Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Фентисовская основная общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области
Принята на заседании Утверждаю :
педагогического совета Директор
МКОУ «Фентисовская МКОУ «Фентисовская ООШ»
основная Приказ № 1
общеобразовательная «29» августа 2023 г
школа» Кожевникова В.Т. _________
от «29» августа 2023г
протокол № 1
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Литературного кружка «Литература родного края»
Направленность: художественная направленность
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Срок реализации: 1 год (34 часа)
Автор –составитель:
Кишкина Любовь Дмитриевна
педагог дополнительного
образования
с.Фентисово
2023 год
Пояснительная записка
В основе программы лежат два направления:
Знакомство с литературно-художественными ценностями Курского края.
Воспитание позиции «художник слова».
Первое направление предусматривает первичное знакомство с жанровым разнообразием, богатством литературного наследия Курского края. Знакомит с рассказами, стихотворениями; малыми формами курского фольклора. Развивает художественный кругозор обучающихся. Предполагает знакомство с биографиями и творчеством поэтов и писателей родного края и людьми, которые прославляют своим творчеством край.
Второе направление позволяет развивать интерес к культуре родного края и гордость за людей, которые проживают на его территории (встречи с писателями, художниками родного края, посещение библиотек, литературного музея, спектаклей в театрах города и др.)
Работа в этом направлении способствует развитию креативных способностей обучающихся, обогащению языка посредством высказывания собственных суждений и отношений к искусству.
Программа кружка «Литература родного края» познакомит детей младшего школьного возраста с хрестоматией для чтения в начальной школе «Соловушка», где дети познакомятся с произведениями разных авторов: Е. Благининой, В. Чекальского, Ю. Асмолова, Н. Артюховой и др., а иллюстрации к хрестоматии рисовали ученики и учителя разных школ.
Хрестоматия для чтения в начальной школе «Соловушка» имеет литературно-художественное направление. Он привлекает к себе все большое внимание. Удивительное путешествие по хрестоматии познакомит ребят с произведениями курских литераторов.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить современно и понимать красоту родного края, добывать информацию, анализировать, обобщать, создавать презентации. Программа внесет существенный вклад в воспитание у детей экологической культуры, развитие в них личности, осознающей ответственность за сохранность природы родного края.
Преемственность программы кружковой деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа «Литература родного края» способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Актуальность программы объясняется тем, что содержание занятий программы «Литература родного края» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Новизна программы заключена в подборе материала для формирования личностных результатов, литературных произведений, на смыслах которых обучающиеся получают возможность усвоения нравственных общечеловеческих ценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получают первые представления о справедливости, упорстве, мужестве.
Методические занятия внеурочной деятельности являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: беседы, литературные гостиные, сценки, подвижные и интеллектуальные игры, творческие мастерские, презентации.
Также занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований, в виде проектов и т.п.
Планируемые результаты
Личностными результатами являются следующие умения и качества:
эмоциональность, умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому, чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, родному краю, его языку, культуре, истории;
интерес к чтению, потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений родных авторов, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами
является формирование универсальных учебных действий (УУД)
РегулятивныеУУД:
самостоятельноформулироватьтемуицели занятия;
составлятьпланрешенияучебнойпроблемысовместносучителем;
работатьпоплану,сверяясвоидействиясцелью,корректироватьсвоюдеятельность.
СредствомформированиярегулятивныхУУДслужиттехнология продуктивного чтения.
ПознавательныеУУД:
пользоватьсяразнымивидамичтения:изучающим, просмотровым, ознакомительным;
пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты литературных произведений родных авторов; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать ислышатьдругих,пытатьсяприниматьиную точку зрения,быть готовымкорректироватьсвоюточкузрения.
Предметными результатами
является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в чтении учителя и обучающихся;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведения;
читать наизусть понравившиеся стихи курских авторов.
Итогами обучения будет:
создание мини - библиотеки детьми по прочитанным произведениям;
макетов, презентации;
литературная гостиная «Соловушка»;
Содержание программы с указанием форм деятельности
В основе программы лежат два направления:
Знакомство с литературно-художественными ценностями Курского края.
Воспитание позиции «художник слова».
Первое направление предусматривает первичное знакомство с жанровым разнообразием, богатством литературного наследия Курского края. Знакомит с рассказами, стихотворениями; малыми формами курского фольклора. Развивает художественный кругозор обучающихся. Предполагает знакомство с биографиями и творчеством поэтов и писателей родного края и людьми, которые прославляют своим творчеством край.
Второе направление позволяет развивать интерес к культуре родного края и гордость за людей, которые проживают на его территории (встречи с писателями, художниками родного края, посещение библиотек, литературного музея, спектаклей в театрах города и др.)
Работа в этом направлении способствует развитию креативных способностей обучающихся, обогащению языка посредством высказывания собственных суждений и отношений к искусству.
