«Опыт внедрения программы «Орлята России» в начальной школе: результаты и перспективы»
ВВЕДЕНИЕ
2 сл.
В современном обществе вопросы воспитания активных и ответственных граждан становятся все более актуальными. Младшие школьники, находящиеся на первых порогах своего образовательного пути, играют ключевую роль в формировании будущего общества. В этом контексте особенно важна роль образовательных программ, направленных на воспитание патриотов, готовых к активному участию в жизни страны.
3 сл.
Одной из таких программ является проект «Орлята России». Этот масштабный всероссийский проект предназначен для начальной школы и охватывает миллионы детей, учителей и родителей. Всероссийская программа социальной активности учащихся создана и разработана «Орлёнком» и Российским движением школьников при поддержке министра просвещения РФ Сергея Кравцова в 2021 году. Миссия программы заключается в создании условий для воспитания граждан, отличающихся патриотизмом, ответственностью, стремлением к знаниям и творческим достижениям.
4 сл.
Программа «Орлята России» предлагает разнообразные методы и приемы, основанные на принципах педагогики взаимодействия и активного обучения. Ключевые методы включают в себя:
- Игровые формы обучения способствуют не только усвоению материала, но и формированию позитивного отношения к обучению и социальной активности.
- Проектная деятельность позволяет детям переносить теоретические знания в практику, развивая при этом творческое мышление и способствуя взаимодействию в коллективе.
- Диалог и обсуждение способствуют развитию коммуникативных навыков и формированию у детей понимания социальных норм и ценностей.
В целом, выбранные методы и приемы программы «Орлята России» оказывают положительное воздействие на формирование социальной активности у младших школьников, создавая основу для их активного участия в общественной жизни.
Трек «Орлёнок – Лидер: «Мы дружный класс!», «В команде рождается лидер». *фото*
Трек: Орлёнок Эколог
Занятие 1.
Тема: Эколог и я"
Цель: принятие ценности природного края.
Основные виды деятельности: игра. Беседа :1."Кто должен беречь природу и заботиться о ней?" 2. "ЧЕМУ учит экология? ( просмотр мультфильма "Фикси-советы.Чему учит экология?"(ребята выводят определение Экология, эколог). 3.
Тема: "Каким должен быть настоящий эколог?"
Цель: Осознание ценности природы и необходимости ответственности за её сохранение.
Виды деятельности:провела мультимедийную игру-викторину в виде соревнования 3 команд "я эколог" ребята отвечали на вопросы по теме "Как провильно вести себя в природе", "Как поступить, если природа в опасности",Узнай животное по звукам" " узнай животное по повадкам и описанию"
Тема:Мы друзья нашей планеты.
Цель: способствовать формированию значимости экологической культуры и экологических знаний.
Виды деятельности: интеллектуально-творческая игра "Мы друзья природе" , беседа о нашем доме-планета, работа с карточками по экологическим правилам, ктд: путешествие в космос (изготовление космических работ) составление дерева
Цель: воспитание чувства любви и уважения к своей семье, малой Родине. (ЦЕЛЬ ТРЕКА)
ЦЕЛЬ (ЗАНЯТИЯ): проявление интереса к истории своей семьи.
ЦЕННОСТИ:Родина,семья.
СИМВОЛ ТРЕКА: альбом.
Основные виды деятельности:
1.Мозговой штурм (по вопросам:Кто может быть хранителем? Для кого и зачем хранить?)
2.Постановка коллективной цели.
3.Практическая д-ть (просмотр старых фотографии, о том,как учились дети раньше)
Просмотр видео МультиРоссия о нашем регионе (коллективное обобщение и вывод о том, что нам нужно узнать и сохранить историческую память, в этом нам помогают книги, фотографии, дидео и т.д)
4.Рефлексия . Беседа о способах сохранения исторической памяти о первом классе. Создание фотографии для истории о 1 классе
Занятие 3.
Тема:Поход в музей.
Цель: осмысление значения музеев как хранителей подлинной материальной и духовной культуры региона.Знакомство с историей своего края (ред.)
Занятие 2.
Тема:История школы-моя история
Цель: знакомство с историей своей школы
Занятие 2. "Сто затей для всех друзей"(ну очень было весело)
Цель: формировать иотребность в активном образе жизни
Основные виды деятельности: 1.Зарядка.
2.Вспоминаем, что входит в Зож, постановка цели, если мы будем соблюдать , то какими мы станем.
3. Подвижные игры от ЗОЖика
2. Занятие "Орлёнок-Доброволец" (без фото) Тема "Спешить на помощь безвозмездно!"
Цель:способствовать формированию значимости и потребности в безвозмездной деятельности ради других людей в соответствии с возрастом и интересами обучающихся.
Виды деятельности, краткое содержание:
1.фронтальная беседа, вспоминаем о чём говорили на первом занятии в данном треке.
2. Постановка цели, через коллективное обсуждение, используя сердца добрых дел:отвечаем на вопрос, какие из предложенных дел, мы можем совершать вместе?
Цель:помогать пернатым нашим друзьям в зимнее время года.
