СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по теме "Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой разработке помещён доклад: обобщение опыта работы по теме "Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы".

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме "Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы".»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

п. Свх. им. Льва Толстого












Обобщение опыта по теме:

«Развитие творческих способностей

у учащихся начальной школы»















Подготовила: Панкратова Г.Б.

учитель начальных классов

                                                           


Содержание

1.Актуальность опыта.______________________________________2

2.Условия возникновения и становления опыта._________________2

3.Описание сущности опыта.________________________________2-3

4.Практическое применение.

41.Творческие задания на уроках литературного чтения и развития речи._________ ___________________________________________3-4

4.2.Творческие задания на уроках русского языка._______________4-5

4.3.Творческие задания на уроках математики.__________________5-6

5.Результативность опыта.____________________________________6

6. Заключение.______________________________________________6






































Цель: создание условий для реализации творческих способностей учащихся.

Задачи:

-развитие и формирование умственных способностей учащихся: внимания, памяти, логического мышления и воображения;

-развитие творческой деятельности учащихся;

-развитие интереса к учебным предметам;

-воспитание чувства самоуважения. 

Методы обучения: проблемный, поисковой, исследовательский.

Формы обучения: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая, коллективная.

Добрый день уважаемые коллеги!

Я, учитель начальных классов МБОУ п. Свх. им. Льва Толстого, Панкратова Галина Борисовна, хочу познакомить Вас с обобщением моего опыта по теме: «Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы»

Цели и задачи, которые я ставлю перед собой , вы видите на слайде.

Моё педагогическое кредо:

-Найти ключик к каждой детской душе, подарить детям частичку своего сердца.

-Главное вера в ребёнка, уважение его личности, стремление помочь ему в достижении успеха.

-Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех.

-Не мыслями надо учить, а учить мыслить.

    Не школа преобразовывает жизнь, а,

                                                                  напротив того, жизнь создает для себя

                                                                  школу и приспосабливает её к своим

                                                                  потребностям и стремлениям.

                                                                                                        Д.И. Писарев.

1.Актуальность опыта.

 Современная школа переживает новый этап своего развития. Передо мной стоит задача перестроить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами творческой  личности. Формирование творческой личности, одна из главных моих задач.

2.Условия возникновения и становления опыта.     

Стаж моей работы в школе 30 лет. Работая в школе, мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, узнавать о новых технологиях и применять их на практике. Каждый свой урок мне хочется построить так, чтобы ученики захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к работе с учащимися над развитием их творческой деятельности. Ведь именно она определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает не только теоретический, но и практический смысл. Развивает логическое мышление, память, внимание, воображение.

3.Описание сущности опыта.

Творчество порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир детства и надежд, где не угасает одухотворяющий поиск разума и образа. 

Творчество детей я развиваю в процессе всего обучения. Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащихся начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младших школьников, я решаю задачи развития их воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу.

Эффективность развития их способностей во многом зависит от того материала, который я преподношу. Чтобы выполнить задание, ученики должны не только хорошо знать программный материал, но и уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать. Для этого я провожу текущую и итоговую рефлексию. Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии я фиксирую, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делаю вывод о продвижении учащихся, об уровне развития творческого мышления и воображения.

Под рефлексивными действиями в своей работе я понимаю:

-готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;

-умения обретать новый смысл и ценности;

-умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;

-умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений;

-гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);

-художественную ценность

-субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на уровне нравится – не нравится).

На своих уроках я использую разнообразные форы работы; индивидуальные, парные, фронтальные, групповые, коллективные, в зависимости от целей выполнения задания и его уровня сложности. Предпочтительность я отдаю коллективной и групповой формам работы, потому, что совместный поиск позволяет объединить знания, умения и способности нескольких человек, повышают интенсивность рефлексии, играющей важную роль в процессе создания нового. Ученик осознаёт не только творческую деятельность как новую, но и себя в творчестве (свои потребности, мотивы, возможности и т.д.), что позволяет ему корректировать свой образовательный путь.

4. Практическое применение   

Приведу несколько примеров, которые, я использую на своих уроках.

4.1.Творческие задания на уроках литературного чтения и развития речи.

На уроках литературного чтения и развития речи я предлагаю следующие задания:

  1. Сочинить считалку, скороговорку по определенному ритмическому рисунку.