Программа деятельности кружка «Литература родного края» познакомит детей младшего школьного возраста с хрестоматией для чтения в начальной школе «Соловушка», где дети познакомятся с произведениями разных авторов: Е. Благининой, В. Чекальского, Ю. Асмолова, Н. Артюховой и др., а иллюстрации к хрестоматии рисовали ученики и учителя разных школ.
Хрестоматия для чтения в начальной школе «Соловушка» имеет литературно-художественное направление. Он привлекает к себе все большое внимание. Удивительное путешествие по хрестоматии познакомит ребят с произведениями курских литераторов.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить современно и понимать красоту родного края, добывать информацию, анализировать, обобщать, создавать презентации. Программа внесет существенный вклад в воспитание у детей экологической культуры, развитие в них личности, осознающей ответственность за сохранность природы родного края.
Преемственность программы внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа внеурочной деятельности «Литература родного края» способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Актуальность программы объясняется тем, что содержание занятий программы
«Родная литература» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Новизна программы заключена в подборе материала для формирования личностных результатов, литературных произведений, на смыслах которых обучающиеся получают возможность усвоения нравственных общечеловеческих ценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получают первые представления о справедливости, упорстве, мужестве.
Методические занятия деятельности кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: беседы, литературные гостиные, сценки, подвижные и интеллектуальные игры, творческие мастерские, презентации.
Также занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований, в виде проектов и т.п.
Формы организации деятельности
- тесты
- кроссворды
- викторины, игры
- выставки рисунков
- защиты проектов
Содержание курса:
1. «С кем я рос» ( 13 час.)
Этот раздел приглашает окунуться в мир детства. Произведения о родных и близких людях, о доме, семье, друзьях, братьях наших меньших согревают особым теплом, делают отношения между взрослыми и детьми доверительными.
1. Произведения Елены Благининой: «Гори-гори ясно», «Верба», «Огонек», «Рябина», «Как лодка по волне», «Посидим в тишине» |
2.Произведения Владимира Чемальского : «Солнышко», «Весной», «Синичка» |
3.Егор Полянский: «Дележка», «Клубника», «Чучело», «Царь-горох» |
4.Владимир Ветков «Такая арифметика», «Бабушкины пироги» |
5.Ольга Аленкина «Колыбельная для бабушки» |
6. Марина Малец :»Домик», «Ты да я» |
7.Произведения Юрия Асмолова: «Тишина», «Иней» |
8.Творческая мастерская «Я попробую стать поэтом» |
9.Павел Пехлецкий «Зачем зимой, в мороз и иней…» |
10. Вадим Корнеев «С кем я рос» |
11.Аркадий Гайдар «Голубая чашка» |
12.Нина Артюхова «Трудный вечер», «Бабушка и внук», «Подружки» |
13.Выполнение проектов по произведениям Курских писателей. |
|
2. «Добрая планета сказок»( 7 час.)
Произведения этого раздела приглашают в удивительную страну добра и волшебства. Здесь собраны народные и литературные сказки, прозаические и стихотворные. Особенно отрадно, что известно имя курской писательницы Екатерины Авдеевой (Полевой), записавшей русские народные сказки для детского чтения.
1. | Сказки Курской губернии |
2 | Владимир Гордейчев «Ах и Ох» |
3 | Елена Благинина «Про хрустальный башмачок» |
4 | Елена Зарецкая «Я для бабушки своей», «Я возьму свою подушку» |
5 | Вероника Тутенко «Малиновая кошка» |
6 | Павел Эшов «Слово на ладони» |
7 | Юрий Сухов «Морская песенка» |
3.»Не наступить».
Этот раздел открывают классические произведения А.А.Фета. Лирическую волну подхватывают современные поэты, в произведениях которых звучит тема бережного отношения ко всему живому: жучкам, птицам, зверям, растениям. Человек – неотъемлемая часть мира и от его разума и душевной щедрости зависит счастье планеты.
1 | А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом…», «Задрожали листья, облетая…» Виртуальная экскурсия «Дом-музей А. Фета» |
2 | Е. Благинина «Мороз» |
3 | Т. Погорелова «Котик» |
4 | Г. Гатилова – Янкова «Щенок» |
5 | Е. Носов «Тридцать зёрен» |
6 | М. Колосов «Ежишка» |
7 | К. Воробьёв «Синель (отрывок)», «У кого поселяются аисты» |
8 | Творческая мастерская «Я попробую стать поэтом» |
9 | Е. Амелина «Июньский дождик», «Летний концерт» |
10 | А. Судженко «Ранняя русская осень…», «Все снежинки так легки» |
11 | А. Шитиков «Богомолка». В. Корнеев «Минута тишины» |
|
4.«К малой родине любовь». В этом разделе помещены произведения о городах, реках, посёлках, знаменитых людях Курского края – всё это край соловьиный, и у каждого своя малая родина.
