СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный кружок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературный кружок "Литература родного края" знакомит детей с произведениями курских писателей.

Просмотр содержимого документа
«Литературный кружок»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Фентисовская основная общеобразовательная школа»

Золотухинского района Курской области




Принята на заседании Утверждаю :

педагогического совета Директор

МКОУ «Фентисовская МКОУ «Фентисовская ООШ»

основная Приказ № 1

общеобразовательная «29» августа 2023 г

школа» Кожевникова В.Т. _________

от «29» августа 2023г

протокол № 1








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


Литературного кружка «Литература родного края»




Направленность: художественная направленность

Уровень программы: стартовый

Возраст обучающихся: 10-14 лет

Срок реализации: 1 год (34 часа)




Автор –составитель:

Кишкина Любовь Дмитриевна

педагог дополнительного

образования







с.Фентисово

2023 год


Пояснительная записка

В основе программы лежат два направления:

  1. Знакомство с литературно-художественными ценностями Курского края.

  2. Воспитание позиции «художник слова».

Первое направление предусматривает первичное знакомство с жанровым разнообразием, богатством литературного наследия Курского края. Знакомит с рассказами, стихотворениями; малыми формами курского фольклора. Развивает художественный кругозор обучающихся. Предполагает знаком­ство с биографиями и творчеством поэтов и писателей родного края и людьми, которые про­славляют своим творчеством край.

Второе направление позволяет развивать интерес к культуре родного края и гордость за людей, которые проживают на его территории (встречи с писателями, художниками родного края, посещение библиотек, литературного музея, спектаклей в театрах города и др.)

Работа в этом направлении способствует развитию креативных способно­стей обучающихся, обогащению языка посредством высказывания собственных сужде­ний и отношений к искусству.

Программа кружка «Литература родного края» познакомит детей младшего школьного возраста с хрестоматией для чтения в начальной школе «Соловушка», где дети познакомятся с произведениями разных авторов: Е. Благининой, В. Чекальского, Ю. Асмолова, Н. Артюховой и др., а иллюстрации к хрестоматии рисовали ученики и учителя разных школ.

Хрестоматия для чтения в начальной школе «Соловушка» имеет литературно-художественное направление. Он привлекает к себе все большое внимание. Удивительное путешествие по хрестоматии познакомит ребят с произведениями курских литераторов.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить современно и понимать красоту родного края, добывать информацию, анализировать, обобщать, создавать презентации. Программа внесет существенный вклад в воспитание у детей экологической культуры, развитие в них личности, осознающей ответственность за сохранность природы родного края.

Преемственность программы кружковой деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа «Литература родного края» способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.  

Актуальность программы объясняется тем, что содержание занятий программы «Литература родного края» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Новизна программы заключена в подборе материала для формирования личностных результатов, литературных произведений, на смыслах которых обучающиеся получают возможность усвоения нравственных общечеловеческих ценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получают первые представления о справедливости, упорстве, мужестве.

Методические занятия внеурочной деятельности являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: беседы, литературные гостиные, сценки, подвижные и интеллектуальные игры, творческие мастерские, презентации.

Также занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований, в виде проектов и т.п.














Планируемые результаты

Личностными результатами являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность, умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому, чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, родному краю, его языку, культуре, истории;

  • интерес к чтению, потребность в чтении;

  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений родных авторов, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами

является формирование универсальных учебных действий (УУД)

РегулятивныеУУД:

  • самостоятельноформулироватьтемуицели занятия;

  • составлятьпланрешенияучебнойпроблемысовместносучителем;

  • работатьпоплану,сверяясвоидействиясцелью,корректироватьсвоюдеятельность.

СредствомформированиярегулятивныхУУДслужиттехнология продуктивного чтения.

ПознавательныеУУД:

  • пользоватьсяразнымивидамичтения:изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты литературных произведений родных авторов; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

  • владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать ислышатьдругих,пытатьсяприниматьиную точку зрения,быть готовымкорректироватьсвоюточкузрения.

Предметными результатами

является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в чтении учителя и обучающихся;

  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;

  • высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведения;

  • читать наизусть понравившиеся стихи курских авторов.

Итогами обучения будет:

  • создание мини - библиотеки детьми по прочитанным произведениям;

  • макетов, презентации;

  • литературная гостиная «Соловушка»;

  • открытое мероприятие «Прозвище – «Курский соловей»».

Содержание программы с указанием форм деятельности

В основе программы лежат два направления:

  1. Знакомство с литературно-художественными ценностями Курского края.

  2. Воспитание позиции «художник слова».

Первое направление предусматривает первичное знакомство с жанровым разнообразием, богатством литературного наследия Курского края. Знакомит с рассказами, стихотворениями; малыми формами курского фольклора. Развивает художественный кругозор обучающихся. Предполагает знаком­ство с биографиями и творчеством поэтов и писателей родного края и людьми, которые про­славляют своим творчеством край.

