Конспект урока литературного чтения. 3 класс.
Тема: Оценка достижений. Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь 1».
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний и умений.
Задачи урока:
Предметные: повторить и обобщить изученный материал по разделу; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать эстетические, нравственные качества личности, умение понимать и любить поэзию.
Метапредметные:
познавательные: составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;
коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач; формулировать собственную позицию и мнение;
регулятивные: обучать умению самим формулировать тему и задачи урока; планировать свои действия;
личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; учить адекватно оценивать свою деятельность.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой и др. 2 часть, 3класс; конверты с заданиями по количеству групп (№1 – опорные слова, №2 – таблица для анализа стихотворения); карточки для проведения теста по количеству учащихся; презентации «Речевая разминка» и «Тест», компьютер, проектор, экран.
Ход урока
I. Оргмомент. Речевая разминка.
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями – много.
- Прочитайте хором.
- Как надо читать слово «веселей»?
- Покажите руками «чуть-чуть», «много».
- Прочитайте ещё раз, добавляя нужную интонацию и движения.
- Я желаю вам, чтобы к концу урока ваше весёлое настроение осталось с вами.
Проверка домашнего задания
Учащиеся заранее развесили иллюстрации к стихотворению С.А.Есенина «Черёмуха», разделив их на группы, в зависимости от того, к какому четверостишию нарисована иллюстрация.
- К каким словам из изученного стихотворения эта группа иллюстраций? (зачитывается четверостишие)
- Как вы узнали? Что на рисунках помогло вам это понять?
- Какой рисунок из группы вам нравится больше всего? Почему?
II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
- Случайно ли мы начали наш урок чтения стихами? Как называется раздел, над которым мы работали? (Поэтическая тетрадь №1)
- Чему мы учились, изучая произведения этого раздела?
- С какими поэтами познакомились? Что нового узнали?
(вывешиваются портреты поэтов)
- А сегодня у нас последний урок по этому разделу. Как вы думаете, как будет звучать его тема? (Обобщение по разделу)
- Сформулируйте задачи урока, опираясь на алгоритм:
Повторим….
- Изучая раздел, мы познакомились с творчеством трёх разных поэтов и с семью разными стихотворениями этих поэтов. Но все они собраны в одном разделе учебника. Сформулируйте ещё одну задачу урока.
Узнаем…
- Откройте учебник на стр. 56 и прочитайте заголовок перед заданиями, которые есть на этой странице. (Проверим себя и оценим свои достижения)
- Ещё одна цель нашего урока – написать проверочную работу по изученному тесту и оценить её.
III. Работа по теме урока.
- Изучая раздел, мы кратко знакомились с биографией каждого поэта. Подумайте, может быть, не просто так их поместили в один раздел, и в их жизнях было что-то общее? (поэты серебряного века – начало 20 века, Саша Белый и А.А.Блок родились в один год – 1880, у всех день рождения осенью)
- Теперь обратимся к изученным произведениям.
Работа в группах
- На вашем столе лежат карточки, на которых напечатаны слова. Внимательно прочитайте их и определите из какого из изученных стихотворений взяты эти слова.
(Названия узнанных произведений вывешиваются на доску)
1. Бегемот, поиграть, пруд, малыш, большой.
Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?»
2. Прыгай, подружись, пичужка, зёрна, нахал.
Саша Чёрный «Воробей»
3. Качаешь, клетушка, скучно, брёвна, дружок.
Саша Чёрный «Слон»
4. Окно, снег, бегают, игра, голоса.
А.А.Блок «Ветхая избушка»
5. Осталась, боком, лавка, игрушки, довольна.
А.А.Блок «Ворона»
6. Сползает, кудри, маленький, песенки, бежит.
С.А.Есенин «Черёмуха»
- Откройте учебники, перечитайте ещё раз своё стихотворение и заполните таблицу.
Тема стихотворения (о чём или о ком оно?) | |
Главная мысль (чему нас хотел научить поэт?) | |
Средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения) | |
Физминутка
На доске написаны письменные заглавные буквы С и А.
- Вытяните вперёд правую руку и обведите ею букву, с которой начинается им поэта Блока.
- Левой рукой обведите первую букву имени Чёрного.
- Посмотрите на кончик своего носа, представьте, что он у вас вырос и уткнулся в доску. Обведите им первую букву имени Есенина.
- Вытяните руки вверх и напишите ими первую букву фамилии того поэта, чьи стихи вам больше всего понравились.
Выступление групп.
По результатам выступления делается вывод о причине помещения произведений этих поэтов в одном разделе учебника:
Все изученные стихи о природе.
Все они были написаны, чтобы научить детей ценить природу, бережно к ней относиться, быть ей благодарной.
Значит, все эти поэты сами любили природу.
Кроме того, поэты использовали разные средства художественной выразительности. Поэтому все стихи очень красиво написаны.
Тест.
1. Кто автор стихотворения «Воробей»?
а) А.А.Блок
б) Саша Черный
в) С.А.Есенин
2. Какое из стихотворений написал А.А. Блок?
а) «Сны»
б) «Воробей»
в) «Черемуха»
3. Из какого произведения эти строчки?
Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком.
а) «Что ты тискаешь утенка?»
б) «Ветхая избушка»
в) «Ворона»
4. В каком произведении автор учит бережному отношению к животным?
а) «Ворона»
б) «Что ты тискаешь утенка?»
в) «Воробей»
5. Как вы понимаете значение слова «ветхий»?
а) разрушающийся
б) соломенный
в) деревянный
6. Как вы понимаете значение слова «пряная»?
а) сделана из пряников
б) ароматная
в) вкусная
7. Вспомни рифму.
Я принёс тебе из бархата слона,
Он хоть маленький, но милый. …
а) Хочешь? Да?
б) Возьмёшь? На!
в) Хочешь? На!
8. Как зовут Блока?
а) Александр Алексеевич
б) Александр Александрович
в) Алексей Александрович
9. Кто скрывается под псевдонимом Саша Черный?
а) Александр Максимович Гликберг
б) Михаил Александрович Гликберг
в) Александр Михайлович Гликберг
10. Зелёный свет лампадки, конник гневный, сказка древняя – это
а) сравнение
б) эпитет
в) олицетворение
11. Человек посадил слона в клетушку, словно мышь – это
а) сравнение
б) эпитет
в) олицетворение
12. Ручей … вкрадчиво под кручею …песенки поёт - это
а) сравнение
б) эпитет
в) олицетворение
Взаимопроверка и выставление оценок: без ошибок – «5», 9-11 правильных ответов – «4», 6-8 правильных ответов – «3»
Домашнее задание.
- Откройте учебники на стр. 56 и прочитайте вопрос 2 из раздела «Проверим себя»
- На уроке мы вывили сходство изученных произведений. А дома попробуйте сделать обратную работу: разделить их на группы. Получившиеся группы и тему, которая их объединяет, запишите на отдельном листе.
Рефлексия.
- Вспомните, какие мы ставили задачи урока и скажите, как мы с ними справились.
- Закончите высказывание: я узнал…, я смог…, я научился….
- Вы сегодня очень хорошо сотрудничали со своими группами и с соседями по парте. Молодцы, ребята! Спасибо за урок.