Общая цель и задачи проектной деятельности
педагогических работников в образовательном учреждении
В структуре профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией.
Проектное мышление, проектная деятельность - процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, при котором человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Цели проектной деятельности:
1) Совместный поиск учащимися и педагогами новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом;
2) Формирование ключевых компетенций, необходимых каждому члену современного общества, воспитание активного ответственного гражданина и творческого созидателя;
3) Переход от традиционных образовательных форм к сотрудничеству, партнерству учителя и ученика.
Задачи проектной деятельности:
1) развитие критического мышления (аналитическое; ассоциативное; логическое; системное);
2) развитие творческого мышления (пространственное воображение; самостоятельный перенос знаний; комбинаторные умения; прогностические умения);
3) развитие умения работать с информацией (отбирать нужную; анализировать; систематизировать и обобщать; выявлять проблемы; выдвигать обоснованные гипотезы, их решения; ставить эксперименты; статистически обрабатывать данные);
4) развитие умения работать в коллективе.
5) укрепление, совершенствование и дальнейшее творческое развитие сложившейся в школе системы проектной деятельности;
6) вовлечение в творческое проектирование новых его членов;
7) расширение области тематического исследования в проектной деятельности;
8) совершенствование электронной формы проектов;
9) поиски новых направлений и форм творческого проектирования;
10) расширение границ практического использования проектных работ учащихся;
11) укрепление престижа участия в проектной деятельности, воспитание сознательного, ответственного отношения к занятиям в проектно – образовательной сфере;
12) активный поиск партнёров по проектной деятельности и укрепление разнообразных взаимополезных контактов.
Задачи образовательного учреждения:
Увеличение количества учителей и педагогов, руководящих исследовательскими и проектными работами школьников.
Обучение методике руководства исследовательскими и проектными работами.
Включение часов на проведение занятий в учебный план.
Подготовка и проведение конференции исследовательских и проектных работ на уровне учебного учреждения.
Участие во внешних конференциях и конкурсах.
Основные требования к проектной деятельности педагога:
Наличие значимой проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Теоретическая, практическая значимость предполагаемых результатов.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Результаты выполнения проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение; если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Рассматривая проектную деятельность в образовательном процессе, следует отметить, что цель учащегося должна быть связана с изменением реальности, учащийся должен выполнить все шаги алгоритма проектной деятельности.
Дидактическая цель учителя — формирование ключевых компетентностей учащихся, а алгоритм её достижения выражается в технологии создания ситуаций, в которых разворачиваются проекты учащихся.
Один из главных смыслов деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность проявить индивидуальность, пережить радость достижения, осознать свою значимость, свои возможности, поверить в себя. Педагог должен эту деятельность наполнить радостью творчества, высокого смысла и достоинства.
Проектное обучение направлено на вооружение обучающихся умениями делать проекты, которые потом могут осуществиться в жизни. При этом у детей формируются многие значимые умения: добывать нужную информацию, сотрудничать с партнёрами, руководить другими людьми, делать дело и доводить его до конца, др.
Таким образом, через исследовательскую и проектную деятельность выполняется главная цель образования — развитие у учащихся мышления, навыков самостоятельного освоения и критического анализа новых сведений, умение строить научные гипотезы и планировать поиск доказательств для их проверки.