СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по информатике "Обработка числовой информации в ЭТ"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по информатике "Обработка числовой информации в ЭТ"»

Технологическая карта урока по информатике

Тема урока:

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

Класс:

9

Цели урока:


Планируемые результаты: Предметные: повторение основных понятий раздела «Обработка числовой информации в электронных таблицах»; активизировать деятельность учащихся для усвоения знаний и совершенствования навыков использования ссылок и встроенных функций для выполнения расчетов; определять условия и возможности применения программного средства для решения финансовых задач. Личностные: представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека. Метапредметные: Регулятивные УУД Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; контролировать и оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью; слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения; умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Познавательные УУД Уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; уметь ставить и формулировать проблемы, находить и выделять необходимую информацию.

Решаемые учебные задачи:

1) систематизация и расширение представлений учащихся о возможностях использования электронных таблиц; 2) формирование практических навыков работы с электронной таблицей.

Тип урока:

обобщения и систематизации знаний

Форма занятия

фронтальная, групповая, индивидуальная

Средства и оборудование

мультимедийная система, компьютеры, раздаточный материал

Протяженность занятия

45 мин


План урока

Организационный момент

2 мин

Введение в тему урока и постановка учебных задач.

5

Проверка знаний по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

20

Физкультминутка

3

Проверка умений и навыков по работе с программой MS Excel. Практическая работа

10

Заключительная часть: подведение итогов; рефлексия.

4

Домашнее задание

1

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

УУД на этапах работы

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Начать урок я хочу с ключа, который открывает все «замки» в душах людей. Этот ключ называется улыбка. Подарите свою улыбку мне, своим друзьям – одноклассникам. Ребята, вы наверное, слышали поговорку «Дорогу осилит идущий»…, а информатику мыслящий! Пусть это будет девизом нашего урока. Дорога познаний трудна, но интересна. Нам предстоит пройти много этапов. Желаю вам удачно справиться с ними.

Приветствие учителя, организация рабочего места, эмоциональное настраивание на предстоящую учебную деятельность

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения

Введение в тему урока и постановка учебных задач

Сейчас мы с вами проведем умственную разминку, нам необходимо будет решить кроссворд.


Назовите получившееся слово по вертикали.

Это и будет основное слово темы урока.

Посмотрите на ответы кроссворда. Ключевыми словами, какой главы они являются?

Как вы думаете, какова тема нашего урока?


Тема нашего урока: Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах»


Какие цели перед собой поставим?



Откроем рабочие тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока

Учащиеся разгадывают кроссворд




Называют слово «Повторение»



Учащиеся отвечают на вопросы.








Повторить основные понятия ЭТ;

Закрепить знания по работе с ЭТ в программе Microsoft EXCEL


Записывают дату и тему урока в рабочих тетрадях

Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Личностные: развитие логического мышления, знание основных моральных норм Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Проверка знаний по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах»


ЭТ - это самый современный инструмент для профессиональной работы с данными, представленными в табличной форме. Человек широко применяет ЭТ в различных научных областях: статистике, экономике, бухгалтерских расчетах и д.р., а создание электронных таблиц возникла давно. Ребята, давайте совершим экскурс в историю.

Идея создания электронной таблицы возникла у студента Гарвардского университета (США) Дэна Бриклина в 1979 г. Выполняя скучные вычисления экономического характера с помощью бухгалтерской книги, он и его друг Боб Франкстон, который разбирался в программировании, разработали первую программу электронной таблицы, названную ими VisiCalc (Визи Кэлс). VisiCalc скоро стала одной из наиболее успешных программ. Первоначально она предназначалась для компьютеров типа Apple II, но потом была трансформирована для всех типов компьютеров. Первая версия ЭТ фирмы Microsoft появилась только спустя 8 лет в 1987 году. Эта программа предложила более простой графический интерфейс меню, значительно расширив при этом функциональные возможности пакета и повысив качество выходной информации.


Мы несколько уроков работали с ЭТ, многому научились. Думаю, что вам не сложно будет решить несколько задач.


Поскольку мы сегодня будем обрабатывать данные в ЭТ, для начала необходимо вспомнить основные моменты работы с ЭТ.

Учитель показывает презентацию, которая помогает учащимся вспомнить:

Что такое ячейка?

Что такое диапазон?

Какие типы данных в ЭТ вы знаете?

Какие три вида ссылок на ячейки в ЭТ вам известны?

Назовите правила записи формул?

Назовите основные виды диаграмм?


