СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 6

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ОГЭ — биология Вариант № 3774718   1.  Тип 1 № 12164

На рисунке изображены сизый голубь (1) и полученные от него путем продолжительных скрещиваний и отбора голуби домашних пород (2–6).

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?

        2.  Тип 2 № 35137

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  волнушка розовая

Б)  венерин башмачок

В)  полевка водяная

Г)  клостридия

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Бактерии

2)  Растения

3)  Животные

4)  Грибы

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 1374

Установите последовательность таксономических единиц в классификации ржи, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отдел Цветковые

2)  царство Растения

3)  порядок Злаковые

4)  семейство Злаки

5)  класс Однодольные

6)  род Рожь

        4.  Тип 4 № 12466

Изучите график зависимости продолжительности жизни (отложено по оси у в годах) от массы тела (по оси х в кг).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Длительности жизни в 50 лет достигают животные с массой тела больше 10000 кг.

2)  У животных, вес которых превышает 500 кг, продолжительности жизни снижается.

3)  До определенного предела чем ниже масса тела, тем меньше продолжительность жизни.

4)  Самые долгоживущие животные весят в пределах от 10 кг до 100 кг.

5)  Продолжительность жизни резко повышается у животных с массой тела больше 100 кг.

        5.  Тип 5 № 795

Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса чихания у человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  чувствительный нейрон

2)  рецепторы носовой полости

3)  центр продолговатого мозга

4)  двигательный нейрон

5)  дыхательные мышцы

        6.  Тип 6 № 35091

Спирометром измеряют

 

1)  жизненную емкость легких

2)  кровяное давление

3)  частоту пульса

4)  частоту дыхания

        7.  Тип 7 № 2979

Какие из приведенных признаков характерны для большинства представителей класса Костные рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1) 

скелет хрящевой

    2) 

плавательного пузыря нет

    3) 

есть жаберные крышки

    4) 

встречаются преимущественно в морях и океанах

    5) 

хорда имеется только у зародышей

    6) 

очень плодовиты, икра мелкая

        8.  Тип 8 № 631

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь:

 

 

Объект Процесс
Рецептор Преобразование внешнего

раздражителя в нервный импульс

... Непосредственное выполнение команды

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  рабочий орган

2)  чувствительный нейрон

3)  нервный центр

4)  двигательный нейрон

        9.  Тип 9 № 1500

Какие из приведенных характеристик характерны для двудольных растений? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  проводящие пучки содержат камбий

2)  одна семядоля

3)  стержневая корневая система

4)  всегда травянистые

5)  параллельное жилкование листьев

6)  число частей цветка кратно четырем или пяти

        10.  Тип 10 № 1681

Вставьте в текст «Первые организмы на Земле» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в ответ.

 

Первые организмы на Земле

 

Согласно самой распространенной на сегодняшний момент теории, первыми в ходе эволюции на Земле возникли гетеротрофные _________ (А) организмы, питавшиеся _________ (Б) веществами «первичного бульона». По мере истощения «первичного бульона» возникла необходимость в дополнительном источнике органических веществ. Тогда стали появляться _________ (В) организмы. Первые из таких организмов использовали энергию _________ (Г) реакций, энергию солнечного света автотрофы стали использовать позднее.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  гетеротрофный

2)  автотрофный

3)  прокариотический

4)  эукариотический

5)  неорганический

6)  органический

7)  окислительно-восстановительный

8)  ионно-обменный

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        11.  Тип 11 № 1114

Установите соответствие между характеристикой ткани растения и характерным для нее видом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНИ

 

A)  состоит из клеток, содержащих хлоропласты

Б)  образована клетками с толстыми прочными стенками

В)  входит в состав древесины

Г)  обеспечивает синтез органических веществ из неорганических на свету

Д)  заполняет внутреннее пространство листовой пластинки

Е)  образована в основном мертвыми клетками

 

 

 

ВИД

 

1)  механическая

2)  фотосинтезирующая

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        12.  Тип 12 № 2045

Верны ли следующие суждения об особенностях строения хордовых животных?

 

А.  Центральная нервная система хордовых состоит из брюшной нервной цепочки, надглоточных и подглоточных нервных узлов.

Б.  Хордовые имеют внутренний скелет.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 1245

Рассмотрите фотографию листа монстеры. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Тип листа

 

1) черешковый 2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

 

1) параллельное 2) дуговидное
3) пальчатое 4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35190

Под каким номером изображен желудок человека?

        15.  Тип 15 № 2110

Процесс свертывания крови начинается с

 

1)  разрушения тромбоцитов

2)  понижения давления крови в сосуде

3)  накопления в сосуде венозной крови

4)  превращения фибрина в фибриноген

        16.  Тип 16 № 35324

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.  Наружный слуховой проход.

