СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2024 Ноябрь Биология Вариант 11

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 12151

На рисунке изображен процесс деления клетки.

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данный процесс?

        2.  Тип 2 № 39181

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  вороний глаз обыкновенный

Б)  пингвин императорский

В)  сенная палочка

Г)  спорынья

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Бактерии

3)  Грибы

4)  Растения

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 35171

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отдел Покрытосеменные

2)  семейство Бобовые

3)  порядок Бобовоцветные

4)  класс Двудольные

5)  род Клевер

        4.  Тип 4 № 12234

Изучите график зависимости интенсивности энергетического обмена спортсмена от длины дистанции, которую он пробегает (по оси х отложена длина дистанции (в м), а по оси у  — уровень энергетического обмена (в ккал/мин)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  В конце дистанции спортсмен тратит больше энергии, чем в начале.

2)  Во время бега на короткие дистанции тратится больше энергии.

3)  При беге на длинные дистанции у спортсменов энергетический обмен находится примерно на одном уровне.

4)  Резкое падение уровня энергетического обмена наблюдается на дистанции в 1000 м.

5)  Для бега на большие дистанции необходимо уметь бегать короткие.

        5.  Тип 5 № 1243

Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  биоценоз

2)  популяция

3)  нейрон

4)  многоклеточный организм

5)  биосфера

        6.  Тип 6 № 19527

Диагностику какого из перечисленных заболеваний можно осуществлять, используя изображенный на рисунке прибор?

 

1)  пневмонии

2)  гастрита

3)  туберкулеза

4)  гипертонии

        7.  Тип 7 № 1585

Известно, что лесные муравьи общественные насекомые.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения из шести, относящиеся к описанию данного признака этого насекомого и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  окраска их тела черная

2)  длина тела достигает у самки 16−18 мм

3)  бесплодные самки заботятся о потомстве

4)  некоторые муравьи непрерывно переносят личинок и куколок

5)  основным членом каждого гнезда является «царица», откладывающая яйца

6)  рабочие муравьи берегут личинок от пересыхания и перегрева

        8.  Тип 8 № 1675

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

 

 

ОБЪЕКТ ПРОЦЕСС
... синтез белка
лизосома разрушение полимерных молекул

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  рибосома

2)  аппарат Гольджи

3)  гладкая ЭПС

4)  митохондрия

        9.  Тип 9 № 1709

Среди приведенных ниже черт выберите характерные для животных отряда скорпионов. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  клешни на педипальпах

2)  жаберное дыхание

3)  гибкое брюшко, с ядовитой железой на конце

4)  десять ходильных ног

5)  незамкнутая кровеносная система

6)  несегментированное тело

        10.  Тип 10 № 508

Вставьте в текст «Синтез органических веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем

получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

 

Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе ___________ (А). Этот процесс протекает в клетках листа в ___________ (Б)  — особых пластидах зеленого цвета. Они содержат особое вещество зеленого цвета  — ___________ (В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и углекислого газа является ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) дыхание 2) испарение 3) лейкопласт 4) питание
5) свет 6) фотосинтез 7) хлоропласт 8) хлорофилл

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        11.  Тип 11 № 858

Установите соответствие между нарушением зрения и заболеванием, для которого оно характерно. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

 

A)  глазное яблоко удлиненной формы

Б)  четкое изображение фокусируется перед сетчаткой

В)  ресничные мышцы ослаблены и не способны менять кривизну хрусталика

Г)  удаленные предметы видятся расплывчато

Д)  близко расположенные предметы видятся расплывчатыми

 

 

 

ЗАБОЛЕВАНИЕ

 

1)  близорукость

2)  дальнозоркость

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        12.  Тип 12 № 2013

Верны ли суждения о кровеносной системе земноводных?

 

А.  Сердце земноводных состоит из двух камер.

Б.  Венозная кровь от органов и тканей собирается в вены и поступает в правое предсердие, а потом в желудочек.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 573

Рассмотрите фотографию собаки породы шарпей. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.А.  Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 39160

На рисунке под каким номером изображен резец человека?

 

1)

2)

3)

4)

        15.  Тип 15 № 811

Что придает костям упругость?

 

1)  вода

2)  белки

3)  углеводы

4)  соединения фосфора

        16.  Тип 16 № 35316

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кожи. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  рецептор

2)  мышца, поднимающая волос

3)  эпидермис

4)  сальная железа

5)  потовая железа

6)  дерма

        17.  Тип 17 № 1560

Из предложенного списка химических элементов выберите органогены.

