Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
п. Свх. им. Льва Толстого
Обобщение опыта по теме:
«Развитие творческих способностей
у учащихся начальной школы»
Подготовила: Панкратова Г.Б.
учитель начальных классов
Содержание
1.Актуальность опыта.______________________________________2
2.Условия возникновения и становления опыта._________________2
3.Описание сущности опыта.________________________________2-3
4.Практическое применение.
41.Творческие задания на уроках литературного чтения и развития речи._________ ___________________________________________3-4
4.2.Творческие задания на уроках русского языка._______________4-5
4.3.Творческие задания на уроках математики.__________________5-6
5.Результативность опыта.____________________________________6
6. Заключение.______________________________________________6
Цель: создание условий для реализации творческих способностей учащихся.
Задачи:
-развитие и формирование умственных способностей учащихся: внимания, памяти, логического мышления и воображения;
-развитие творческой деятельности учащихся;
-развитие интереса к учебным предметам;
-воспитание чувства самоуважения.
Методы обучения: проблемный, поисковой, исследовательский.
Формы обучения: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая, коллективная.
Добрый день уважаемые коллеги!
Я, учитель начальных классов МБОУ п. Свх. им. Льва Толстого, Панкратова Галина Борисовна, хочу познакомить Вас с обобщением моего опыта по теме: «Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы»
Цели и задачи, которые я ставлю перед собой , вы видите на слайде.
Моё педагогическое кредо:
-Найти ключик к каждой детской душе, подарить детям частичку своего сердца.
-Главное вера в ребёнка, уважение его личности, стремление помочь ему в достижении успеха.
-Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех.
-Не мыслями надо учить, а учить мыслить.
Не школа преобразовывает жизнь, а,
напротив того, жизнь создает для себя
школу и приспосабливает её к своим
потребностям и стремлениям.
Д.И. Писарев.
1.Актуальность опыта.
Современная школа переживает новый этап своего развития. Передо мной стоит задача перестроить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами творческой личности. Формирование творческой личности, одна из главных моих задач.
2.Условия возникновения и становления опыта.
Стаж моей работы в школе 30 лет. Работая в школе, мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, узнавать о новых технологиях и применять их на практике. Каждый свой урок мне хочется построить так, чтобы ученики захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к работе с учащимися над развитием их творческой деятельности. Ведь именно она определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает не только теоретический, но и практический смысл. Развивает логическое мышление, память, внимание, воображение.
3.Описание сущности опыта.
Творчество порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир детства и надежд, где не угасает одухотворяющий поиск разума и образа.
Творчество детей я развиваю в процессе всего обучения. Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащихся начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младших школьников, я решаю задачи развития их воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу.
Эффективность развития их способностей во многом зависит от того материала, который я преподношу. Чтобы выполнить задание, ученики должны не только хорошо знать программный материал, но и уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать. Для этого я провожу текущую и итоговую рефлексию. Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии я фиксирую, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делаю вывод о продвижении учащихся, об уровне развития творческого мышления и воображения.
Под рефлексивными действиями в своей работе я понимаю:
-готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;
-умения обретать новый смысл и ценности;
-умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;
-умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений;
-гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);
-художественную ценность
-субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на уровне нравится – не нравится).
На своих уроках я использую разнообразные форы работы; индивидуальные, парные, фронтальные, групповые, коллективные, в зависимости от целей выполнения задания и его уровня сложности. Предпочтительность я отдаю коллективной и групповой формам работы, потому, что совместный поиск позволяет объединить знания, умения и способности нескольких человек, повышают интенсивность рефлексии, играющей важную роль в процессе создания нового. Ученик осознаёт не только творческую деятельность как новую, но и себя в творчестве (свои потребности, мотивы, возможности и т.д.), что позволяет ему корректировать свой образовательный путь.
4. Практическое применение
Приведу несколько примеров, которые, я использую на своих уроках.
4.1.Творческие задания на уроках литературного чтения и развития речи.
На уроках литературного чтения и развития речи я предлагаю следующие задания:
Сочинить считалку, скороговорку по определенному ритмическому рисунку.
