Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Класс: 2
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель :
- познакомить обучающихся с понятиями «одушевленные», «неодушевленные» существительные, научить применять новые термины при распознавании имен существительных; формировать умение ставить вопросы к именам существительным;
- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
познавательные УУД: строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.
Предметные: учащиеся научатся пользоваться новыми понятиями; использовать их при классификации имён существительных.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор;
мультимедийное приложение к уроку (презентация);
карточки с заданием по вариантам ;
плакат с изображением воздушного шара, карточки для групповой работы работы, изображения смайликов и лестницы самооценки, магнитики.
Ход урока.
Орг. момент.
- Ребята, что это? (воздушный шар)
- А для чего он нужен? (чтобы путешествовать)
-Сегодня мы отправимся в путешествие по Стране русского языка, и к нам в гости пришла самая известная и вами любимая путешественница. Кто, угадайте? (Даша Путешественница )
- Даша: Я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным.
II. Минутка чистописания.
-Работу начинаем с чистописания. Буква Л л
-дайте характеристику звуку л ( по ленте букв)
Самооценка.
- Подчеркните самое красивое буквосочетание.
III. Словарная работа.
- Отгадайте загадку.
-Всех зверей она хитрей
Шуба рыжая на ней! (Вешаю картинку)ЛИСИЦА
- Запишите слово. Подчеркн.орфограмму
- Составим предложение:
Запишем его у доски: Лисица бежит на охоту.
- Подчеркнём главные члены предложения.
- подберём однокоренные слова:
Лисий, лисёнок, лисичка, лиса. Выделим корень.
Раздаётся стук. Появляется Лисёнок Жулик.
- Здравствуйте, ребята! я услышал, что вы заговорили про мою лисичку- сестричку, вот и прибежал сюда вслед за моей подругой, на огонёк! Я услышал. О чем вы тут беседуете, и вот мой вопрос:
Переход к теме урока
- Какое слово из этой группы лишнее и почему? ( Далее инициативу берёт учитель)
- На какие вопросы отвечают эти слова?(слово «лисий» лишнее, отвеч. на вопрос «какой?»
- значит, какой части речи эти слова? (сущ.)
- Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном. (обобщить по схеме на доске)
- А почему мы задали к лисице вопрос «кто?» (она живая, у неё есть душа)
- Таким образом, мы перешли с вами к теме урока: мы будем говорить об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Одушевлённое. Сущ. Это… Все остальные имена существительные – неодушевлённые.
Учитель крепит на доску понятия.
- Ребята, определите цель урока.
IV. Работа по теме урока.
- Поработаем у доски. Разделите на две колонки тетрадь.
Учитель показывает предметы на картинках, а дети записывают. слова по колонкам.
Кот, карандаш, пчела, часы, дерево, врач, олень.
- Сделайте вывод:
V. Физминутка . танец под песню «Даша- путешественница»
Я Жулика не боюсь,
(Шаги на месте.)
С ним я крепко подружусь
(скрестить руки )
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
(Показать руку, нос.)
Значит, надо не зевать,
(Хлопки в ладоши.)
Прыгать, бегать, с ним играть.
(Прыжки на месте.)
VI. Закрепление. Работа в парах. Взаимопроверка.
- Я приготовила вам задания, которые помогут вам усвоить наш урок, различать одушевлённые и неодушевлённые предметы, помогут развить память, внимание, мышление.
Одушевлённые | заяц, коньки, собака, снегирь, тетрадь, карандаш, дорога, воробей | Неодушевлённые |
- А теперь проверьте друг друга.
- Поработаем по учебнику. С. 48 правило. ( если есть время)
- Учебник упр. 81 (первые две строки)
VII. Итог урока
Вывод.
- Какие имена существительные мы относим к одушевл.?
Игра с мячом «Кто?» и «что?»
VIII. Рефлексия
Вот ступенька успеха. Прикрепите магнитик на ту ступеньку, где как вы считаете, находитесь на уровне усвоения темы.
IX. Оценки за урок
Долгожданный дан звонок,
Вот и кончился урок.
И смогли вы все на пять
Думать, рассуждать, смекать!
Одушевлённые | заяц коньки собака снегирь тетрадь карандаш дорога воробе | Неодушевлённые |