Слушают учителя









Читают доклад




















Решают задачи




По материалам слайда ученики отвечают на поставленные вопросы, вспоминают материал, пройденный на предыдущих уроках.

Коммуникативные: воспитание ответственного отношения к ведению диалога с учителем и сверстниками Регулятивные: принятие и сохранения учебной задачи, планирование своей деятельность для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата Личностные: осознание внутренней потребности включения на уроке, формирование навыков совместной работы, развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения Познавательные: определение своих знаний по теме «знаю», извлечение необходимой информации из пройденного материала

Физкультминутка

Давайте немного отвлечемся перед важной работой. Послушаем музыку, закрыв глаза.

Что вы услышали?

Где мысленно вы побывали?

Выполняют действия. Слушают музыку, закрыв глаза

Личностные: Здоровьесберегающая методика для снятия утомления


Проверка умений и навыков по работе с программой MS Excel. Практическая работа

Перед вами задание практической работы из семейной экономики. Сейчас при помощи ЭТ в программе Excel вам нужно решить задачу «Накопи на поездку».

Ребята, разделитесь на пары и займите рабочие места.

Разъяснение задачи.



Задание «Накопи на поездку».

Семья Ивановых мечтает выехать на отдых к морю. Стоимость путевки на 1человека составляет 32000, включая проживание и питание. Их доход не позволяет сразу потратить такую сумму, и они приняли решение – накопить на отдых. Высчитайте, за какой период времени их мечта осуществится при следующих данных.

Состав семьи Ивановых: отец, мать, дочь18 лет, сын10 лет.

Доходы: зарплата: отец – 45000, мать – 28000, стипендия: 2500, детское пособие – 300рублей.

Расходы: питание – 20000, коммунальные платежи (свет, газ, вода, телефон) – 7000, кредитные платежи – 25000, прочие траты – 15000

Экономия бюджета

Ответ: за 15 месяцев семья накопит на поездку


Слушают учителя










Читают условие задачи













В парах выполняют практическую работу

Коммуникативные: умение работать в группах, совместно (в паре) обсуждают варианты решения задачи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: проявляют учебную мотивацию, адекватно реагируют на трудности Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения задания, фиксируют проблему

Заключительная часть: подведение итогов; рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Внесите свой результат работы в лист самоконтроля. Рассчитайте с помощью ЭТ итоговую оценку за урок, по результатам оценок на каждом этапе урока. Перенесите в лист самоконтроля средний бал. Листы самоконтроля сдайте мне.

Используя следующие фразы, что вы можете сказать о сегодняшнем уроке: я выполнял задания…  было интересно…  было трудно… 
я повторил… я понял, что… 
теперь я могу…  больше всего понравилось задание…

Выставление оценок

Заполняют листы самоконтроля. Производят расчет.







Высказывание оценочных суждений. Формулировка своих эмоций.

( Варианты ответов: Я убедился на практике, что ЭТ намного облегчают работу с числовой информацией, представленной в таблице; С помощью ЭТ производить различные расчеты.


Коммуникативные: представляют результаты, участвуют в перекрестном опросе, отвечают на вопросы Регулятивные:

усваивают принципы саморегуляции, осуществляют контроль по результату и способу действия, оценивают достижения поставленной цели, проводят оценку своей деятельности

Личностные: учатся находить ответы для определения значения и смысла своей деятельности на уроке

Познавательные: реализуют рефлексивный алгоритм

Домашнее задание

Учебник: стр. 134- 138 Тестовые задания для самоконтроля.


Личностные: Формирование навыков самоорганизации











Практическая работа на компьютере



Задание «Накопи на поездку».



Семья Ивановых мечтает выехать на отдых к морю. Стоимость путевки на 1человека составляет 32000, включая проживание и питание. Их доход не позволяет сразу потратить такую сумму, и они приняли решение – накопить на отдых. Высчитайте, за какой период времени их мечта осуществится при следующих данных.


Состав семьи Ивановых: отец, мать, дочь18 лет, сын10 лет.


Доходы: зарплата: отец – 45000, мать – 28000, стипендия: 2500, детское пособие – 300рублей.

Расходы: питание – 20000, коммунальные платежи (свет, газ, вода, телефон) – 7000, кредитные платежи – 25000, прочие траты – 15000


Экономия бюджета - ?



Лист самооценки

Ф.И. учащегося______________________________________________


Критерии оценивания

Оценка

Участвовал в разгадывании кроссворда


Решал задачи


Отвечал на вопросы учителя


Дополнял ответы других учеников


Выполнял практическую работу


Ваша оценка за урок





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!