СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 14

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ОГЭ — биология Вариант № 3774726   1.  Тип 1 № 12133

В опыте экспериментатор прикасается к листьям стыдливой мимозы, они быстро складываются в продольном направлении и опускаются книзу. Через некоторое время листья снова принимают прежнее положение.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

        2.  Тип 2 № 35134

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  гинкго двулопастный

Б)  чесночница обыкновенная

В)  стрептококк мытный

Г)  сморчок конический

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Бактерии

4)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 35165

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  семейство Беличьи

2)  отряд Грызуны

3)  класс Млекопитающие

4)  род Белка

5)  вид Обыкновенная белка

        4.  Тип 4 № 12469

Изучите график зависимости интенсивности дыхания (отложено по оси у в мл CO2/кг в час) от времени хранения (отложено по оси х в сут).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  Наименьшая интенсивность дыхания за время хранения характерна для яблок.

2)  На 15 сутки интенсивность дыхания авокадо и бананов одинаковая.

3)  Интенсивность дыхания бананов не поднимается выше 30 мл СО2/кг в ч.

4)  Для того, чтобы дольше сохранить фрукты, нужно хранить их при температуре ниже 15 °C.

5)  Максимальная интенсивность дыхания яблок приходится на 30-35 сутки.

        5.  Тип 5 № 2093

Установите последовательность уровней организации жизни в порядке их усложнения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  клеточный

2)  тканевый

3)  организменный

4)  органный

5)  молекулярный

        6.  Тип 6 № 39013

В ходе какой лабораторной работы школьники будут использовать изображенный на рисунке прибор?

 

1)  «Внешнее строение органов цветкового растения»

2)  «Изучение влияния освещения на скорость фотосинтеза»

3)  «Выявление условий прорастания семян»

4)  «Сравнение клеток крови лягушки и человека»

        7.  Тип 7 № 19388

Известно, что сахарный тростник  — злаковое разводимое растение, используемое человеком для получения сахара.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  может образовывать заросли выше человеческого роста

2)  питательные вещества откладываются в стебле

3)  предпочитает теплый и влажный климат

4)  используется в корм скоту

5)  произрастает на обрабатываемых человеком почвах

6)  стебель тростника  — соломина

        8.  Тип 8 № 2120

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

 

Целое Часть
кровеносная система сердце
... биоценоз

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  почва

2)  растения

3)  ареал

4)  биосфера

        9.  Тип 9 № 2374

Какие из перечисленных экологических факторов являются биотическими? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  влажность и температура

2)  количество хищников

3)  количество видов конкурентов

4)  количество паразитов

5)  распашка земель

6)  посадка кустарников и деревьев

        10.  Тип 10 № 1472

Вставьте в текст «Аскарида» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

Аскарида

 

Аскариды  — крупные __________(А) черви, их длина может достигать 40 сантиметров. Наиболее часто поражают органы желудочно-кишечного тракта, вызывают ___________(Б). Излюбленным местом обитания взрослых особей является тонкая кишка. Аскариды  — двуполые. Аскариды свободно продвигаются по ходу________(В) тракта, поэтому могут заползти в органы __________(Г) системы, вызвав тем самым удушье. Заразиться можно, съев немытые овощи или фрукты. Постоянное нахождение паразитов в кишечнике приводит к ___________(Д) стенки кишечника.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  аскаридоз

2)  дисбактериоз

3)  желудочно-кишечный

4)  дыхательный

5)  воспаление

6)  двуполый

7)  гермафродит

8)  круглый

9)  кольчатый

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        11.  Тип 11 № 186

Установите соответствие между признаком и видом органического вещества, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  состоят из остатков молекул аминокислот

Б)  выполняют роль биологических катализаторов

В)  являются обязательными веществами плазматической мембраны

Г)  являются главными источниками энергии

Д)  входят в состав клеточной стенки растений и грибов

 

 

 

ВИД ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА

 

1)  белки

2)  углеводы

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        12.  Тип 12 № 984

Верны ли следующие суждения о свойствах нервной ткани человека?

 

А.  Основные свойства нервной ткани  — это возбудимость и проводимость.

Б.  По аксону нервные импульсы поступают к телу другой нервной клетки.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 14780

Рассмотрите фотографию листа герани. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, форма края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

 

А. Тип листа

1)  черешковый

2)  сидячий

 

Б. Жилкование листа

1)  параллельное

2)  дуговидное

3)  пальчатое

4)  перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

 

Д. Край листа

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35179

Под каким номером изображена селезенка человека?

        15.  Тип 15 № 457

Какой тканью образованы сухожилия опорно-двигательного аппарата человека?