  2. Заполнить намеренно пропущенные в стихотворении слова-рифмы.

  3. Восстановить смысл пословиц.

  4. Зашифровать пословицу с помощью рисунка.

  5. Сочинить сказку, рассказ, имитирующие произведения знакомых авторов и знакомых жанров.

  6. Завершить произведение знакомого автора, предложенного без концовки.

  7. Восстановить ритм в стихотворении, убрав лишние слова.

  8. Узнать автора произведения, опираясь на знания авторской индивидуальности.

  9. Составить диафильм из рисунков к произведениям.

  10. Нарисовать иллюстрацию к тексту.

  11. Инсценировать произведение (групповая работа).

  12. Сочинить стихотворение по определенной теме или по заданному началу.

- После изучения всех букв в 1 классе ребята составляют свою Азбуку, подбирают слова на определённую тему на каждую букву алфавита.

    - Детьми ведутся «Книжки-малышки», собственного изготовления, в которых записываются частушки, загадки, стихи, которые они сочинили сами.


4.2.Творческие задания на уроках русского языка.

На уроках русского языка я использую анаграммы:

Кроссворды со словарными словами – одно из творческих домашних заданий. Оно направлено на повышение эффективности работы с орфографическим словарём.

Особое место в моей работе по развитию речи и творческих способностей учащихся занимает обучение сочинению.

С удовольствием, а не по принуждению ученики участвуют в КВНах по русскому языку.  

Любят ребята игру:


Любят дети разгадывать ребусы и шарады:


1. Когда я с “д” - меня сорвут. 
Когда я с “т” - на мне плывут. (Плод - Плот) 


2. Мы всех – и взрослых и детей – 
В часы досуга развлекаем. 
Но если нам приставить “т”, 
Мы их ужасно напугаем. (Игры - Тигры) 


  4.3.Творческие задания на уроках математики.

На уроках математике, я использую задания, которые делятся на два этапа:

- творческие задания, требуемые самостоятельности, поисковой деятельности, нетрадиционных подходов.

- задачи повышенной трудности интегрированного характера, где знания применяются из различных школьных дисциплин одновременно.

Например:

Задание 1.

Реши выражения первого и второго столбиков. Закончи пословицы (соедини выражения с одинаковыми значениями):

4 * 3                                            

(Много снега -…)                     (мало леса – посади.)

                                          42 – 22

(Много леса - береги, …) (много хлеба.)

5 * 4                                             2 * 6

                             

Решение.

4 * 3 = 12          2 *6 = 12

Много снега – много хлеба.

5 * 4 = 20          42 – 22 = 20

Много леса – береги, мало леса – посади.

Задание 2.

Сколько порций мороженого нужно принести официанту, если за столиком сидит семья-мама, папа, три их дочки у каждого из которых есть по два брата, и каждому нужно принести по 1 мороженому?


3.Игровое задание в первом классе.

)

Творческие задания повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников. Детское творчество неисчерпаемо. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлечённости.

Если мы будем творить сами, проявлять в полную силу свои творческие способности, то творить будут и наши ученики.

 5. Результативность опыта.

  Результатами моей деятельности служат:

  1. Участие моих учеников в школьных олимпиадах, конкурсах, викторинах, КВНах.

2.Учащиеся моего класса Поляков Дмитрий и Пальчиков Сергей являются победителями в районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» в 2017г. Пальчиков Сергей – участник районного конкурса чтецов «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово».

3.Мои учащиеся на протяжении многих лет являются победителями и призёрами международных и всероссийских заочных олимпиад и конкурсов: «Пятёрочка», «Планета знаний», «Зимний фестиваль знаний 2018г», «Битва математических титанов», «Я и мир вокруг меня» и другие.

4. На протяжении последних четырёх лет прослеживается положительная динамика качества знаний учащихся по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру, о чем свидетельствуют результаты ВПР по данным предметам.

6.Заключение.

Уважаемые коллеги, помните о принципе «педагогического оптимизма». Отмечайте даже самые незначительные успехи ребёнка. Только тогда Вы добьётесь серьёзных сдвигов в положительную сторону в творческом развитии учащихся.

А закончить своё выступление я хочу словами великого педагога Василия Александровича Сухомлинского:

   «Ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка».

6