Второе направление позволяет развивать интерес к культуре родного края и гордость за людей, которые проживают на его территории (встречи с писателями, художниками родного края, посещение библиотек, литературного музея, спектаклей в театрах города и др.)

Работа в этом направлении способствует развитию креативных способно­стей обучающихся, обогащению языка посредством высказывания собственных сужде­ний и отношений к искусству.

Программа деятельности кружка «Литература родного края» познакомит детей младшего школьного возраста с хрестоматией для чтения в начальной школе «Соловушка», где дети познакомятся с произведениями разных авторов: Е. Благининой, В. Чекальского, Ю. Асмолова, Н. Артюховой и др., а иллюстрации к хрестоматии рисовали ученики и учителя разных школ.

Хрестоматия для чтения в начальной школе «Соловушка» имеет литературно-художественное направление. Он привлекает к себе все большое внимание. Удивительное путешествие по хрестоматии познакомит ребят с произведениями курских литераторов.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить современно и понимать красоту родного края, добывать информацию, анализировать, обобщать, создавать презентации. Программа внесет существенный вклад в воспитание у детей экологической культуры, развитие в них личности, осознающей ответственность за сохранность природы родного края.

Преемственность программы внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа внеурочной деятельности «Литература родного края» способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.  

Актуальность программы объясняется тем, что содержание занятий программы

«Родная литература» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Новизна программы заключена в подборе материала для формирования личностных результатов, литературных произведений, на смыслах которых обучающиеся получают возможность усвоения нравственных общечеловеческих ценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получают первые представления о справедливости, упорстве, мужестве.

Методические занятия деятельности кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: беседы, литературные гостиные, сценки, подвижные и интеллектуальные игры, творческие мастерские, презентации.

Также занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований, в виде проектов и т.п.


Формы организации деятельности

- тесты

- кроссворды

- викторины, игры

- выставки рисунков

- защиты проектов


Содержание курса:


1. «С кем я рос» ( 13 час.)

Этот раздел приглашает окунуться в мир детства. Произведения о родных и близких людях, о доме, семье, друзьях, братьях наших меньших согревают особым теплом, делают отношения между взрослыми и детьми доверительными.

1. Произведения Елены Благининой: «Гори-гори ясно», «Верба», «Огонек», «Рябина», «Как лодка по волне», «Посидим в тишине»

2.Произведения Владимира Чемальского : «Солнышко», «Весной», «Синичка»

3.Егор Полянский: «Дележка», «Клубника», «Чучело», «Царь-горох»

4.Владимир Ветков «Такая арифметика», «Бабушкины пироги»

5.Ольга Аленкина «Колыбельная для бабушки»

6. Марина Малец :»Домик», «Ты да я»

7.Произведения Юрия Асмолова: «Тишина», «Иней»

8.Творческая мастерская «Я попробую стать поэтом»

9.Павел Пехлецкий «Зачем зимой, в мороз и иней…»

10. Вадим Корнеев «С кем я рос»

11.Аркадий Гайдар «Голубая чашка»

12.Нина Артюхова «Трудный вечер», «Бабушка и внук», «Подружки»

13.Выполнение проектов по произведениям Курских писателей.


2. «Добрая планета сказок»( 7 час.)

Произведения этого раздела приглашают в удивительную страну добра и волшебства. Здесь собраны народные и литературные сказки, прозаические и стихотворные. Особенно отрадно, что известно имя курской писательницы Екатерины Авдеевой (Полевой), записавшей русские народные сказки для детского чтения.

1.

Сказки Курской губернии

2

Владимир Гордейчев «Ах и Ох»

3

Елена Благинина «Про хрустальный башмачок»

4

Елена Зарецкая «Я для бабушки своей»,

«Я возьму свою подушку»

5

Вероника Тутенко «Малиновая кошка»

6

Павел Эшов «Слово на ладони»

7

Юрий Сухов «Морская песенка»


3.»Не наступить».

Этот раздел открывают классические произведения А.А.Фета. Лирическую волну подхватывают современные поэты, в произведениях которых звучит тема бережного отношения ко всему живому: жучкам, птицам, зверям, растениям. Человек – неотъемлемая часть мира и от его разума и душевной щедрости зависит счастье планеты.

1

А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом…», «Задрожали листья, облетая…»

Виртуальная экскурсия «Дом-музей А. Фета»

2

Е. Благинина «Мороз»

3

Т. Погорелова «Котик»

4

Г. Гатилова – Янкова «Щенок»

5

Е. Носов «Тридцать зёрен»

6

М. Колосов «Ежишка»

7

К. Воробьёв «Синель (отрывок)», «У кого поселяются аисты»

8

Творческая мастерская «Я попробую стать поэтом»

9

Е. Амелина «Июньский дождик», «Летний концерт»

10

А. Судженко «Ранняя русская осень…», «Все снежинки так легки»

11

А. Шитиков «Богомолка». В. Корнеев «Минута тишины»



4.«К малой родине любовь». В этом разделе помещены произведения о городах, реках, посёлках, знаменитых людях Курского края – всё это край соловьиный, и у каждого своя малая родина.