 

1)  водород

2)  азот

3)  магний

4)  хлор

5)  кислород

6)  йод

        18.  Тип 18 № 39096

Установите соответствие между костями и отделами скелета человека: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

КОСТИ

 

А)  плечевая

Б)  лопатка

В)  ключица

Г)  локтевая

Д)  лучевая

Е)  фаланга пальца

 

 

 

ОТДЕЛЫ СКЕЛЕТА ЧЕЛОВЕКА

 

1)  свободная верхняя конечность

2)  пояс верхних конечностей

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        19.  Тип 19 № 39026

 

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания личинки стрекозы.

Список характеристик:

 

1)  продуцент

2)  хищник

3)  консумент первого порядка

4)  консумент второго и третьего порядков

5)  растительноядный организм

6)  пищевой конкурент окуня

 

Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.

        20.  Тип 20 № 39027

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит водомерка. Цепь начните с продуцента. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 39028

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы водоема. Как изменится численность головастиков и сомов, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности личинок стрекоз?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность головастиков Численность сомов
        22.  Тип 22 № 39101

Рассмотрите изображения одомашненного насекомого. Как называют это насекомое? Какую пользу от него получает человек?

          23.  Тип 23 № 39030

На занятиях биологического кружка школьники провели эксперимент. Наполнили два стакана чистой водой и поместили в воду побеги водного растения элодеи, накрыли их воронками, на которые надели заполненные водой пробирки. Затем первый стакан поставили в темный шкаф, а второй  — на яркий свет. На свету, во втором стакане, элодея выделяет пузырьки газа. Школьники аккуратно сняли со второго стакана пробирку, наполненную газом, закрыв ее отверстие пальцем. Внесли в пробирку тлеющую лучину, и она загорелась ярким пламенем. Пробирка из темного шкафа не

заполнилась газом. Образование какого газа обнаружили в ходе эксперимент школьники?

Объясните, почему растение в темном шкафу не выделяло обнаруженный в пробирке со стоящим на свету растением газ.

          24.  Тип 24 № 543

 

КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

 

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.

 

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Ученые различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов  — рыжий и черный  — конкурируют друг с другом за место обитания  — жилище человека. Это ведет к постепенному вытеснению черного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведет к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, березы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной  — от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнера становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу  — раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает ее остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены ее щупальца.

 

Пример симбиоза  — взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберезовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Почему межвидовая конкуренция чаще всего имеет более мягкий характер, чем внутривидовая?

2)  Чем характер контактов между партнерами в кооперации отличается от контактов в симбиозе?

3)  Какое влияние на деревья оказывает их сожительство с шляпочными грибами?

          25.  Тип 25 № 1637

Пользуясь таблицей «Число устьиц на 1 〖мм〗^2 листа» и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы:

1)  Зачем нужны устьица растениям?

2)  У каких растений число устьиц на обеих поверхностях примерно одинаково и чем это можно обяснить?

3) Почему у кувшинки устьица расположены на одной стороне?

 

Число устьиц на 1 мм2 листа

 

 

 

Название растения Поверхность
верхняя

 

нижняя
число устьиц
кувшинка белая 406 0
овес 40 27
пшеница

 

47

 

32
маслина 0 625

 

дуб 0 346

 

репа 0 716
слива 0 253
яблоня 0 246
          26.  Тип 26 № 12942

Павел решил поужинать в Макдональдсе. Он взял Чикен Фреш Маффин, маленькую порцию картофеля фри и «кока-колу».

1)  Каково количество жиров в ужине Павла?

2)  Достаточно ли ккал потребил Павел во время ужина от суточной нормы, если за день с едой он получил 3100 ккал, что соответствует его возрасту?

3)   Назовите одно из заболеваний, которые могут развиться при неограниченном потреблении фастфуда?

 

Таблица 1

 

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Двойной МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425 39 33 41
Фреш МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380 19 18 35
Чикен Фреш Маффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355 13 15 42
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат «Цезарь»

(курица, салат, майонез, гренки)

250 14 12 15
Картофель по-деревенски 315 5 16 38
Маленькая порция картофеля фри 225 3 12 29
Мороженое с шоколадным наполнителем 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
«Кока-Кола» 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 3

 

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

 

Первый завтрак Второй завтрак Обед Ужин
14% 18% 50% 18%

 

Таблица 4

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2024 Ноябрь Биология Вариант 11»

1.  Тип 1 № 12151

На рисунке изображен процесс деления клетки.