 

1)  эпителиальной

2)  соединительной

3)  поперечнополосатой мышечной

4)  гладкой мышечной

        16.  Тип 16 № 35316

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кожи. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  рецептор

2)  мышца, поднимающая волос

3)  эпидермис

4)  сальная железа

5)  потовая железа

6)  дерма

        17.  Тип 17 № 889

Как влияют парасимпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  усиливают волнообразные движения кишечника

2)  усиливают секрецию желез желудка

3)  замедляют сердечные сокращения

4)  усиливают потоотделение

5)  учащают сердечные сокращения

6)  увеличивают содержание сахара в крови

        18.  Тип 18 № 35330

Установите соответствие между тканями человека (мышечная или нервная) и характерными для них свойствами.

 

 

 

ВИД ТКАНИ

 

1)  мышечная

2)  нервная

 

 

 

СВОЙСТВА

 

А)  проводит электрический импульс

Б)  клетки способны к сокращению

В)  бывает гладкой и поперечнополосатой

Г)  в клетках может быть несколько ядер

Д)  в клетках строго одно ядро

Е)  большинство клеток имеет множество отростков

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

A Б В Г Д Е
        19.  Тип 19 № 35216

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания моллюсков.

Список характеристик:

 

1)  редуцент

2)  консумент

3)  плотоядное животное

4)  детритофаг

5)  паразит

6)  бентосные организмы

        20.  Тип 20 № 35196

Составьте пищевую цепь из четырех уровней, в которую входит детрит. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 35236

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность жуков плавунцов и крупных рыб, если в течение нескольких лет шло сокращение численности мелких рыб? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность жуков плавунцов Численность крупных рыб
        22.  Тип 22 № 12478

Рассмотрите рисунок с изображением ног детей. Как называют заболевание, изображенное на рисунке?

Назовите одну из причин появления такого заболевания у детей.

          23.  Тип 23 № 20958

Ученые изучали влияние освещенности и температуры на скорость фотосинтеза. На первой стадии эксперимента исследователи, повышая уровень освещенности, заметили, что скорость фотосинтеза возрастала (при постоянной температуре). При этом при низкой освещенности повышение температуры не увеличивало скорость фотосинтеза. Из этого был сделан вывод, что реакции с участием света, протекающие во время фотосинтеза, не зависят от температуры. На второй стадии эксперимента исследователи заметили, что при высокой освещенности повышение температуры значительно ускоряло процессы фотосинтеза.

Какой общий вывод о влиянии освещенности и температуры на фотосинтез можно сделать из этого исследования? О существовании каких двух стадий фотосинтеза можно сделать предположение на основании данных наблюдений?

          24.  Тип 24 № 1923

 

Синдром Дауна

 

Синдром Дауна − одна из форм геномной патологии, при которой хромосомы 21-й пары вместо нормальных двух представлены тремя копиями. Синдром получил название в честь английского врача Джона Дауна, впервые описавшего его в 1866 году. Связь между происхождением врожденного синдрома и изменением количества хромосом была выявлена только в 1959 году французским генетиком Жеромом Леженом.

 

Синдром Дауна не является редкой патологией − в среднем наблюдается один случай на 700 родов; в данный момент благодаря диагностике во время беременности частота рождения детей с синдромом Дауна уменьшилась до 1 к 1100. У обоих полов аномалия встречается с одинаковой частотой. Синдром Дауна встречается во всех этнических группах и среди всех экономических

классов. Синдром Дауна обусловлен случайными событиями в процессе формирования половых клеток и/или беременности. Поведение родителей и факторы окружающей среды на это никак не влияют.

 

Возраст матери влияет на шансы зачатия ребенка с синдромом Дауна. Если матери от 20 до 24 лет, вероятность этого 1 к 1562, до 30 лет − 1 к 1000, от 35 до 39 лет − 1 к 214, а в возрасте старше 45 вероятность 1 к 19. По последним данным, отцовский возраст, особенно если он больше 42 лет, также увеличивает риск синдрома.

 

Существует ряд дородовых признаков синдрома Дауна, например характерные УЗИ-признаки. Кроме того, имеются различные неинвазивные и инвазивные способы диагностики. Самый точный результат дают инвазивные методики, однако они могут провоцировать выкидыш.

 

Синдрому Дауна обычно сопутствуют характерные внешние признаки: плоское лицо, развитие эпикантуса («третьего века», как у представителей монголоидной расы), гиперподвижность суставов, короткие конечности, постоянно открытый рот и другие признаки. Кроме того, синдром Дауна часто сопровождается умственной отсталостью.