1.Легенды и предания Курского края

«Тускарь», «Рыльск», «Обоянь», «Льгов», «Поныри», «Медвенка»

2.«Моя малая родина. Тим» .Е.Носов «Родина моя- Курщина»

Ю. Першин «Моя Родина», Николай Асеев « Город Курск»

3.Читательская конференция «Творчество писателей Курского края». Гимн города Курска.



Тематическое планирование

Тема

Количество часов


1.

«С кем я рос»»

13


2.

«Добрая планета сказок»


7


3.

«Не наступить»

11


2

«К малой родине любовь»

3

3


Итого

34


Ожидаемые результаты:

  • Знакомство детей с творчеством курских поэтов и писателей.

  • Знакомство детей с родной природой, трудом, бытом, традициями и обычаями жителей своего края.

  • Создание дидактического, наглядного материала: картотек, плакатов, электронных презентаций, которые будут иметь практическое применение для проведения интегрированных занятий, массовых мероприятий.










Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Кол-во час.

Дата проведения


План.

Факт.



«С кем я рос»13 час.



1

Произведения Елены Благининой: «Гори-гори ясно», «Верба», «Огонек», «Рябина», «Как лодка по волне», «Посидим в тишине»

1





2

Произведения Владимира Чемальского«Солнышко», «Весной», «Синичка»

1





3

Егор Полянский: «Дележка», «Клубника», «Чучело», «Царь-горох»

1





4

Владимир Ветков «Такая арифметика», «Бабушкины пироги»

1





5

Ольга Аленкина «Колыбельная для бабушки»

1





6

Марина Малец :»Домик», «Ты да я»

1





7

Произведения Юрия Асмолова: «Тишина», «Иней»

1





8

Творческая мастерская «Я попробую стать поэтом»

1





9

Павел Пехлецкий «Зачем зимой, в мороз и иней…»

1





10

Вадим Корнеев «С кем я рос»

1





11

Аркадий Гайдар «Голубая чашка»

1





12

В. Корнеев «Минута тишины»

1





13

Выполнение проектов по произведениям курских писателей.


1





Добрая планета сказок (7 часов)



14

Сказки Курской губернии

1





15

Владимир Гордейчев «Ах и Ох»

1





16

Елена Благинина «Про хрустальный башмачок»

1





17

Елена Зарецкая «Я для бабушки своей», «Я возьму свою подушку»

1





18

Вероника Тутенко «Малиновая кошка»

1





19

Павел Эшов «Слово на ладони»

1





20

Юрий Сухов «Морская песенка»

1





Не наступить (11 час)



21

А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом…», «Задрожали листья, облетая…»

Виртуальная экскурсия «Дом-музей А. Фета»

1





22

Е. Благинина «Мороз»

1





23

Т. Погорелова «Котик»

1





24

Г. Гатилова – Янкова «Щенок»

1





25

Е. Носов «Тридцать зёрен»

1





26

М. Колосов «Ежишка»

1





27

К. Воробьёв «Синель (отрывок)», «У кого поселяются аисты»

1





28

Творческая мастерская «Я попробую стать поэтом»

1





29

Е. Амелина «Июньский дождик», «Летний концерт»

1





30

А. Судженко «Ранняя русская осень…», «Все снежинки так легки»

1





31

А. Шитиков «Богомолка». В. Корнеев «Минута тишины»

1











«К малой родине любовь» 3ч.



32

Легенды и предания Курского края

«Тускарь», «Рыльск», «Обоянь», «Льгов», «Поныри», «Медвенка»

1





33

«Моя малая родина. Тим»

Ю. Першин «Моя Родина»

1






34

Читательская конференция «Творчество писателей Курского края»»

1






Итого:

34











Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение.

  1. Кабинет начальных классов.

  2. Библиотека

3. Компьютеры школы.

4.Проектор, принтер, сканер.

5.Магнитная доска.



Список литературы


  1. Хрестоматия для чтения в начальной школе «Соловушка» с дисками. Курск – 2017г.

  2. Методические разработки внеурочных занятий по хрестоматии для чтения в начальной школе. –Курск-2017

  3. Курская литературная открытка. 2016г.

  4. Книги поэта А.А. Говорова.


Цифровые образовательные ресурсы:

Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM)


























Лист корректировки программы

( календарно-тематического планирования)


№ урока

Дата по плану

Дата проведения

Тема

Кол-во часов

Причина корректировки

Способ корректировки