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данный процесс?

2.  Тип 2 № 39181

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМЫ

А)  вороний глаз обыкновенный

Б)  пингвин императорский

В)  сенная палочка

Г)  спорынья

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Бактерии

3)  Грибы

4)  Растения

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35171

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отдел Покрытосеменные

2)  семейство Бобовые

3)  порядок Бобовоцветные

4)  класс Двудольные

5)  род Клевер

4.  Тип 4 № 12234

Изучите график зависимости интенсивности энергетического обмена спортсмена от длины дистанции, которую он пробегает (по оси х отложена длина дистанции (в м), а по оси у  — уровень энергетического обмена (в ккал/мин)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  В конце дистанции спортсмен тратит больше энергии, чем в начале.

2)  Во время бега на короткие дистанции тратится больше энергии.

3)  При беге на длинные дистанции у спортсменов энергетический обмен находится примерно на одном уровне.

4)  Резкое падение уровня энергетического обмена наблюдается на дистанции в 1000 м.

5)  Для бега на большие дистанции необходимо уметь бегать короткие.

5.  Тип 5 № 1243

Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  биоценоз

2)  популяция

3)  нейрон

4)  многоклеточный организм

5)  биосфера

6.  Тип 6 № 19527

Диагностику какого из перечисленных заболеваний можно осуществлять, используя изображенный на рисунке прибор?

 

1)  пневмонии

2)  гастрита

3)  туберкулеза

4)  гипертонии

7.  Тип 7 № 1585

Известно, что лесные муравьи общественные насекомые.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения из шести, относящиеся к описанию данного признака этого насекомого и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  окраска их тела черная

2)  длина тела достигает у самки 16−18 мм

3)  бесплодные самки заботятся о потомстве

4)  некоторые муравьи непрерывно переносят личинок и куколок

5)  основным членом каждого гнезда является «царица», откладывающая яйца

6)  рабочие муравьи берегут личинок от пересыхания и перегрева

8.  Тип 8 № 1675

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

 

ОБЪЕКТ

ПРОЦЕСС

...

синтез белка

лизосома

разрушение полимерных молекул

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  рибосома

2)  аппарат Гольджи

3)  гладкая ЭПС

4)  митохондрия

9.  Тип 9 № 1709

Среди приведенных ниже черт выберите характерные для животных отряда скорпионов. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  клешни на педипальпах

2)  жаберное дыхание

3)  гибкое брюшко, с ядовитой железой на конце

4)  десять ходильных ног

5)  незамкнутая кровеносная система

6)  несегментированное тело

10.  Тип 10 № 508

Вставьте в текст «Синтез органических веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем

получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе ___________ (А). Этот процесс протекает в клетках листа в ___________ (Б)  — особых пластидах зеленого цвета. Они содержат особое вещество зеленого цвета  — ___________ (В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и углекислого газа является ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дыхание

2) испарение

3) лейкопласт

4) питание

5) свет

6) фотосинтез

7) хлоропласт

8) хлорофилл

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 858

Установите соответствие между нарушением зрения и заболеванием, для которого оно характерно. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

A)  глазное яблоко удлиненной формы

Б)  четкое изображение фокусируется перед сетчаткой

В)  ресничные мышцы ослаблены и не способны менять кривизну хрусталика

Г)  удаленные предметы видятся расплывчато

Д)  близко расположенные предметы видятся расплывчатыми

ЗАБОЛЕВАНИЕ

1)  близорукость

2)  дальнозоркость

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12.  Тип 12 № 2013

Верны ли суждения о кровеносной системе земноводных?

 

А.  Сердце земноводных состоит из двух камер.

Б.  Венозная кровь от органов и тканей собирается в вены и поступает в правое предсердие, а потом в желудочек.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 573

Рассмотрите фотографию собаки породы шарпей. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш. А.  Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 39160

На рисунке под каким номером изображен резец человека?

1)

2)

3)

4)

15.  Тип 15 № 811

Что придает костям упругость?

