Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе: Образовательная область «Речевое развитие», «Коммуникация», «Социализация», «Художественно-эстетическое развития».
Воспитатель : Попова Ю.В.
Тема: Составление рассказов по сюжетным картинкам.
Цель: Продолжать формировать умение составлять рассказ по индивидуальным картинкам связывая их в одну служебную линию. Развивать творческое воображение, способность самостоятельно выстраивать события сюжета (начало, продолжение, конец) придумывать названия рассказа продолжать развивать связанную монологическую речь, умение согласовывать прилагательное с существительным, употреблять в речи предлоги.
Ход ОД:
Воспитатель обращается к детям:
- «Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы её отгадайте» (Загадывается загадка):
«Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке
В синей форменной фуражке»
- Все вместе: - «Это он, это он наш любимый почтальон».
Стук в дверь, заходит почтальон
- Здравствуйте ребята.
В конвертах цветных я вам письма принёс, а письма - картинки, в картинках вопрос, составить рассказ может каждый из вас.
Конверт получите, начните рассказ».
Почтальон раздаёт конверты:
- Воспитатель: «Спасибо тебе почтальон, оставайся с нами и послушай, как
наши ребята научились составлять рассказы».
- Воспитатель: «Какие красивые письма принёс почтальон, но письма эти не
обычные, они говорящие. В каждом письме своя история свои рассказ, а какой мы сейчас с вами узнаем.
- Воспитатель: «Раскройте свои письма и внимательно посмотрите на свои
картинки, чтобы ваш рассказ получился интересным.
- Вам надо правильно распределить картинки между собой и договориться, кто начнёт рассказ первым, а кто будет продолжать его.
Для этого надо быть очень внимательным.
- Вы в своём рассказе должны рассказать:
1. Кто изображён на картине, когда это было?
2. Как зовут детей или животных?
3. Что случилось?
4. Как развивались события (ситуация).
5. Чем закончилась история?
6. Как бы поступили вы?
- А мы послушаем ваши рассказы, выберем самый интересный.
(Воспитатель проходит и помогает наводящими вопросами):
«Что (Кто) у тебя? Что он делает?»
- Воспитатель: Ребята, кто хочет первым рассказать о своём письме ?
Давайте послушаем зеленное письмо. Кто из вас начнёт рассказ, а кто дальше продолжит?
- Дети: Мальчик Саша пил чай и нечаянно уронил кружку на пол, а
чтобы мама его не ругала, все свалил на щенка. Мама выгнала щенка на улицу, на мороз. Щенок очень скулил, сильно царапался в дверь и пищал, хотел домой, но его не пускали. Саша смотрел в окно, на щенка и ему стало жалко его. Он подошёл к маме и сознался о своём поступке, что чашку разбил он.
- Воспитатель: «Молодцы, ребята, хороший у вас получился рассказ. О ком у
вас получился рассказ? Как вы оцениваете поступок Саши? Как вы считаете, почему мальчик пожалел щенка?
- Воспитатель: «А как вы назовёте свой рассказ?»
- Дети: «Щенок и чашка», «Разбитая чашка».
- Воспитатель: «Как ещё можно назвать этот рассказ?»
- Дети:
- Воспитатель: «А теперь, ребята, прослушаем историю розового письма».
- Воспитатель: «А кто у вас начинает рассказ?»
- Дети: «Щенок Тишка нашёл косточку с мясом, и начал её
обгладывать. Эту косточку увидели две вороны и тоже
хотели поклевать. Вороны напали на щенка. Щенок Тишка
не хотел отдавать воронам свою находку и стал на птиц
рычать и отгонять их. Вороны поняли, что щенок не отдаст
им сваю добычу и улетели.
- Воспитатель: «Ребята, понравилась ли вам эта история?
Каким оказался щенок в рассказе? (Смелым проворным и т.д.) Как можно назвать эту историю»?
- Дети: «Щенок и косточка».
- Воспитатель: «Очень интересное название вы придумали».
А сейчас продолжает историю жёлтый конверт.
Как вы распределили свои эти картинки?
- Дети: Маша и Миша увидели, как к ним в окно залетела маленькая
птичка. Они посадили её в клетку, насыпали корм, налили чистой воды. Птичка прожила у них всю зиму. Ребята ухаживали за ней. Птичке понравилось у детей. И вот наступила весна, дети взяли клетку с птичкой и выпустили её на волю.
- Воспитатель: Ребята, хороший ли поступок совершили дети, что спасли
птичку, а потом отпустили её на волю?
Как можно назвать ваш рассказ? А как бы ты, Ваня, назвал этот рассказ?
- Ребёнок: «Птичка».
- Воспитатель: «Ребята, понравилась вам эта история»?
- Дети:
- Воспитатель: а теперь давайте немного отдохнём и поиграем.
«Весна» (физ. минутка).
- Очнулись деревья от зимнего сна.
(Поднять руки вверх, покачивая из стороны в сторону).
В апреле по лесу гуляет весна.
(Кружатся на месте).
В овраге ручьи шаловливо звенят.
(Ритмично хлопают в ладоши).
И с юга на родину птицы летят.
(Разводят руки в стороны и летят на места).
Игру повторить два, три раза.
- Воспитатель: «Ребята, а вы хотите узнать какие интересные истории у нас
ещё остались не рассказанными?
Свою историю расскажет вам серебряное письмо.
- Дети: «Сережа и Ваня построили из бумаги красивый кораблик.
Они украсили его цветной бумагой. Каждому хотелось иметь такой кораблик, и играть с ним. Ребята стали тянуть кораблик каждый к себе. Кораблик порвался. Сережа и Ваня упали на пол.
- Воспитатель: «Ребята, как вы назовёте свой рассказ?»
- Дети: «Друзья».
- Воспитатель: «А почему друзья? Разве после такой ссоры они могли
остаться друзьями? Какое название можно придумать еще этому рассказу?»
- Воспитатель: «Ребята, а может кто-то из вас может закончить эту историю?
Как вы думаете, что могло случиться с мальчиками, после того как они поссорились?
- Дети:
- Воспитатель: «А теперь свою историю нам расскажет оранжевое письмо».
- Дети: «Маша и Юра шли из школы домой. Весело беседовали друг
с другом. Дорога была скользкая. Ребята шли медленно, а впереди них шла старушка с палочкой.
Старушка не удержалась и упала. Юра подбежал к бабушке и помог ей подняться».
- Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, какой поступок совершил Юра?»
- Дети: «Хороший»
- Воспитатель: Кому помог Юра? Почему?
- Дети:
- Воспитатель: «Очень интересные письма принёс сегодня, наш почтальон.
Ребята, а какое из писем или какая история вам понравилась больше всего?»
- Дети: «Мне понравилась история «Щенок и разбитая чашка»».
- Воспитатель: «Почему»?
- Дети:
- Воспитатель: «Какую бы историю вы хотели услышать ещё раз»?
- Дети: «Птичка»
Ребёнок рассказывает историю целиком.
- Воспитатель: «А истории других писем мы с вами послушаем в свободное
время».
Почтальон встаёт и говорит:
«Ребята, мне у вас очень понравилось. Вы все такие молодцы. Я обещаю принести вам ещё много интересных писем». «До свидания». Почтальон уходит.
- Воспитатель: Я предлагаю вам взять наши волшебные карандаши и нарисовать ту историю, которая заполнилась вам больше всего.
- Дети: рисуют (оформляется выставка).
Придумывают название выставки.