Конспект урока по математике
по программе «Школа России»
(М.И.Моро, М.А.Бантова и др.)
2 класс
На тему: «Название компонентов действия умножения».
Составила: Ильюшкина Е.Д.
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: «Название компонентов действия умножения»
Цели: Сформировать представления о названии и взаимосвязи компонентов действия умножения;
Задачи урока:
Образовательные:
ввести новое арифметическое действие умножение, раскрыть его смысл и практическую целесообразность;
познакомить с соответствующей символикой и терминологией;
организовать мыслительную деятельность уч-ся, направленную на развитие у них математических способностей;
Воспитательные:
формировать умение работать в группе;
развить умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к другим;
формирование самоконтроля и взаимоконтроля;
Развивающие:
Оборудование: презентация к уроку, учебник по математике М.И.Моро-2 класс, таблица компонентов действия умножения.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.)
Устный счет (5-7 мин.)
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (1 мин.)
Выявление места и причины затруднения.(1 мин)
Построение проекта выхода из затруднения. (1 мин.)
Реализация построенного проекта. (12 мин.)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (3 мин.)
Физкультминутка (2 мин)
Самоконтроль с самопроверкой по эталону (5 мин.)
Включение в систему знаний и повторение (10 мин)
Рефлексия учебной деятельности на уроке (1 мин.)
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
Определение содержательных рамок урока;
Актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
- Ребята, все красиво встали. Сегодня у нас необычный урок – у нас гости. Повернулись к гостям, поздоровались. А теперь посмотрели на меня и тихонечко сели. Прочитайте моё пожелание: (Сайд 2)
По дороге знаний
Смело путь держи,
Даже, если трудно,
Ты вперёд иди!
- Ребята, скажите, пожалуйста, какую большую тему мы с вами начали проходить? (Умножение чисел).
- Как вы думаете, всё ли мы знаем об умножении? (Нет)
- Значит, мы и сегодня продолжим работу над этой важной темой.
- С чего начнём урок? (С повторения)
2. Устный счет
Слайд 2.
Игра «Молчанка»
- Называйте только ответы. (слайд 3)
1в начинает считать с числа 16,по часовой стрелке
2в начинает считать с числа 14

Проверяем(два человека читают, остальные слушают)
3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать знание смысла действия умножения, формировать представление о названиях компонентов действия умножения;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
(На листочках крепится задание на доске: 4·2, 3·5, 2·6)
- Что общего в этих выражениях? (Во всех выражениях действие умножения)
- Прочитайте, пожалуйста, выражение всевозможными способами. (4 умножить на 2, по 4 взять 2 раза, число 4 взять 2 раза)
- А сейчас попробуйте прочитать выражение по компонентам действия. (Мы не знаем компоненты умножения)
- Значит, что мы должны сегодня узнать на уроке? (Название компонентов действия умножения)
4. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
- Ребята, где у нас возникло затруднение? (Мы не можем назвать компоненты умножения)
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? ( Узнать название компонентов умножения)
- Как вы думаете, какая тема сегодняшняя тема урока? (Компоненты умножения)
6. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
- А давайте вспомним компоненты действия сложения/вычитания.
- Где можно узнать название компонентов умножения? (По учебнику)
- Открыли учебники страницу 50 и прочитали правило.
- У нас сегодня на уроке появляется новый эталон:

- Сейчас попробуйте прочитать выражения с названиями компонентов умножения: 4·2, 3·5, 2·6 (первый множитель 4, второй множитель 2, произведение 12)
-Что такое умножение? (Умножение- это сложение одинаковых слагаемых.)
- Что означает 1 множитель? (Какое слагаемое складывают)
- Что означает 2 множитель? (Сколько раз сложили)
- А теперь давайте попробуйте произведение заменить суммой:
4·2 4+4=8
3·5 3+3+3+3+3=15
2·6 2+2+2+2+2+2=12
- Смогли мы преодолеть затруднение? (Да)
- Узнали название компонентов действия умножения? (Да)
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи умение сравнивать выражения с действием умножения без вычислений.
- Ребята, а сейчас немножко потренируемся.
- Открыли страницу 50, нашли №1
- Прочитайте, пожалуйста, задание. Как вы это поняли?
- В тетради пишем произведения.
8. Физкультминутка.(Слайд 4)
- А теперь все дружно встали
Делать будем мы зарядку. Я буду показывать движения, а вы повторять за мной.
(Музыкальная физкультминутка)
Жили у бабуси
Два весёлых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи —
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый —
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси,
Кланялись бабусе —
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.
9. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение писать выражения с действием умножения.
- Как вы думаете, какая работа нас сейчас ждёт? (Самостоятельная работа)
- Для чего мы это делаем? (Чтобы узнать, как мы поняли тему) (слайд 5)
- Нужно показать сумму в виде произведения.
7+7+7+7+7=
6+6+6+6+6+6+6+6=
4+4=
2+2+2+2=
9+9+9+9+9+9=
- Закончили?
- Проверяем.
7+7+7+7+7= 7*5
6+6+6+6+6+6+6+6=6*8
4+4=4*2
2+2+2+2=2*4
9+9+9+9+9+9=9*6
- У кого были ошибки?
- Где ошиблись?
- Значит, что ещё надо делать? (Нужно еще потренироваться.)
- У кого нет ошибок?
- Молодцы. Поставьте на полях знак «+».
10. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение писать сумму в виде произведения.
1) - Ребята, нашли №2 на странице 50. Прочитайте задание.
- 1, 2 пример решим на доске с комментированием. ( 2·5 – это значит 5 взять 2 раза: 5+5=10; 4·3 – это значит 3 взять 4 раза: 3+3+3+3=12)
- 3, 4,5 примеры решаем самостоятельно в тетрадях(1 человек у доски)
2) – Выполним задание №5 стр 50 (1 ученик работает у доски).
- Сколько этажей в доме? (5)
- Какова высота одного этажа? (3м)
- Что надо найти? (Высоту дома/высоту березы)
- Сделали схему:
![]()
![]()
![]()
- Как решим задачу? (3+3+3+3+3=15 м)
- А ещё как можно решить? (5·3=15 м)
- Молодцы!
- Ответ пишем самостоятельно.
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
3) обсудить домашнее задание.
- Ребята, какую цель мы ставили перед собой? (Узнать название компонентов умножения)
- Нам удалось достичь цели? (Да)
- Ребята, я предлагаю вам оценить вашу работу. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок и вы всё на уроке поняли, поднимите зеленый кружок . Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поднимите желтый кружок. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас ещё есть вопросы по теме, поднимите красный кружок.
- Какие вопросы остались на конец урока?
- Значит, что надо ещё вам делать? (Тренироваться)
Домашнее задание: с. 50 №3,7.
- Спасибо за урок!