ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Использование игровой технологии на уроках изобразительного искусства для развития творческих способностей школьников
Актуальность и перспективность опыта
Сегодняшние тенденции развития общества предъявляют школе ряд требований, одним из которых является формирование творческой активности ее выпускников. Современная общеобразовательная школа должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, проявлять готовность к самообразованию на протяжении всей жизни. Государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит перед учителями задачу формирования у учащихся универсальных учебных действий, умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем осознанного, активного приобретения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Поэтому особую значимость приобретает выбор и использование разнообразных образовательных технологий. В связи с этим, возникает задача — создать наиболее благоприятные условия для развития творческого мышления учащихся. Важное место в данном аспекте занимают предметы художественно-эстетического направления.
Исходя из вышесказанного определила цель своей деятельности -
развитие воображения и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства с помощью игровой технологии.
Задачи:
использовать потенциал инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;
использовать потенциал учебно-познавательной деятельности как средства стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке;
развивать личность учащихся в процессе организации деятельности.
Концептуальные и теоретические основы опыта
Придерживаясь мнения ученых психологов Теплова Б.М., Венгера Л.А и Евдокимовой Л.Н., в своей работе рассматриваю творческие способности как особенности отражения ребенком окружающей действительности с позиции гибкости, беглости и оригинальности.
Именно в изобразительной деятельности, по мнению ученых И.А. Ветлугиной, Б.М. Неменского, Н.М. Сокольниковой и Е.А. Флериной, творческие способности детей проявляются наиболее ярко. При этом у некоторых детей больше развиты живописные способности – проявляемые в характере использования цветовой гаммы, тогда как другие более способны к построению композиции, соединяя реальный опыт с фантазией, третья группа детей имеет склонность к абстракции.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы в реальной практике свидетельствует о том, что проведение стандартных занятий по изобразительному искусству не является эффективным средством развития творческих способностей детей. Изучение работ Д.Б. Эльконина, В.А. Сухомлинского, Б.М. Неменского и С.А.Шмакова и др. позволило нам сделать вывод о том, что игровая деятельность для детей и в 10-13 лет не теряет своей актуальности. В пользу этого указывает тот факт, что пятиклассники и шестиклассники более качественно запоминают учебный материал, проявляют познавательную активность и заинтересованность тогда, когда учитель использует в уроке игровые методы и приемы. Исходя из этого, особый интерес приобретает включение игровой технологии на занятиях по изобразительному искусству с целью развития творческих способностей учащихся.
Игра и учеба – две отличные друг от друга деятельности, между ними имеются качественные различия. Верно замечено еще Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается нечем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. «Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок». Задача учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры
Игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции

Большинству игр присуще четыре главные черты (по С. А. Шмакову): свободная развивающая деятельность, творческая деятельность, эмоциональная приподнятость деятельности, наличие правил.
В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации.
Черты игры | Структура игры |
- свободная развивающая деятельность, принимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата; - творческая, в значительной мере импровизационная, очень активная по характеру этой деятельности; - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. п.; - наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. | - роли, взятые на себя играющими; - игровые действия как средство реализации этих ролей; - игровое употребление предметов, т. е. замещение вещей игровыми, условными; - реальные отношения между играющими; - сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре. |
ЗНАЧЕНИЕ: являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. |
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с давних времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элемент более обширных технологий;
- в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология проведения внеурочной работы по предмету.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности.

Педагогические игры разделяют по виду деятельности, по характеру педагогического процесса, по целевой ориентации, по характеру игровой методике.
По целевой ориентациИ игр:
- дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
- воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комуникативности.
- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности.
- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия.
По характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотерапевтические.
Следует разделять игры
К
Л
А
С
С И
И Г
Ф Р
И
К
А
Ц
И
Я
по характеру игровой методики:
- предметные;
- сюжетные;
- ролевые;
- деловые;
- имитационные;
- игры-драматизации.