 

Степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врожденных факторов, так и от занятий с ребенком. Дети с синдромом Дауна обучаемы. Занятия с ними по специальным методикам, учитывающим особенности их развития и восприятия, обычно приводят к неплохим результатам. Так как степень обучаемости детей сильно варьируется, их успех в обучении по стандартной школьной программе может быть различен.. Проблемы в обучении, имеющиеся у детей с синдромом Дауна, встречаются и у здоровых детей, поэтому родители первых могут попробовать использовать общую программу обучения, преподаваемую в школах.

 

Известен случай получения человеком с синдромом Дауна университетского образования.

Используя содержание текста «Синдром Дауна», ответьте на следующие вопросы.

 

1.  С чем связано возникновение синдрома Дауна у ребенка?

2.  Что влияет на вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна?

3.  Возможно ли преодолеть отставание в умственном развитии ребенка с синдромом Дауна?

          25.  Тип 25 № 2326

Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни некоторых видов позвоночных», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

 

Максимальная продолжительность жизни некоторых видов позвоночных

 

 

 

 

 

Класс животных Вид Максимальная продолжительность жизни (годы)
Млекопитающие Африканский слон Белка Домовая мышь Собака Человек Шимпанзе 86 16 4 34 122 75
Птицы Голубь Колибри Ласточка Лебедь 23 4 9 70
Рыбы Гуппи Карась Осетр Сом 3 15 160 60
Пресмыкающиеся Галапагосская черепаха Нильский крокодил Прыткая ящерица 177 68 8–10

 

1)  Какое из представленных в таблице пресмыкающихся имеет наибольшую продолжительность жизни?

2)  Какая рыба живет дольше всего?

3)  Зависит ли продолжительность жизни животного от его уровня обмена веществ?

          26.  Тип 26 № 12962

Пятнадцатилетний Николай вместе со своими родителями утром посетил кафе быстрого питания. Масса тела Николая составляет 60 кг.

1)  Какова рекомендуемая калорийность первого завтрака Николая с учетом того, что подросток питается 4 раза в день?

2)  Какова суточная потребность Николая в жирах?

3)  В каком отделе пищеварительной системы происходит основное всасывание питательных веществ?

 

Таблица 1

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 2

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

 

Первый

завтрак

Второй

завтрак

Обед Ужин
14% 18% 50% 18%

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 14»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3774726

1.  Тип 1 № 12133

В опыте экспериментатор прикасается к листьям стыдливой мимозы, они быстро складываются в продольном направлении и опускаются книзу. Через некоторое время листья снова принимают прежнее положение.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

2.  Тип 2 № 35134

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  гинкго двулопастный

Б)  чесночница обыкновенная

В)  стрептококк мытный

Г)  сморчок конический

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Бактерии

4)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35165

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  семейство Беличьи

2)  отряд Грызуны

3)  класс Млекопитающие

4)  род Белка

5)  вид Обыкновенная белка

4.  Тип 4 № 12469

Изучите график зависимости интенсивности дыхания (отложено по оси у в мл CO2/кг в час) от времени хранения (отложено по оси х в сут).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  Наименьшая интенсивность дыхания за время хранения характерна для яблок.

2)  На 15 сутки интенсивность дыхания авокадо и бананов одинаковая.

3)  Интенсивность дыхания бананов не поднимается выше 30 мл СО2/кг в ч.

4)  Для того, чтобы дольше сохранить фрукты, нужно хранить их при температуре ниже 15 °C.

5)  Максимальная интенсивность дыхания яблок приходится на 30-35 сутки.

5.  Тип 5 № 2093

Установите последовательность уровней организации жизни в порядке их усложнения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  клеточный

2)  тканевый

3)  организменный

4)  органный

5)  молекулярный

6.  Тип 6 № 39013

В ходе какой лабораторной работы школьники будут использовать изображенный на рисунке прибор?

 

1)  «Внешнее строение органов цветкового растения»

2)  «Изучение влияния освещения на скорость фотосинтеза»

3)  «Выявление условий прорастания семян»

4)  «Сравнение клеток крови лягушки и человека»

7.  Тип 7 № 19388

Известно, что сахарный тростник  — злаковое разводимое растение, используемое человеком для получения сахара.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  может образовывать заросли выше человеческого роста

2)  питательные вещества откладываются в стебле

3)  предпочитает теплый и влажный климат

4)  используется в корм скоту

5)  произрастает на обрабатываемых человеком почвах

6)  стебель тростника  — соломина

8.  Тип 8 № 2120

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

Целое

Часть

кровеносная система

сердце

...

