Тема урока: «Определение параллельных прямых. Признаки параллельности прямых»
1. Актуализация опорных знаний.
Прежде чем приступить к открытию новых знаний, давайте повторим то, что нам для этого понадобится.
- Что вы знаете о взаимном расположении двух прямых на плоскости?
(Две прямые на плоскости могут пересекаться, т.е. иметь одну общую точку или они не пересекаются, т.е. не имеют общих точек)
а 1 а
4
в 3 2 в
рис. 1 рис.2
- Рассмотрим рис.1. Название каких углов, полученных при пересечении двух прямых, вы уже знаете? (подробные вопросы про вертикальные и смежные углы)
Вертикальные углы.
-Назовите, какие углы являются вертикальными.
1 и 3, 2 и 4
-Каким свойством обладают вертикальные углы?
Они равны.
-Какие ещё пары углов вы знаете?
Смежные.
-Назовите их?
1 и 2, 2 и 3, 1 и 4, 4 и 3
- Каким свойством обладают смежные углы?
Их сумма равна 180° .
- Рассмотрим рис.2.
Слово параллельные произошло от греческого слова “параллелос”, что в переводе на русский язык означает “идущие рядом”.
2. Первичное усвоение новых знаний
Работа с учебником (прочитайте текст учебника п. 13 стр. 87 – 89 ) Ответьте устно на вопросы.
Какие прямые называются параллельными?
Изобразите и обозначьте параллельные прямые
Какие отрезки называются параллельными?
Изобразите и обозначьте параллельные отрезки
Какими будут две прямые перпендикулярные к третьей прямой?
Д
ано прямая a и точки A, B и C (рис.) Сколько прямых, параллельных прямой a, можно провести через данные точки? Проведите все такие прямые. Могут ли они пересекаться? Ответ обоснуйте.
3. Признаками параллельных прямых
Н
ачертите в тетради две прямые a и b и прямую с, которая пересекает прямые a и b. Прямая с
называется секущей.
При этом образовалось несколько пар углов, часть из которых вам уже знакома.
Но на рисунке есть ещё пары неразвернутых углов, которые пока вы не знаете.
Запишите:
-Выполните задание и выпишите пары углов.
4. Первичное закрепление. (Решение задач)
З
адача 1.
Вопрос. Какие прямые будут параллельными?
З
адача 2.
Вопрос. Чему равен угол?
Пусть
2 = х, тогда
1 = 2х. а||b
сумма односторонних углов равна 180о
1 +
2 = 180о, х+ 2х = 180о, 3х = 180о, х = 60о,
2 = 60о,
1 = 2 . 60о = 120о.
Ответ:
2 = 60о,
1 = 120о.
а||b
накрест лежащие углы равны
1 =
2 = 122о : 2 = 61о.
1 =
4 = 61о по свойству вертикальных углов, = 61о по свойству вертикальных углов
5 и
1 – смежные
5 = 180о – 61о = 119о
3 =
5 = 119о как вертикальные углы,
5 =
6 = 119о как накрест лежащие углы,
8 =
6 = 119о как вертикальные.
Ответ:
1 = 61о,
2 = 61о,
3 = 119о,
4 = 61о,
5 = 119о,
6 = 119о,
7 = 61о,
8 = 119о.
9. Домашнее задание.
Записать конспект урока в тетрадь;
Выучить определение параллельных прямых;
Знать названия новых углов и уметь их находить на рисунке.
Выучить признаки параллельности прямых.
п.13 стр. 87-89 читать, №287, решить задачу 1 и задачу 2 (задачи записаны выше)