Роль учителя в проведении игр и упражнений на уроках
Учитель, проводящий игру, должен уделить внимание тем ученикам, у которых что-то не получается, рекомендовать им приемы и упражнения для тренировки нужных качеств, объяснять правила проведения игры.
Поскольку дети могут вносить свои коррективы в уже имеющиеся правила игры, учителю следует поддерживать их инициативу и творческий подход.
При проведении игры важно обеспечить положение, при котором соревнующиеся будут равны по силам и находиться в равных условиях. Необходимо создать такую обстановку, которая предопределит правильное отношение к игре со стороны детей.
Позиция взрослого в игре всегда должна быть активной. Роль арбитра, посредника, члена жюри позволяет давать оценки, характеризовать поведение учеников. Учитель может принимать участие в игре, превращая ее в воспитательный фактор, что способствует гармонизации отношений «учитель — ученик». Это основная функция игровой позиции педагога, способствующей созданию творческой атмосферы. Игровая позиция учителя представляет собой своеобразный стиль отношений между взрослыми и детьми.
Учитель с помощью игры может выявить психоэмоциональное состояние ученика, дифференцировать задачу урока, учитывая творческую индивидуальность ребенка, его мироощущение, понимание окружающей действительности, тяготение к тому или иному стилю изобразительного искусства, виду материала.
Более гибкому учебному процессу способствует определение психоэмоционального состояния как класса, так и отдельного ученика (в начале и в конце урока) с помощью особых приемов (например, в виде работы с цветовыми карточками).
Организуя сюжетные игры, педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе через их игровые взаимоотношения путем продуманного распределения ролей.
Основные функции игровой позиции педагога:

Технологичность опыта
Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено различными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.
На уроках изобразительного искусства следует использовать игры, развивающие воображение, интеллект, творческую активность, память и речь, нестандартное мышление. К таким играм относятся: творческие, художественно-дидактические, предметные, конструктивные, игры-путешествия, игры-ассоциации и другие.
Знание педагогом особенностей игровых методов и приемов обучения, понимание игрового опыта детей, умение четко и правильно ставить задачи − основное условие осуществления установленных целей и благополучно проведенной работы.
Педагогу важно овладеть игровой импровизацией, что может привести к нестандартному процессу создания творческой работы. Роль педагога в учебных играх может быть разнообразной. Он может действовать вместе с учащимися как игрок, может быть наблюдателем, болельщиком, судьей, ведущим, экспертом или консультантом.
Игровая технология в организации учебного процесса позволяет лучше раскрыться ученику, снять напряжение и проявить свои творческие способности, ведь он действует в привычной для него обстановке.
Именно с игры следует начинать изучение новой темы или закрепление уже полученных знаний, умений и навыков. Игры - занятия рекомендуется проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.
Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель развивает у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача дает возможность педагогу более точно и объективно оценить качество усвоения учащимися учебного материала.
Для поддержания продуктивной работоспособности учащихся на протяжении всего урока следует включать в их деятельность разнообразные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы различные анализаторы.
Применение в течение урока всех видов деятельности способствует более рациональному использованию учебного времени, повышению работоспособности учащихся, а также обеспечению беспрерывного усвоения нового и закреплению пройденного учебного материала.
Игровые моменты, используемые на уроках, вызывают у учащихся особый интерес к познанию данного предмета, что хорошо сказывается на их изобразительной деятельности и отношении к занятиям.
Игровые технологии лучше всего использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Использование игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальных классах дают положительные результаты в области развития творческих способностей учащихся, а также формирует внимание и интерес к искусству.
В ходе анализа исследований было выяснено, что творческая активность учащихся на уроках изобразительного искусства повышается, рисунки учащихся получаются более яркими и эмоциональными, сюжет их работ становится разнообразнее. Большинство учащихся начальной школы испытываю трудности в рисовании животных. Анималистический рисунок требует большого внимания, самостоятельного анализа и упорства. Через использование игровых технологий обучение становится занимательным и посильным занятием. Игровые методы обеспечивают плавный переход от игры к дальнейшему серьезному обучению.
Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.
Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.
Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.
Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.
Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.
Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».
Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.
Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения.
В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве.
Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу.
Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер — предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.
По форме упражнения могут быть:
- изобразительными (рисунок, живопись, лепка);
- устными (ответы по теоретическим вопросам);
- письменными (анализ произведений искусства).
Упражнения могут носить характер зрительного диктанта. Ученики копируют действия учителя. Ценность этого вида упражнений заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе. Выполняя действия «под диктант», школьники перенимают правильные, профессиональные приемы работы. При этом вырабатываются наблюдательность, аккуратность, улучшаются темп и ритм работы класса.
Зрительный диктант может применяться во всех видах работы: в рисовании, лепке, конструировании.
Целесообразно проводить упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок.
При ознакомлении с цветом учащимся можно предложить упражнения на передачу цветом определенного настроения, что способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета.
При решении пространственных задач готовая основа помогает передать ощущение зрительной глубины на листе. Это задание целесообразно выполнить после изучения способов передачи глубины пространства. Можно предложить учащимся найти ошибки в композициях.
Понятие о декоративной композиции закрепляется с помощью упражнения, которое выполняется коллективно и имеет целью создание фриза для украшения класса.
Упражнения отвлеченного характера развивают мыслительную деятельность.
С подобными упражнениями ученики справляются за короткий срок (3—15 минут). Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.
Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.
Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.
На уроках изобразительного искусства использую следующие игры и игровые упражнения:

Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.
Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы
Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.
1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.
Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику).
2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».
Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.
Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
Изображения на плоскости. Выполнение натюрморта «Мир моей бабушки».
Выполнение декоративной композиции «Коробейник».
Композиция. Составление композиции натюрморта из вылепленных предметов.
3. Игра-головоломка.
Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер.
4. Дополните изображение.
Нитепечатанием учащиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.
5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.
Упражнение на логическое мышление.
Рисование с натуры предметов простой формы (шар, куб).
Выполнение натюрморта с натуры (химическая посуда).
6. Составьте из готовых геометрических фигур орнамент.
Упражнение на закрепление знаний об особенностях орнамента.
Игры и упражнения по цветоведению
1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).
Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.
2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.
Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.
3. Холодные и теплые цвета.
Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.
4. Игра-соревнование «Кто больше?».
На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.
Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.
Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий
1. Продолжите цепочку слов.
Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка...
2. Объясните значение слова.
Например: ритм — это…, дизайн — это…
Беседа о графическом дизайне.
Роспись ларца для ювелирных украшений.
3. Сгруппируйте слова по жанрам (видам).
На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.
4. Вычеркните лишнее слово.
Упражнение носит характер упражнение № 3, т. е. обобщающий, контролирующий. Оценка устных ответов.
5. Блиц-контроль (вопрос — ответ).
Для проведения блиц-контроля можно использовать «волшебный куб». На столе учителя куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, дизайн. Ведущий поворачивает куб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.
6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.
Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д.
Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства
1. Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).
Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.
2. Сравните впечатления
Учащиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся.
3. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).
Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.
4. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.
Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И. Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Г. Нисский. «Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев «Зима (Раков)».
Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.
5. Указать автора или название произведения.
Учащимся раздаются карточки с таблицей, в которой указаны фамилии художников, на доске расположены репродукции работ этих авторов с номерами. Ученики заполняют таблицу.
Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства.
6. Отгадывание кроссвордов (составление).
При их составлении у учащихся развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий.
Тематические кроссворды выполняют функции:
- обучающую;
- контролирующую;
- творческую.
При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление.
7. Викторина «Аукцион знаний».
Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины, вопросы к которой учитель готовит заранее. Также можно провести игру «В мастерской художника», используя специально подобранный материал.