1.Легенды и предания Курского края «Тускарь», «Рыльск», «Обоянь», «Льгов», «Поныри», «Медвенка» |
2.«Моя малая родина. Тим» .Е.Носов «Родина моя- Курщина» Ю. Першин «Моя Родина», Николай Асеев « Город Курск» |
3.Читательская конференция «Творчество писателей Курского края». Гимн города Курска. |
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | |
1. | «С кем я рос»» | 13 | |
2. | «Добрая планета сказок» | 7 | |
3. | «Не наступить» | 11 | |
2 | «К малой родине любовь» | 3 | 3 |
| Итого | 34 |
Ожидаемые результаты:
Знакомство детей с творчеством курских поэтов и писателей.
Знакомство детей с родной природой, трудом, бытом, традициями и обычаями жителей своего края.
Создание дидактического, наглядного материала: картотек, плакатов, электронных презентаций, которые будут иметь практическое применение для проведения интегрированных занятий, массовых мероприятий.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во час. | Дата проведения | |
План. | Факт. | | |
«С кем я рос»13 час. | | |
1 | Произведения Елены Благининой: «Гори-гори ясно», «Верба», «Огонек», «Рябина», «Как лодка по волне», «Посидим в тишине» | 1 | | | | |
2 | Произведения Владимира Чемальского«Солнышко», «Весной», «Синичка» | 1 | | | | |
3 | Егор Полянский: «Дележка», «Клубника», «Чучело», «Царь-горох» | 1 | | | | |
4 | Владимир Ветков «Такая арифметика», «Бабушкины пироги» | 1 | | | | |
5 | Ольга Аленкина «Колыбельная для бабушки» | 1 | | | | |
6 | Марина Малец :»Домик», «Ты да я» | 1 | | | | |
7 | Произведения Юрия Асмолова: «Тишина», «Иней» | 1 | | | | |
8 | Творческая мастерская «Я попробую стать поэтом» | 1 | | | | |
9 | Павел Пехлецкий «Зачем зимой, в мороз и иней…» | 1 | | | | |
10 | Вадим Корнеев «С кем я рос» | 1 | | | | |
11 | Аркадий Гайдар «Голубая чашка» | 1 | | | | |
12 | В. Корнеев «Минута тишины» | 1 | | | | |
13 | Выполнение проектов по произведениям курских писателей. | 1 | | | | |
Добрая планета сказок (7 часов) | |
14 | Сказки Курской губернии | 1 | | | | |
15 | Владимир Гордейчев «Ах и Ох» | 1 | | | | |
16 | Елена Благинина «Про хрустальный башмачок» | 1 | | | | |
17 | Елена Зарецкая «Я для бабушки своей», «Я возьму свою подушку» | 1 | | | | |
18 | Вероника Тутенко «Малиновая кошка» | 1 | | | | |
19 | Павел Эшов «Слово на ладони» | 1 | | | | |
20 | Юрий Сухов «Морская песенка» | 1 | | | | |
Не наступить (11 час) | | |
21 | А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом…», «Задрожали листья, облетая…» Виртуальная экскурсия «Дом-музей А. Фета» | 1 | | | | |
22 | Е. Благинина «Мороз» | 1 | | | | |
23 | Т. Погорелова «Котик» | 1 | | | | |
24 | Г. Гатилова – Янкова «Щенок» | 1 | | | | |
25 | Е. Носов «Тридцать зёрен» | 1 | | | | |
26 | М. Колосов «Ежишка» | 1 | | | | |
27 | К. Воробьёв «Синель (отрывок)», «У кого поселяются аисты» | 1 | | | | |
28 | Творческая мастерская «Я попробую стать поэтом» | 1 | | | | |
29 | Е. Амелина «Июньский дождик», «Летний концерт» | 1 | | | | |
30 | А. Судженко «Ранняя русская осень…», «Все снежинки так легки» | 1 | | | | |
31 | А. Шитиков «Богомолка». В. Корнеев «Минута тишины» | 1 | | | | |
| | | | | |
«К малой родине любовь» 3ч. | | |
32 | Легенды и предания Курского края «Тускарь», «Рыльск», «Обоянь», «Льгов», «Поныри», «Медвенка» | 1 | | | | |
33 | «Моя малая родина. Тим» Ю. Першин «Моя Родина» | 1 | | | | |
34 | Читательская конференция «Творчество писателей Курского края»» | 1 | | | | |
| Итого: | 34 | | | | |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Кабинет начальных классов.
Библиотека
3. Компьютеры школы.
4.Проектор, принтер, сканер.
5.Магнитная доска.
Список литературы
Хрестоматия для чтения в начальной школе «Соловушка» с дисками. Курск – 2017г.
Методические разработки внеурочных занятий по хрестоматии для чтения в начальной школе. –Курск-2017
Курская литературная открытка. 2016г.
Книги поэта А.А. Говорова.
Цифровые образовательные ресурсы:
Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM)
Лист корректировки программы
( календарно-тематического планирования)
№ урока | Дата по плану | Дата проведения | Тема | Кол-во часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
| |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |