СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение по теме: "Дыхание"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На заключительном уроке при изучении темы «Дыхание» учащиеся с помощью учителя делятся на три равноценные команды. В  начале изучения темы «Дыхание», в качестве домашнего задания, получают задание подготовить   презентации (одна на команду) по теме «Влияние курения на органы дыхания».

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме: "Дыхание"»

Обобщение по теме «Дыхание» (Гигиена органов дыхания)


Подготовка к уроку.

На заключительном уроке при изучении темы «Дыхание» учащиеся с помощью учителя делятся на три равноценные команды. В начале изучения темы «Дыхание», в качестве домашнего задания, получают задание подготовить презентации (одна на команду) по теме «Влияние курения на органы дыхания».

Вопросы для повторения и обсуждения должны быть различной степени сложности, активизирующие познавательную деятельность детей, создающие ситуацию успеха для детей с различным уровнем способностей, знаний и умений.


«Я дышу, и, значит, я живу…» В. Высоцкий

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. ( Слайд № 1) Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок, он космический. Наш класс разделён на три космических экипажа, которые в течение урока должны совершить полёты в космос. Выполнить несколько разнообразных заданий и получить за верные ответы (действия) звёзды. За правильный, полный ответ экипаж получает одну звезду, за не полный - ползвезды. Если отвечающий экипаж дала не полный (не правильный) ответ, то дополнить (ответить) может другой экипаж. В зависимости от объёма предоставленной информации на вопрос дополняющий (отвечающий) экипаж получает пол звезды или целую. Чем больше экипажи наберут звёзд, тем итоговая отметка будет выше. Участники экипажей, набравшие меньшее количество звёзд, имеют право самому активному ученику увеличить итоговую оценку на один балл, а свой балл увеличить, активно отвечая на индивидуальные задания. Я Вам всем желаю удачного полёта за звёздами! Нас ожидает настоящий звездопад! Пристегните ремни! Старт! ( Слайд № 2) II. Проверка знаний учащихся в виде конкурсных заданий

Полёт №1. «Путь к лёгким» ( биологический футбол ). Подписать органы дыхания на рисунке обозначенные цифрами. ( Слайд № 3) Даётся одна карточка на ряд. Какой экипаж заканчивает первым – 3 звезды, II. – 2 звезды, III. - 1 звезда. Выполненные задания передаются учителю. Проверяем. Учитель выводит на экран верные ответы. ( Слайд № 4) Результаты записываются на доске.

Полёт №2 . « Видеовопрос». ( Нужно дать объяснение картинке на экране). ( Слайд № 5 - 15).

За правильный ответ экипаж получает звезду. Результаты записываются на доске.

Полёт № 3 . « Звёздный путь». В конвертах для каждой команды находятся карточки со словами, нужно выбрать определённые по данному вопросу 5 слов. За правильный и быстрый ответ экипаж получает 3-1 звезду. ( Слайд № 16)

 1. НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ (реснички, слизь, согревание, ноздри, полость).

 2. ГАЗООБМЕН В ЛЁГКИХ И ТКАНЯХ (клетка, вдох, Ж. Ё. Л. , дыхательный объём альвеолы).

 3. ЛЁГКИЕ (сурфактант, 100м2, 2 доли, грудная клетка, плевральная полость).


Учитель выводит на экран верные ответы. ( Слайд № 17)

Молодцы! Полёт проходит нормально! Только я вижу, что вы скучаете за домом.

Рефлексия. Сядьте правильно. Представьте, что у вас в руке ваш любимый цветок. О, какой аромат! Сделайте равномерный плавный вдох. Какой великолепный запах! А теперь равномерно, постепенно выдыхайте. Выдох не должен затухать к концу. Если начинает кружиться голова, надо уменьшить глубину вдохов и выдохов. Умнички! А сейчас снова возвращаемся к нашим полётам.


Полёт № 4 . «Тестовая работа» ( взаимопроверка). Выбрать правильный ответ

( Слайд № 19-22)


А) Жизненная ёмкость лёгких у женщин равна:

1. 3500мл.

2. 2700мл

3. 2000мл

Б) Орган звукообразования:

 1. Гортань

 2. Носоглотка

 3. Трахея

 В) С наружи лёгкие покрыты плеврой:

 1. Лёгочной

 2. Пристеночной

 3. Альвеолярной

Г) Гортань в виде:

 1. Квадрата

 2. Круга.

 3. Треугольника

Д) Дыхательный объём равен:

 1. 500 мл.

 2. 1000мл.

 3. 1500 мл.


Е) Прививки делают от :

 1. Курения

 2. Гриппа

 3. Туберкулёза

 Ж) Газ, практически не изменяющийся по количеству во вдыхаемом и вдыхаемом воздухе:

 1. О2

 2. СО2

 3. N2

З) Количество воздуха, оставшееся после максимального выдоха:

 1. Дыхательный объём

 2. Резервный объём

 3. Остаточный объём

И) Носовая полость снабжена:

 1. Ресничками

 2. Сосудами

 3. Связками

 К) Альвеолы - это:

 1. Лёгочные пузырьки

 2. Лёгочные мешочки

 3. Лёгочные капсулы



Полёт № 5 . « Возвращение». На экране зашифрованные слова. Это шифр для возвращения домой. За правильный ответ экипаж получает звезду». ( Слайд № 23-25)

Результаты записываются на доске.
терузёбукл роганть ныдеиха фадигмара бмеанзого лотоскнога рлепав рингтонолориголао туберкулёз гортань дыхание диафрагма газообмен носоглотка плевра оториноларинголог


III. Поведение итогов урока

Подсчёт баллов каждой команды.

Учащиеся экипажа, получившей наибольшее количество баллов получают оценки высокого уровня. Учащиеся экипажа, занявшей второе место получают оценки достаточного уровня. А учащиеся экипажа, набравшей наименьшее количество баллов, получают оценки среднего уровня и домашнее задание составить кроссворд по теме «Дыхание».

Выставление оценок

И в заключение урока, хочу вас познакомить с уникальной исторической находкой. Была обнаружена доселе неизвестная рукопись, принадлежащая перу инопланетянина.

"Я, Гуманоид III завещаю всем, кто найдет эту рукопись:

Не жевать и не курить сухую траву (табак), так как по моим наблюдениям, от этого сипнет голос, "вянет" кожа, болит и кружится голова, а ум становится медлительным. Будучи в трезвом уме и твердой памяти, призываю всячески препятствовать распространению вредной привычки на территории нашего государства и за ее пределами. Призываю не при каких обстоятельствах не жевать и не курить табак".

Конечно, вы понимаете, что такой рукописи на самом деле не существует, но, думаю, что любой здравомыслящий человек, оценивший все последствия воздействия табака на организм, готов подписаться под этими словами.

IV. Домашнее задание. Творческие задачи по биологии ( Слайд № 27 )

1. На заре воздухоплавания 3 французских аэронавта совершили полет на воздушном шаре. Они поднялись на высоты 8000 м. Только один из аэронавтов остался живым, но и он опустился на землю в очень тяжелом состоянии. Объясните причины этой трагедии. (В верхних слоях атмосферы воздух разрежен, и смерть воздухоплавателей произошла оттого, что им не хватило кислорода).

2. Поспорили два человека. Один утверждал, что легкие расширяются и поэтому в них входит воздух, другой - что воздух входит в легкие и поэтому они расширяются. Кто прав? (Если речь идет о естественном дыхании - прав первый: механизм дыхания всасывающий. Если речь об искусственном дыхании - прав второй, так как механизм в этом случае нагнетательный).

3. У водолазов, находящихся в зоне повышенного давления происходит насыщение тканей организма азотом и гелием. Объясните, почему водолазам нельзя быстро подниматься с большой глубины в зону пониженного давления? (При быстром переходе из зоны высокого давления в зону пониженного давления избыточно растворенный азот и гелий не успевают выводиться через легкие, следствием чего является переход газов из растворенного состояния в газообразное с образованием пузырьков, которые закупоривают кровеносные сосуды. Необходимо соблюдать правильный режим перехода от высокого давления к низкому).

На этом наш урок закончен. Будьте здоровы!