биоценоз

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  почва

2)  растения

3)  ареал

4)  биосфера

9.  Тип 9 № 2374

Какие из перечисленных экологических факторов являются биотическими? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  влажность и температура

2)  количество хищников

3)  количество видов конкурентов

4)  количество паразитов

5)  распашка земель

6)  посадка кустарников и деревьев

10.  Тип 10 № 1472

Вставьте в текст «Аскарида» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Аскарида

Аскариды  — крупные __________(А) черви, их длина может достигать 40 сантиметров. Наиболее часто поражают органы желудочно-кишечного тракта, вызывают ___________(Б). Излюбленным местом обитания взрослых особей является тонкая кишка. Аскариды  — двуполые. Аскариды свободно продвигаются по ходу________(В) тракта, поэтому могут заползти в органы __________(Г) системы, вызвав тем самым удушье. Заразиться можно, съев немытые овощи или фрукты. Постоянное нахождение паразитов в кишечнике приводит к ___________(Д) стенки кишечника.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  аскаридоз

2)  дисбактериоз

3)  желудочно-кишечный

4)  дыхательный

5)  воспаление

6)  двуполый

7)  гермафродит

8)  круглый

9)  кольчатый

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

11.  Тип 11 № 186

Установите соответствие между признаком и видом органического вещества, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  состоят из остатков молекул аминокислот

Б)  выполняют роль биологических катализаторов

В)  являются обязательными веществами плазматической мембраны

Г)  являются главными источниками энергии

Д)  входят в состав клеточной стенки растений и грибов

ВИД ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА

1)  белки

2)  углеводы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12.  Тип 12 № 984

Верны ли следующие суждения о свойствах нервной ткани человека?

 

А.  Основные свойства нервной ткани  — это возбудимость и проводимость.

Б.  По аксону нервные импульсы поступают к телу другой нервной клетки.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 14780

Рассмотрите фотографию листа герани. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, форма края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

 

А. Тип листа

1)  черешковый

2)  сидячий

 

Б. Жилкование листа

1)  параллельное

2)  дуговидное

3)  пальчатое

4)  перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

 

Д. Край листа

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35179

Под каким номером изображена селезенка человека?

15.  Тип 15 № 457

Какой тканью образованы сухожилия опорно-двигательного аппарата человека?

 

1)  эпителиальной

2)  соединительной

3)  поперечнополосатой мышечной

4)  гладкой мышечной

16.  Тип 16 № 35316

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кожи. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  рецептор

2)  мышца, поднимающая волос

3)  эпидермис

4)  сальная железа

5)  потовая железа

6)  дерма

17.  Тип 17 № 889

Как влияют парасимпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  усиливают волнообразные движения кишечника

2)  усиливают секрецию желез желудка

3)  замедляют сердечные сокращения

4)  усиливают потоотделение

5)  учащают сердечные сокращения

6)  увеличивают содержание сахара в крови

18.  Тип 18 № 35330

Установите соответствие между тканями человека (мышечная или нервная) и характерными для них свойствами.

ВИД ТКАНИ

1)  мышечная

2)  нервная

СВОЙСТВА

А)  проводит электрический импульс

Б)  клетки способны к сокращению

В)  бывает гладкой и поперечнополосатой

Г)  в клетках может быть несколько ядер

Д)  в клетках строго одно ядро

Е)  большинство клеток имеет множество отростков

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

19.  Тип 19 № 35216

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания моллюсков.

Список характеристик:

 

1)  редуцент

2)  консумент

3)  плотоядное животное

4)  детритофаг

5)  паразит

6)  бентосные организмы

20.  Тип 20 № 35196

Составьте пищевую цепь из четырех уровней, в которую входит детрит. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35236

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность жуков плавунцов и крупных рыб, если в течение нескольких лет шло сокращение численности мелких рыб? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность жуков плавунцов

Численность крупных рыб

22.  Тип 22 № 12478

Рассмотрите рисунок с изображением ног детей. Как называют заболевание, изображенное на рисунке?

Назовите одну из причин появления такого заболевания у детей.

23.  Тип 23 № 20958

Ученые изучали влияние освещенности и температуры на скорость фотосинтеза. На первой стадии эксперимента исследователи, повышая уровень освещенности, заметили, что скорость фотосинтеза возрастала (при постоянной температуре). При этом при низкой освещенности повышение температуры не увеличивало скорость фотосинтеза. Из этого был сделан вывод, что реакции с участием света, протекающие во время фотосинтеза, не зависят от температуры. На второй стадии эксперимента исследователи заметили, что при высокой освещенности повышение температуры значительно ускоряло процессы фотосинтеза.