2.  Внутреннее ухо.

3.  Вестибулярный аппарат.

4.  Кортиев орган.

5.  Преддверно-⁠улитковый нерв.

6.  Слуховая труба.

        17.  Тип 17 № 1403

Какие из перечисленных симптомов характерны для заражения гельминтами? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  худоба

2)  воспаленные глаза

3)  кашель

4)  выпадение волос

5)  повышенный аппетит

6)  диарея

        18.  Тип 18 № 314

Установите соответствие между признаком и типом авитаминоза, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  снижение иммунитета

Б)  выпадение зубов

В)  размягчение и деформация костей черепа и конечностей

Г)  кровоточивость десен

Д)  нарушение мышечной и нервной деятельности

 

 

 

ТИП АВИТАМИНОЗА

 

1)  недостаток витамина С

2)  недостаток витамина D

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        19.  Тип 19 № 35256

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания гусеницы бабочки-пяденицы.

 

1)  редуцент

2)  детритофаг

3)  фитофаг

4)  консумент первого порядка

5)  паразит

6)  вредитель хвойных растений

        20.  Тип 20 № 35206

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит ель. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 35266

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность ястребов тетеревятников и ели, если в течение нескольких лет шло увеличение численности дятлов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность ястребов тетеревятников Численность ели
        22.  Тип 22 № 12245

Рассмотрите рентгенограмму с изображением кисти человека. Как называют повреждение, которое на ней изображено? Зачем при оказании первой помощи к месту повреждения приложили лед? Назовите одну из причин.

          23.  Тип 23 № 20970

Ученые изучали всасывание воды корнями. Для этого комнатное растение они срезали на высоте 10 сантиметров и на пенек надели резиновую трубку, которую соединили со стеклянной трубкой. При поливе почвы теплой водой, вода поднимается по трубке и выливается из нее. В случае, когда почву поливали холодной водой, то вода не вытекает из трубки.

Какой вывод можно сделать из результатов этого опыта? В результате какого явления вода поднимается по трубке?

          24.  Тип 24 № 2921

 

РАЗМНОЖЕНИЕ

 

Размножение − это воспроизведение генетически сходных особей данного вида, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Бесполое размножение осуществляется следующими способами: непрямым делением ядер материнской и каждой из последующих клеток надвое; вегетативно − отдельными органами или частями тела (растения, кишечнополостные); почкованием (например, дрожжи и гидра); спорообразованием.

В результате бесполого размножения возникает генетически однородное потомство. Только в тех случаях, когда споры образуются в результате мейоза, потомство, выросшее из этих спор, будет генетически разным.

При половом размножении объединяется генетическая информация от двух особей. Особи растений или животных разного пола образуют гаметы − яйцеклетки и сперматозоиды (или спермии), содержащие по одинарному (гаплоидному) набору хромосом. При слиянии гамет происходит оплодотворение и образование диплоидной зиготы. Зигота развивается в новую особь, все соматические клетки которой содержат диплоидный (двойной) набор хромосом. Все вышеперечисленное справедливо только для эукариотических клеток. Таким образом, при половом размножении происходит смешивание геномов двух разных особей одного вида. Существуют организмы-гермафродиты, у которых развитие женских и мужских половых клеток происходит в теле одной особи.

 

Используя содержание текста «Размножение», ответьте на следующие вопросы.

1)  О каких двух способах размножения организмов идет речь в тексте?

2)  Что происходит в процессе полового размножения?

3)  Какой недостаток характерен для полового размножения? Свой ответ аргументируйте.

          25.  Тип 25 № 1636

Пользуясь таблицей «Дыхательная поверхность жабр у рыб» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

1)  К какому классу относятся перечисленные в таблице виды рыб?

2)  Для чего нужны жаберные лепестки в жабрах?

3)  Чем объясняется то, что у камбалы меньшая поверхность жабр, чем у окуня, хотя масса камбалы больше?

 

Дыхательная поверхность жабр у рыб

 

 

 

Виды рыб Масса в граммах Дыхательная поверхность

жабр в см2

Серебряный карась 10,0 16,96
Окунь 73,0 1173,8
Камбала 135,0 889,00
          26.  Тип 26 № 12943

Наталья съела на второй завтрак омлет с ветчиной и чай с сахаром.

1)  Какова энергетическая ценность завтрака?

2)  Соответствует ли энергетическая ценность завтрака Натальи нормам для 15-летнего подростка, если за весь день с 4 приемами пиши она получила 2900 ккал?

3)  Какие питательные вещества начинают расщепляться в желудке?