8. Игра «Репортеры газетной рубрики “Шедевры искусства”».
Заранее сообщается тема урока. Например, «Человек в искусстве. Жанр портрета».
Ученики самостоятельно ведут подбор материалов к нему в виде репродукций, фотографий, стихов, сами пишут заметки (мини-сочинение). Всё это прикрепляется к стенду. Такая игра носит продуктивный характер, воспитывает потребность самостоятельно искать материалы, читать литературу по искусству, развивает навыки поисковой деятельности.
9. Найдите среди произведений искусства такие, которые ассоциируются с определенными чувствами.
Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства.
Сюжетно-ролевые игры
1. Игра «Следствие ведут знатоки».
По описанию примет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» – ученики класса.
2. Игра «Лучший экскурсовод».
Выбранные на соискание почетного звания ученики рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, средствах выразительности.
Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления, способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализ художественного произведения. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений, выводов является обязательным условием проведения таких игр-занятий. Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Анализ результатов профессиональной деятельности
Опрос учащихся показал, что применение игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности необходимо, так как помогает лучше запомнить учебный материал, дает дополнительную информацию, делает урок более интересным.
Учащиеся имеют высокий уровень познавательной мотивации, о чем свидетельствует их активное и результативное участие в творческих конкурсах:
Республиканские конкурсы рисунков «Мир во всем мире» (городской этап - 1 м, 2015), «Знай и люби свой край», «Здоровая молодежь - здоровая нация», «У войны не детское лицо», «Конкурс театральных афиш» (городской этап - 1 м., 2016), «Мир глазами детей» (городской этап - 2 м., 2016), «Дороги моей мечты», «Нет экстремизму» (городской этап - 1 м., 2017 год), «Мы патриоты» (2 м., 2018), «Школа – территория безопасности» (2018) и другиие.
Процент качества знаний по предмету составляет - 90 %
![]()
Диаграмма 1. Качество знаний учащихся
(2014-2018 гг.)
Характеристика проблем, трудностей, возникающих в процессе работы, пути их преодоления
Чтобы не возникало трудностей в процессе работы, выбирая игру, учитель должен руководствоваться тем, что это не самоцель, а средство активизации деятельности детей. При этом надо учитывать, что только та игра на уроке принесёт пользу, которая даёт возможность выполнить наибольшее число операций и охватить учащихся. Сущность игрового метода обучения в том, что в нём важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанный с игровыми действиями.
Задачи на перспективу:
- применять методы и приемы, рассмотренные в теоретической главе;
- развивать мыслительные процессы, внимание, память, речь учащихся;
- формировать положительную мотивацию, развивать интерес к предметам.
Вывод
Учитель с помощью игры может выявить психоэмоциональное состояние ученика, дифференцировать задачу урока, учитывая творческую индивидуальность ребенка, его мироощущение, понимание окружающей действительности, тяготение к тому или иному стилю изобразительного искусства, виду материала.
Более гибкому учебному процессу способствует определение психоэмоционального состояния как класса, так и отдельного ученика (в начале и в конце урока) с помощью особых приемов (например, в виде работы с цветовыми карточками).
Организуя сюжетные игры, педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе через их игровые взаимоотношения путем продуманного распределения ролей.
Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.
Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.
Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.
Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.
Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.
Список использованной литературы
Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н.П.Аникеева. - Новосибирск Агентство печати и информации «Момент истины», 1994. - 95С.
2. Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности. − М.: Академия, 2009. – 18 с.
3. Кларин М.В. Образовательные возможнос ти игры // Современная педагогика. - 1985, №3.
4. Крупская Н.К. Обучение и воспитание в школе. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 649 с.
5. Минич О.А., Хаткевич О.А. Педагогические игры. - М., 2005 - С.3-4.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1987.
7. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999. 1.Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н.П. Аникеева. - Новосибирск Агентство печати и информации «Момент истины», 1994. – 95с.