Какой общий вывод о влиянии освещенности и температуры на фотосинтез можно сделать из этого исследования? О существовании каких двух стадий фотосинтеза можно сделать предположение на основании данных наблюдений?

24.  Тип 24 № 1923

Синдром Дауна

 

Синдром Дауна − одна из форм геномной патологии, при которой хромосомы 21-й пары вместо нормальных двух представлены тремя копиями. Синдром получил название в честь английского врача Джона Дауна, впервые описавшего его в 1866 году. Связь между происхождением врожденного синдрома и изменением количества хромосом была выявлена только в 1959 году французским генетиком Жеромом Леженом.

 

Синдром Дауна не является редкой патологией − в среднем наблюдается один случай на 700 родов; в данный момент благодаря диагностике во время беременности частота рождения детей с синдромом Дауна уменьшилась до 1 к 1100. У обоих полов аномалия встречается с одинаковой частотой. Синдром Дауна встречается во всех этнических группах и среди всех экономических

классов. Синдром Дауна обусловлен случайными событиями в процессе формирования половых клеток и/или беременности. Поведение родителей и факторы окружающей среды на это никак не влияют.

 

Возраст матери влияет на шансы зачатия ребенка с синдромом Дауна. Если матери от 20 до 24 лет, вероятность этого 1 к 1562, до 30 лет − 1 к 1000, от 35 до 39 лет − 1 к 214, а в возрасте старше 45 вероятность 1 к 19. По последним данным, отцовский возраст, особенно если он больше 42 лет, также увеличивает риск синдрома.

 

Существует ряд дородовых признаков синдрома Дауна, например характерные УЗИ-признаки. Кроме того, имеются различные неинвазивные и инвазивные способы диагностики. Самый точный результат дают инвазивные методики, однако они могут провоцировать выкидыш.

 

Синдрому Дауна обычно сопутствуют характерные внешние признаки: плоское лицо, развитие эпикантуса («третьего века», как у представителей монголоидной расы), гиперподвижность суставов, короткие конечности, постоянно открытый рот и другие признаки. Кроме того, синдром Дауна часто сопровождается умственной отсталостью.

 

Степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врожденных факторов, так и от занятий с ребенком. Дети с синдромом Дауна обучаемы. Занятия с ними по специальным методикам, учитывающим особенности их развития и восприятия, обычно приводят к неплохим результатам. Так как степень обучаемости детей сильно варьируется, их успех в обучении по стандартной школьной программе может быть различен.. Проблемы в обучении, имеющиеся у детей с синдромом Дауна, встречаются и у здоровых детей, поэтому родители первых могут попробовать использовать общую программу обучения, преподаваемую в школах.

 

Известен случай получения человеком с синдромом Дауна университетского образования.

Используя содержание текста «Синдром Дауна», ответьте на следующие вопросы.

 

1.  С чем связано возникновение синдрома Дауна у ребенка?

2.  Что влияет на вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна?

3.  Возможно ли преодолеть отставание в умственном развитии ребенка с синдромом Дауна?

25.  Тип 25 № 2326

Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни некоторых видов позвоночных», ответьте на следующие вопросы и выполните задание.

Максимальная продолжительность жизни некоторых видов позвоночных

 

Класс животных

Вид

Максимальная продолжительность жизни (годы)

Млекопитающие

Африканский слон
Белка
Домовая мышь
Собака
Человек
Шимпанзе

86
16
4
34
122
75

Птицы

Голубь
Колибри
Ласточка
Лебедь

23
4
9
70

Рыбы

Гуппи
Карась
Осетр
Сом

3
15
160
60

Пресмыкающиеся

Галапагосская черепаха
Нильский крокодил
Прыткая ящерица

177
68
8–10

 

1)  Какое из представленных в таблице пресмыкающихся имеет наибольшую продолжительность жизни?

2)  Какая рыба живет дольше всего?

3)  Зависит ли продолжительность жизни животного от его уровня обмена веществ?

26.  Тип 26 № 12962

Пятнадцатилетний Николай вместе со своими родителями утром посетил кафе быстрого питания. Масса тела Николая составляет 60 кг.

1)  Какова рекомендуемая калорийность первого завтрака Николая с учетом того, что подросток питается 4 раза в день?

2)  Какова суточная потребность Николая в жирах?

3)  В каком отделе пищеварительной системы происходит основное всасывание питательных веществ?

 

Таблица 1

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 2

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый

завтрак

Второй

завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%