 

Таблица 1

 

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Бутерброд с мясом 425 39 33 41
Бутерброд с курицей 355 13 15 42
Бутерброд с ветчиной 380 19 18 35
Жареный картофель 225 3 12 29
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат с курицей 250 14 12 15
Мороженое шоколадное 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
Лимонад 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 3

 

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

 

Первый завтрак Второй завтрак Обед Ужин
14% 18% 50% 18%
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 6»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3774718

1.  Тип 1 № 12164

На рисунке изображены сизый голубь (1) и полученные от него путем продолжительных скрещиваний и отбора голуби домашних пород (2–6).

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?

2.  Тип 2 № 35137

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  волнушка розовая

Б)  венерин башмачок

В)  полевка водяная

Г)  клостридия

ЦАРСТВА

1)  Бактерии

2)  Растения

3)  Животные

4)  Грибы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 1374

Установите последовательность таксономических единиц в классификации ржи, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отдел Цветковые

2)  царство Растения

3)  порядок Злаковые

4)  семейство Злаки

5)  класс Однодольные

6)  род Рожь

4.  Тип 4 № 12466

Изучите график зависимости продолжительности жизни (отложено по оси у в годах) от массы тела (по оси х в кг).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Длительности жизни в 50 лет достигают животные с массой тела больше 10000 кг.

2)  У животных, вес которых превышает 500 кг, продолжительности жизни снижается.

3)  До определенного предела чем ниже масса тела, тем меньше продолжительность жизни.

4)  Самые долгоживущие животные весят в пределах от 10 кг до 100 кг.

5)  Продолжительность жизни резко повышается у животных с массой тела больше 100 кг.

5.  Тип 5 № 795

Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса чихания у человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  чувствительный нейрон

2)  рецепторы носовой полости

3)  центр продолговатого мозга

4)  двигательный нейрон

5)  дыхательные мышцы

6.  Тип 6 № 35091

Спирометром измеряют

 

1)  жизненную емкость легких

2)  кровяное давление

3)  частоту пульса

4)  частоту дыхания

7.  Тип 7 № 2979

Какие из приведенных признаков характерны для большинства представителей класса Костные рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

скелет хрящевой

  

 2) 

плавательного пузыря нет

  

 3) 

есть жаберные крышки

  

 4) 

встречаются преимущественно в морях и океанах

  

 5) 

хорда имеется только у зародышей

  

 6) 

очень плодовиты, икра мелкая

8.  Тип 8 № 631

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь:

 

Объект

Процесс

Рецептор

Преобразование внешнего

раздражителя в нервный импульс

...

Непосредственное выполнение команды

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  рабочий орган

2)  чувствительный нейрон

3)  нервный центр

4)  двигательный нейрон

9.  Тип 9 № 1500

Какие из приведенных характеристик характерны для двудольных растений? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  проводящие пучки содержат камбий

2)  одна семядоля

3)  стержневая корневая система

4)  всегда травянистые

5)  параллельное жилкование листьев

6)  число частей цветка кратно четырем или пяти

10.  Тип 10 № 1681

Вставьте в текст «Первые организмы на Земле» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в ответ.

Первые организмы на Земле

Согласно самой распространенной на сегодняшний момент теории, первыми в ходе эволюции на Земле возникли гетеротрофные _________ (А) организмы, питавшиеся _________ (Б) веществами «первичного бульона». По мере истощения «первичного бульона» возникла необходимость в дополнительном источнике органических веществ. Тогда стали появляться _________ (В) организмы. Первые из таких организмов использовали энергию _________ (Г) реакций, энергию солнечного света автотрофы стали использовать позднее.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  гетеротрофный

2)  автотрофный

3)  прокариотический

4)  эукариотический

5)  неорганический

6)  органический

7)  окислительно-восстановительный

8)  ионно-обменный

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 1114

Установите соответствие между характеристикой ткани растения и характерным для нее видом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНИ

A)  состоит из клеток, содержащих хлоропласты

Б)  образована клетками с толстыми прочными стенками

В)  входит в состав древесины

Г)  обеспечивает синтез органических веществ из неорганических на свету

Д)  заполняет внутреннее пространство листовой пластинки

Е)  образована в основном мертвыми клетками

ВИД

1)  механическая

2)  фотосинтезирующая

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12.  Тип 12 № 2045

Верны ли следующие суждения об особенностях строения хордовых животных?

 

А.  Центральная нервная система хордовых состоит из брюшной нервной цепочки, надглоточных и подглоточных нервных узлов.

Б.  Хордовые имеют внутренний скелет.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 1245

Рассмотрите фотографию листа монстеры. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35190

Под каким номером изображен желудок человека?

15.  Тип 15 № 2110

Процесс свертывания крови начинается с

 

1)  разрушения тромбоцитов

2)  понижения давления крови в сосуде

3)  накопления в сосуде венозной крови

4)  превращения фибрина в фибриноген

16.  Тип 16 № 35324

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.  Наружный слуховой проход.

2.  Внутреннее ухо.

3.  Вестибулярный аппарат.

4.  Кортиев орган.

5.  Преддверно-⁠улитковый нерв.

6.  Слуховая труба.

17.  Тип 17 № 1403

Какие из перечисленных симптомов характерны для заражения гельминтами? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  худоба

2)  воспаленные глаза

3)  кашель

4)  выпадение волос

5)  повышенный аппетит

6)  диарея

18.  Тип 18 № 314

Установите соответствие между признаком и типом авитаминоза, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  снижение иммунитета

Б)  выпадение зубов

В)  размягчение и деформация костей черепа и конечностей

Г)  кровоточивость десен

Д)  нарушение мышечной и нервной деятельности

ТИП АВИТАМИНОЗА

1)  недостаток витамина С

2)  недостаток витамина D

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 35256

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания гусеницы бабочки-пяденицы.

 

1)  редуцент

2)  детритофаг

3)  фитофаг

4)  консумент первого порядка

5)  паразит

6)  вредитель хвойных растений

20.  Тип 20 № 35206

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит ель. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35266

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность ястребов тетеревятников и ели, если в течение нескольких лет шло увеличение численности дятлов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность ястребов тетеревятников

Численность ели

22.  Тип 22 № 12245

Рассмотрите рентгенограмму с изображением кисти человека. Как называют повреждение, которое на ней изображено? Зачем при оказании первой помощи к месту повреждения приложили лед? Назовите одну из причин.

23.  Тип 23 № 20970

Ученые изучали всасывание воды корнями. Для этого комнатное растение они срезали на высоте 10 сантиметров и на пенек надели резиновую трубку, которую соединили со стеклянной трубкой. При поливе почвы теплой водой, вода поднимается по трубке и выливается из нее. В случае, когда почву поливали холодной водой, то вода не вытекает из трубки.

Какой вывод можно сделать из результатов этого опыта? В результате какого явления вода поднимается по трубке?

24.  Тип 24 № 2921

РАЗМНОЖЕНИЕ

Размножение − это воспроизведение генетически сходных особей данного вида, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Бесполое размножение осуществляется следующими способами: непрямым делением ядер материнской и каждой из последующих клеток надвое; вегетативно − отдельными органами или частями тела (растения, кишечнополостные); почкованием (например, дрожжи и гидра); спорообразованием.

В результате бесполого размножения возникает генетически однородное потомство. Только в тех случаях, когда споры образуются в результате мейоза, потомство, выросшее из этих спор, будет генетически разным.

При половом размножении объединяется генетическая информация от двух особей. Особи растений или животных разного пола образуют гаметы − яйцеклетки и сперматозоиды (или спермии), содержащие по одинарному (гаплоидному) набору хромосом. При слиянии гамет происходит оплодотворение и образование диплоидной зиготы. Зигота развивается в новую особь, все соматические клетки которой содержат диплоидный (двойной) набор хромосом. Все вышеперечисленное справедливо только для эукариотических клеток. Таким образом, при половом размножении происходит смешивание геномов двух разных особей одного вида. Существуют организмы-гермафродиты, у которых развитие женских и мужских половых клеток происходит в теле одной особи.

 

Используя содержание текста «Размножение», ответьте на следующие вопросы.

1)  О каких двух способах размножения организмов идет речь в тексте?

2)  Что происходит в процессе полового размножения?

3)  Какой недостаток характерен для полового размножения? Свой ответ аргументируйте.

25.  Тип 25 № 1636

Пользуясь таблицей «Дыхательная поверхность жабр у рыб» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

1)  К какому классу относятся перечисленные в таблице виды рыб?

2)  Для чего нужны жаберные лепестки в жабрах?

3)  Чем объясняется то, что у камбалы меньшая поверхность жабр, чем у окуня, хотя масса камбалы больше?

Дыхательная поверхность жабр у рыб

 

Виды рыб

Масса в граммах

Дыхательная поверхность

жабр в см2

Серебряный карась

10,0

16,96

Окунь

73,0

1173,8

Камбала

135,0

889,00

26.  Тип 26 № 12943

Наталья съела на второй завтрак омлет с ветчиной и чай с сахаром.

1)  Какова энергетическая ценность завтрака?

2)  Соответствует ли энергетическая ценность завтрака Натальи нормам для 15-летнего подростка, если за весь день с 4 приемами пиши она получила 2900 ккал?

3)  Какие питательные вещества начинают расщепляться в желудке?

 

Таблица 1

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Бутерброд с мясом

425

39

33

41

Бутерброд с курицей

355

13

15

42

Бутерброд с ветчиной

380

19

18

35

Жареный картофель

225

3

12

29

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат с курицей

250

14

12

15

Мороженое шоколадное

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Лимонад

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 3

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!