные связи).
Слайд 7 Ребенок-наставник: «Кто и для чего»
На сегодняшний день учащийся-наставник - это воспитанник, который обучается в детском творческом объединении не менее 3х лет (или освоивший дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу не менее чем на 60%), обладающий сформированным комплексом профессиональных и личностных качеств, обладает высокими показателями в обучении, высоким уровнем творческих достижений, прилежен и трудолюбив.
Такая форма работы как ответственность за подопечных у учащихся-наставников развивает чувство ответственности и является профилактикой «звездной болезни», потому что ребенок оказывается в ответе не только за личные достижения, но и за успехи своих подопечных.
Слайд 8 «Компетентностные лидеры» среди учащихся.
Если говорить об учащихся в треке наставничества «Дети учат детей», как о «компетентностных лидерах», то для начала стоит понять, какие требования по отношению к ним выдвигаются в объединении.
В объединении существует кредо для учащегося-наставника:
- активно участвовать самому в жизни детского творческого коллектива, вовлекать товарищей в полезную общественную работу, в массовые, воспитательные и социально-значимые мероприятия;
- развивать творческое и аналитическое мышление, быть готовым решать творческие и образовательные задачи, поставленные педагогом, образовательным учреждением;
- показывать положительный пример в обучении и коллективном труде, хорошо усвоить правило: если я сегодня знаю и умею мало, то добьюсь того, чтобы завтра знать и уметь больше,
Слайд 9 Творческое наставничество:
- Организация творческих событий - фестивалей и конкурсов и различных акций;
- Поддержка детских творческих проектов;
Слайд 10 Реализация культурно-образовательных программ - интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми;
Слайд 11 Проведение культурно-досуговых программ - посещение музеев, театров, концертов; организация экскурсий.
Слайд12 За свою деятельность учащиеся-наставники получают благодарности, которые формируют их индивидуальные портфолио, и портфолио их общеобразовательных учебных заведений. Их успехи отображаются на официальном сайте МБУ ДО «ДДТ г. Байкальска» О таких ребятах коллектив учреждения готовит публикации в Средствах Массовой Информации города и очень ими гордится.
Слайд 13 Мастер - классы как форма наставничества у детей.
Преимущества мастер-классов были оценены многими опробовавшими их детьми и родителями. Сочетание пользы с увлекательностью, творчества с командной работой дарят детям именно те яркие незабываемые эмоции, которые каждый мечтает получить от праздника. Ведь всем известно, что любую информацию дети лучше всего воспринимают в игровой форме – именно поэтому интересные мастер-классы для детей становятся идеальной почвой для усвоения новых навыков. Особенно если мастер-классы организованы детьми для детей с целью поделиться умениями и навыками, разделить радость творчества.
Слайд 14 Учащиеся объединения проводят мастер-классы для детей района и области от 5 до 18 лет одновременно с выставкой работ. Дети-наставники делятся с другими детьми своим опытом в искусстве работы с фоамираном, бисероплетения, оригами, выкладывание из шерсти, изобразительного искусства и многими другими. Наставник на своем личном примере показывает определенные методики, навыки совершения определенных действий, способы решения поставленных задач, делая учебные ситуации понятнее.
Слайд 15. Массовые мероприятия, как форма наставничества.
Массовые (концертные и воспитательные мероприятия) – тоже инструмент для реализации трека наставничества «дети учат детей».
Слайд 16 Обучающиеся-наставники, совместно с педагогом готовят для своих подопечных массовые мероприятия, либо принимают в них совместное участие
.
Слайд 17 Социальные проекты.
Среди социально-значимых проектов в рамках трека наставничества «Дети учат детей» следует отметить проведение мастер – класса для детей оставшимся без попечения родителей Слюдянского района в отделении реабилитации детей и подростков с огрониченными возможностями.
Большое значение в реализации трека наставничества среди обучающихся, с целью поддержки детских инициатив отводится развитию социального партнерства с детскими учреждениями города.
Слайд 15 Юные художники нашего объединения выполнили роспись стены Дома детского творчества.
Слайд 19 Вывод:
По результатам проведенного анализа вовлеченности детей в практику наставничества можно утверждать, что объединение «Юный художник» выполняет свою социальную роль, предоставляя качественные образовательные услуги, формируя социально благополучную среду для развития личности обучающихся, их саморазвития и самореализации.
Хорошим показателем наставничества в творческом объединении является участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня, в выставках, городских массовых мероприятиях.
Слайд 20
Благодарю за внимание!
Если у вас остались вопросы, я на них с удовольствием отвечу