 

1)  вода

2)  белки

3)  углеводы

4)  соединения фосфора

16.  Тип 16 № 35316

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кожи. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  рецептор

2)  мышца, поднимающая волос

3)  эпидермис

4)  сальная железа

5)  потовая железа

6)  дерма

17.  Тип 17 № 1560

Из предложенного списка химических элементов выберите органогены.

 

1)  водород

2)  азот

3)  магний

4)  хлор

5)  кислород

6)  йод

18.  Тип 18 № 39096

Установите соответствие между костями и отделами скелета человека: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

КОСТИ

А)  плечевая

Б)  лопатка

В)  ключица

Г)  локтевая

Д)  лучевая

Е)  фаланга пальца

ОТДЕЛЫ СКЕЛЕТА ЧЕЛОВЕКА

1)  свободная верхняя конечность

2)  пояс верхних конечностей

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

19.  Тип 19 № 39026

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания личинки стрекозы.

Список характеристик:

 

1)  продуцент

2)  хищник

3)  консумент первого порядка

4)  консумент второго и третьего порядков

5)  растительноядный организм

6)  пищевой конкурент окуня

 

Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.

20.  Тип 20 № 39027

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит водомерка. Цепь начните с продуцента. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.

 

21.  Тип 21 № 39028

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы водоема. Как изменится численность головастиков и сомов, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности личинок стрекоз?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность головастиков

Численность сомов

22.  Тип 22 № 39101

Рассмотрите изображения одомашненного насекомого. Как называют это насекомое? Какую пользу от него получает человек?

23.  Тип 23 № 39030

На занятиях биологического кружка школьники провели эксперимент. Наполнили два стакана чистой водой и поместили в воду побеги водного растения элодеи, накрыли их воронками, на которые надели заполненные водой пробирки. Затем первый стакан поставили в темный шкаф, а второй  — на яркий свет. На свету, во втором стакане, элодея выделяет пузырьки газа. Школьники аккуратно сняли со второго стакана пробирку, наполненную газом, закрыв ее отверстие пальцем. Внесли в пробирку тлеющую лучину, и она загорелась ярким пламенем. Пробирка из темного шкафа не

заполнилась газом. Образование какого газа обнаружили в ходе эксперимент школьники?

Объясните, почему растение в темном шкафу не выделяло обнаруженный в пробирке со стоящим на свету растением газ.

24.  Тип 24 № 543

КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

 

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.

 

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Ученые различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов  — рыжий и черный  — конкурируют друг с другом за место обитания  — жилище человека. Это ведет к постепенному вытеснению черного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведет к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, березы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной  — от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнера становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

 

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу  — раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает ее остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены ее щупальца.

 

Пример симбиоза  — взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберезовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества.

Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Почему межвидовая конкуренция чаще всего имеет более мягкий характер, чем внутривидовая?

2)  Чем характер контактов между партнерами в кооперации отличается от контактов в симбиозе?

3)  Какое влияние на деревья оказывает их сожительство с шляпочными грибами?

25.  Тип 25 № 1637

Пользуясь таблицей «Число устьиц на 1 〖мм〗^2 листа» и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы:

1)  Зачем нужны устьица растениям?

2)  У каких растений число устьиц на обеих поверхностях примерно одинаково и чем это можно обяснить?

3) Почему у кувшинки устьица расположены на одной стороне?

Число устьиц на 1 мм2 листа

 

Название
растения

Поверхность

верхняя

нижняя

число устьиц

кувшинка белая

406

0

овес

40

27

пшеница

47

32

маслина

0

625

дуб

0

346

репа

0

716

слива

0

253

яблоня

0

246

26.  Тип 26 № 12942

Павел решил поужинать в Макдональдсе. Он взял Чикен Фреш Маффин, маленькую порцию картофеля фри и «кока-колу».

1)  Каково количество жиров в ужине Павла?

2)  Достаточно ли ккал потребил Павел во время ужина от суточной нормы, если за день с едой он получил 3100 ккал, что соответствует его возрасту?

3)   Назовите одно из заболеваний, которые могут развиться при неограниченном потреблении фастфуда?

 

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Двойной МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425

39

33

41

Фреш МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Чикен Фреш Маффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат «Цезарь»

(курица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколадным наполнителем

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

«Кока-Кола»

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 3

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%

 

Таблица 4

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин