Общественная жизнь середины 1850-х – 1860-х гг. 11 класс
Проблема
- Какие направления общественной мысли 50-60-х гг. XIX в. оказали наиболее значительное влияние на общественное движение того времени и почему?
???????????
Какие изменения происходили в положении сословий России в XIX в.? Кто такие разночинцы?
Отношение власти к обществу
- прекращение репрессий;
- ослабление цензуры;
- относительная терпимость к либеральным и даже радикальным деятелям
1856 -1857 гг. - в обществе: единение сил, ожидание преобразований, взаимоподдержка
А.А. Краевский,
Редактор журнала «Отечественные записки»
(умеренные либералы)
М.Н. Катков, публицист,
журналист, критик,
редактор журнала «Русский вестник»
(западники)
А.И. Кошелев, редактор журнала «Русская беседа»
(славянофилы)
Н.А. Некрасов, редактор журнала «Современник»
(радикалы)
1858 - 1859 гг. – разногласия в общественном движении
Н.Г. Чернышевский «О новых условиях сельского быта
Н.А. Добролюбов
Борьба с правительством.
Как лучше устроить сельское хозяйство после проведения реформы по отмене крепостного права.
В завуалированной форме – требование немедленного освобождения крестьян с землей без всякого выкупа.
Обвинение либералов в непоследовательности, в нежелании защищать народные интересы.
Н.П. Огарёв
«Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут»
Как вы понимаете слова Н. Огарева?
Явление разночинца
С середины XIX в. социальный состав образованного общества начал меняться. Начинает складываться особый общественный слой – разночинцы (разночинная интеллигенция)
Разночинцы – «люди разного чина и звания», межсословная категория населения в России; выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, обедневшего дворянства.
Учебных заведений среднего и высшего уровня становилось всё больше, доступ в них открывался более широким слоям общества, недели ранее, поэтому получить образование могли теперь не только дворяне, но и выходцы из разных сословий.
Н.Г. Чернышевский - кумир радикальной интеллигенции.
- 1861-1862 гг. – «прокламационная кампания»
- Прокламации (печатный или рукописный листок политического, обычно агитационного, содержания) и воззвания (устное или письменное обращение к кому-либо, чему-либо) революционного характера.
- 1862 г.- пожары в Петербурге и поволжских городах арест Н.Г. Чернышевского – ссылка в Сибирь
·
А. И. Герцен
Н. Г. Чернышевский
Автор теории Идейный вождь революционеров, автор русского (общинного) романа «Что делать?»; развивал идеи
социализма. об общинном социализме, выступал за пропаганду революционных настроений среди крестьян.
Революционные организации 60-х гг.
Годы
1861 -1864 гг. «Земля и воля»
Участники
Н. А. Серно-Соловьевич, А. А. Слепцов,
Н. А. Обручев.
Цели
1) Созыв народного собрания
Методы
- Установление демократической республики
- Освобождение крестьян с достаточным количеством земли;
1) Издание и распространение революционной литературы;
2) Содействие побегам революционеров, материальная помощь ссыльным;
3) Подготовка открытого выступления с началом ожидаемого в 1863 году крестьянского восстания.
Нигилизм
- личное освобождение от семейных и бытовых предрассудков, от груза вековых традиций во всех сферах жизни;
- необходимо развивать свой интеллект , постигая естественные науки, построенные на серьезном исследовании общества;
- нигилист должен устраивать свою жизнь и жизнь других людей на хорошо продуманных основаниях
Д.И. Писарев, критик, публицист, пропагандист,
журнал «Русское слово»
Революционные организации 60х гг .
Годы
1863 – 1866 гг. Организация ишутинцев
Участники
Н. А. Ишутин, И.А. Худяков
Цели
- Подготовка революционного переворота
- Переустройство общество на основе коллективной собственности и труда
Методы
- Группа «Ад» - подготовка цареубийства.
- 1866 г. – Д.В. Каракозов – покушение на Александра II казнь, разгром организации
Александр II
Д. В. Каракозов
Революционные организации 60х гг.
Годы
1869 г. «Народная расправа»
Участники
С.Г. Нечаев «Катехизис революционера»
Цели
- Создать сеть революционных организация
- Переустройство общество на основе коллективной собственности и труда
Методы
Проблема
Какие направления общественной мысли 50-60-х гг. XIX в. оказали наиболее значительное влияние на общественное движение того времени и почему?
Дайте свою оценку пропагандистским и террористическим методам деятельности революционных организаций в 1860-е гг. Примите во внимание их результативность и воздействие на общество и общественное мнение.
Домашнее задание.
§ 43. Ответить на вопросы после параграфа. Изучить материалы в рубрике «Документы и материалы».
Н.С. Борисов, А.А. Левандовский. Под ред. С.П. Карпова. История России . С древнейших времен до 1914 г. 11 класс. Углубленный уровень. М.: 2021
Источники
- http://expositions.nlr.ru/ex_rare/slavophils/56_60/beseda_1856.php
- https://archvs.org/archvs/nekrasov-i-zhurnal-sovremennik.html