Образы русского фольклора в рассказе
И.С. Тургенева «Бежин луг» .
Повествователь, охотник, который бродил по родным полям, посещал русские с деревни, который ценил красоту и правду.
Новизна исследования заключается в том, что в своей работе мы использовали различные источники и справочные материалы, опиралась на собственные литературоведческие знания и исследовательские способности.
Гипотеза исследования - в основе рассказа « Бежин луг » лежат фольклорные традиции.
Объект исследования в данной работе - рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»
Предмет исследования – мифологические образы и их отражение в историях-страшилках, рассказанных ребятами ночью у костра.
Цель работы заключается в выявлении элементов фольклора в данном произведении.
З адачи исследования:
1. Рассмотреть особенности таких фольклорных жанров как сказка, страшные истории, былички.
2. Проанализировать рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг» в контексте устного народного творчества.
Фольклор - это устное, художественное словесное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
Народные произведения приносили людям радость, внушали надежду на лучшее, веру в справедливость.
В глубокой древности основное место занимали жанры, объяснявшие мир, сохранившие историю племени, передававшие правила и нормы поведения (мифы, легенды, заговоры и т.д.).
Устная народная поэзия и книжная литература зарождались и развивались на основе национальных богатств языка
Жанровое своеобразие фольклора
Быличка — это рассказ о чём-то необычном, фантастическом, зачастую автор былички был прямым свидетелем или соучастником этих событий.
Бывальщина - это короткий устный рассказ о каком-либо случае, будто бы происходившем на самом деле, о невероятных происшествиях, о найденных кладах и т. д.
Образ домового в русской мифологии
Толковый словарь Ожегова
Домовой – в славянской мифологии: сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух дома .
- Домовой – это домашний дух, покровитель семьи;
- Версий появления домового большое множество, но все они связаны с домом;
- В славянской мифологии домового представляли в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах. По нраву же домовой -идеальный домохозяин.
Домовой не причиняет хозяевам зла, если ему по нраву жильцы дома. Он заботится о доме, может предупредить о несчастье, издавая стук или хлопая дверями. А в особых случаях даже может показаться кому- то из домашних. Домовому нравятся настоящие трудолюбивые, хозяева, которые любят и заботятся о своём доме, о семье. Домовой любит, чтобы в доме был порядок и чистота, и помогает хозяевам поддерживать чистоту
Образ домового в рассказе «Бежин луг»
В рассказе Илюши домовой – фабричный, живущий в старой рольне.
В рассказе действия домового описаны как настоящего сердитого и рачительного хозяина, в тоже время он обладает сверхъестественными свойствами: «Слышим мы: ходит, доски под ним так и гнутся, так и трещат; вот пришёл он через наши головы; вода вдруг по колесу как зашумит, зашумит; застучит колесо, завертится; но а заставки у дворца-то спущены. Дивимся мы: кто ж это их поднял, что вода пошла; однако, колесо повертелось, да и стало»
.
Образ русалки в фольклоре и рассказе.
Русалки - это чаще всего женщины, умершие неестественной смертью
Русалок русский народ представляет себе обыкновенно в виде женщин, большей частью молодых и красивых.
Русалки живут в водах, в лесах и полях, чаще же всего в жилищах на дне рек.
Вредить людям или, заигрывая, заманить их в свои ловушки -- любимое занятие русалок.
Образ русалки в фольклоре и рассказе.
Оставляя с Троицына дня воды и рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, русалки выбирают себе развесившуюся, склонившуюся над водою иву или плакучую березу, где и живут.
Образ русалки в фольклоре и рассказе.
В лесу увидел русалку и тургеневский плотник Гаврила, который называет русалку словами: лесное зелье, лесная нечисть.
«...светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь,- а то вот ещё карась бывает такой белесоватый, серебряный…. А волосы у неё зелёные, что твоя конопля..»
В данном отрывке И.С. Тургенев опирается на мифологические традиции .
Образ русалки в фольклоре и рассказе.
Как и всякая нечистая сила, русалки боятся креста. Потому они и нападают на человека, у которого крест на груди, только сзади.
Русалка заплакала, когда плотник Гаврила перекрестился : "Не креститься бы тебе, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней"
Образ лешего в фольклоре и рассказе.
Рассказ Илюши повествует о том, как одного деревенского мужика леший водил по лесу, а тот еле от него отбился.
Мужик увидел его таким:
« стоит большой, большой, темный, окутанный, этак словно за деревом, хорошенько не разберешь, словно от месяца прячется, и глядит, глядит глазищами-то, моргает ими, моргает…»
Фольклорные традиции, отраженные в рассказе «Бежин луг», основываются на реально существовавших обрядах, обычаях и верованиях
Образ лешего в фольклоре и рассказе.
Леший – дух-хранитель леса. Леший способен менять облик по своему желанию, однако чаще всего ему приписывают образ старика с длинной бородой. У него серо-зеленые волосы, вечно запутанные, в которых торчат листья и ветки. В таком облике леший похож на человека, но от последнего его отличает сероватая кожа, отсутствие бровей и ресниц, а также большие зеленые глаза, которые светятся .
Образ водяного в фольклоре и рассказе.
Рассказ о лешем плавно перетекает у Тургенева в рассказ о водяном. Жила как-то одна девушка Акулина, была она очень красивая. После того как на нее напал водяной, стала она сходить с ума. Теперь ходит Акулина вся черная, в рваной одежде и смеется без повода. «…Какова теперь! Но а говорят, прежде красавица была. Водяной ее испортил. Знать, не ожидал, что ее скоро вытащут. Вот он ее, там у себя на дне, и испортил»
Его литературное произведение пронизано системой на мифологические факты. Эти указания отсылают читателей к обобщенному образу водяного.
Водяной — это своевольный дух, охраняющий свой водоем, который, впрочем, не против подшутить над теми, кто туда пришел. Выглядит водяной как старик с большой бородой и рыбьим хвостом вместо ног, волосы старика имеют зеленый оттенок, а глаза похожи на рыбьи. Днем водяной предпочитает оставаться на дне водоема, а с восходом луны поднимается на поверхность
Водяной – хозяин водоема, в котором обитает, он имеет полную власть над ним. Так дух способен управлять водой: поднимать волны, выводить водоем из берегов и создавать сильное течение, также водяному подчиняются все обитатели водоема: рыбы , русалки, утопленницы.
Образ водяного в фольклоре и рассказе.
Обязательное условие фольклорных быличек – трагичность, мрачность.
В рассказе «Бежин луг» во всех событиях сумерки, темнота, вечер, ночь, туман, а место происходящего обычно бывает пустынным (кладбище, болото) и уединенным (заброшенная шахта).
Для Тургенева особенно важно было передать читателю, что мальчики у костра верят в случившееся, в то, что они рассказывают.
«…я вовсе не желал придать этому рассказу фантастический характер – это не немецкие мальчики сошлись, а русские…».
Сделанные наблюдения позволяют прийти к выводу, что
славянская мифология — ключ к пониманию души русского народа, его истории и культуры, а также к осознанию идейного содержания рассказа И.С. Тургенева.
Тургенев обращается к традициям фольклора, чтобы проникнуть во внутренний мир своих героев - крестьянских детей, более глубоко постичь их психологию.
Язык сказок писателя глубоко народен, близок к русскому фольклору.