Заполнить намеренно пропущенные в стихотворении слова-рифмы.
Восстановить смысл пословиц.
Зашифровать пословицу с помощью рисунка.
Сочинить сказку, рассказ, имитирующие произведения знакомых авторов и знакомых жанров.
Завершить произведение знакомого автора, предложенного без концовки.
Восстановить ритм в стихотворении, убрав лишние слова.
Узнать автора произведения, опираясь на знания авторской индивидуальности.
Составить диафильм из рисунков к произведениям.
Нарисовать иллюстрацию к тексту.
Инсценировать произведение (групповая работа).
Сочинить стихотворение по определенной теме или по заданному началу.
- После изучения всех букв в 1 классе ребята составляют свою Азбуку, подбирают слова на определённую тему на каждую букву алфавита.
- Детьми ведутся «Книжки-малышки», собственного изготовления, в которых записываются частушки, загадки, стихи, которые они сочинили сами.
4.2.Творческие задания на уроках русского языка.
На уроках русского языка я использую анаграммы:

Кроссворды со словарными словами – одно из творческих домашних заданий. Оно направлено на повышение эффективности работы с орфографическим словарём.
Особое место в моей работе по развитию речи и творческих способностей учащихся занимает обучение сочинению.
С удовольствием, а не по принуждению ученики участвуют в КВНах по русскому языку.
Любят ребята игру:

Любят дети разгадывать ребусы и шарады:
1. Когда я с “д” - меня сорвут.
Когда я с “т” - на мне плывут. (Плод - Плот)
2. Мы всех – и взрослых и детей –
В часы досуга развлекаем.
Но если нам приставить “т”,
Мы их ужасно напугаем. (Игры - Тигры)
4.3.Творческие задания на уроках математики.
На уроках математике, я использую задания, которые делятся на два этапа:
- творческие задания, требуемые самостоятельности, поисковой деятельности, нетрадиционных подходов.
- задачи повышенной трудности интегрированного характера, где знания применяются из различных школьных дисциплин одновременно.
Например:
Задание 1.
Реши выражения первого и второго столбиков. Закончи пословицы (соедини выражения с одинаковыми значениями):
4 * 3
(Много снега -…) (мало леса – посади.)
42 – 22
(Много леса - береги, …) (много хлеба.)
5 * 4 2 * 6
Решение.
4 * 3 = 12 2 *6 = 12
Много снега – много хлеба.
5 * 4 = 20 42 – 22 = 20
Много леса – береги, мало леса – посади.
Задание 2.
Сколько порций мороженого нужно принести официанту, если за столиком сидит семья-мама, папа, три их дочки у каждого из которых есть по два брата, и каждому нужно принести по 1 мороженому?
3.Игровое задание в первом классе.
)
Творческие задания повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников. Детское творчество неисчерпаемо. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлечённости.
Если мы будем творить сами, проявлять в полную силу свои творческие способности, то творить будут и наши ученики.
5. Результативность опыта.
Результатами моей деятельности служат:
Участие моих учеников в школьных олимпиадах, конкурсах, викторинах, КВНах.
2.Учащиеся моего класса Поляков Дмитрий и Пальчиков Сергей являются победителями в районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» в 2017г. Пальчиков Сергей – участник районного конкурса чтецов «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово».
3.Мои учащиеся на протяжении многих лет являются победителями и призёрами международных и всероссийских заочных олимпиад и конкурсов: «Пятёрочка», «Планета знаний», «Зимний фестиваль знаний 2018г», «Битва математических титанов», «Я и мир вокруг меня» и другие.
4. На протяжении последних четырёх лет прослеживается положительная динамика качества знаний учащихся по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру, о чем свидетельствуют результаты ВПР по данным предметам.
6.Заключение.
Уважаемые коллеги, помните о принципе «педагогического оптимизма». Отмечайте даже самые незначительные успехи ребёнка. Только тогда Вы добьётесь серьёзных сдвигов в положительную сторону в творческом развитии учащихся.
А закончить своё выступление я хочу словами великого педагога Василия Александровича Сухомлинского:
«Ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка».
6