3.коллективная беседа по вопросам :Чем мы можем помочь птицам? Чем питаются птицы? Решение подготовить кормушки и кормить птиц.
4.Подгрупповая работа по кейсам
5.итог занятия в Орлятском круге: (Высказывают своё отношение к занятию)
При реализации трека «Орленок – Эрудит» *текущий трек*, наиболее запоминающимися стали занятия: «Играй, учись и узнавай!», «Твори! Выдумывай! Пробуй!» на которых , ребята, представили свои проекты, исследовательские работы.
5 сл.
Продуктивные педагогические технологии в программе «Орлята России»
- Интерактивные методы обучения не только содействуют усвоению материала, но и формируют навыки общения, взаимодействия в группе, а также способствуют развитию эмоционального интеллекта.
- Интегрированный подход обеспечивает глубокое понимание предметов и их взаимосвязей, что способствует формированию системного мышления и умения применять полученные знания в различных контекстах.
- Проектно-ориентированное обучение эффективно развивает практические навыки, творческое мышление и способность к самостоятельному решению задач.
- Менторство эффективно развивает совместную деятельность ментора с подопечными, умение ставить промежуточную цель, обсуждать прогресс и продвижение.
Продуктивные педагогические технологии в программе «Орлята России» совместно обеспечивают высокий уровень вовлеченности детей в учебный процесс и способствуют эффективному формированию социальной активности младших школьников.
6 сл.
ВИДЫ И ФОРМЫ ВНЕУЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В ПРОГРАММЕ «ОРЛЯТА РОССИИ»
Внеучебные занятия в программе «Орлята России» не только обогащают жизнь детей разнообразными активностями, но и служат мощным инструментом формирования социальной активности. Участие в благотворительных акциях, культурных мероприятиях и коллективных мероприятиях способствует развитию эмпатии, ответственности и чувства принадлежности к обществу, формируя у младших школьников ценности гражданского сознания.
1. Традиция доброго отношения к людям:
- Обучение социальным навыкам. Учебные занятия, направленные на развитие социальной активности, включают в себя обучение социальным навыкам. Дети изучают, как взаимодействовать с окружающими, проявлять внимание и заботу к другим людям.
- Проектная деятельность. Учебные проекты стимулируют учеников к самостоятельному исследованию социальных вопросов, анализу проблем и разработке планов действий. Этот метод развивает критическое мышление и активное гражданское участие.
2. Традиция доброго отношения к песне:
- Музыкальные занятия. Учебные занятия, связанные с музыкой, способствуют развитию художественных интересов детей. В рамках этих занятий дети могут создавать музыкальные композиции, выражая свои чувства и мнения.
- Мастер-классы и творческие проекты. В рамках учебных занятий проводятся мастер-классы, где дети могут проявить свою творческую индивидуальность, создавая произведения искусства, например, песни с социальной тематикой.
3. Традиция посвящения:
- Уроки истории и культуры. Учебные занятия, посвященные истории и культуре, помогают детям понимать свое место в обществе, уважать и ценить культурное наследие, что способствует формированию гражданской идентичности.
- Внеклассные лекции и мастер-классы от экспертов. Ученики могут участвовать в лекциях и мастер-классах, проводимых опытными специалистами, что обогащает учебный процесс и дает дополнительные знания в сфере гражданской ответственности, развитии творческого потенциала.
4. Традиция орлятского круга:
- Тренинги по командной работе. Учебные занятия по командной работе развивают у детей навыки сотрудничества, коммуникации и взаимопомощи. Это поддерживает формирование единства и взаимодействия в коллективе.
- Образовательные игры. В рамках учебных занятий используются образовательные игры, способствующие интерактивному обучению и включению детей в образовательный процесс.
Мой класс с нового года вступил в программу. Мы прошли часть треков. И сейчас я хочу вас ознакомить с нашими результатами промежуточными..
Сл.7.
Доброволец
Сл. 8
Эколог
Сл.9 -10 Хранитель
Сл.11-12 Спортсмен
Сл.13.Эрудит
Сл.14-15 Лидер
Сл.16 Традиции орлятского круга
Сл.17
Учебные занятия программы «Орлята России» сосредотачивают внимание на формировании социальной активности через практический опыт, творческую деятельность и вовлечение в сферу гражданского образования. Эти занятия становятся ключевым инструментом в развитии гражданских качеств и ответственности у младших школьников.
Анализ ключевых результатов:
1. Эффективность методов и технологий. Исследование показывает, что методы и технологии, применяемые в программе, эффективно способствуют формированию социальной активности. Интерактивные методы, проектная деятельность, и интегрированный подход оказывают положительное воздействие на развитие социальных навыков и гражданской ответственности.
2. Роль внеучебных и учебных занятий. Внеучебные занятия, такие как благотворительные акции, культурные мероприятия и командные тренинги, существенно способствуют формированию социальной активности детей. Учебные занятия, в свою очередь, предоставляют теоретическую базу и практические навыки, необходимые для успешного взаимодействия в обществе.
3. Синергия учебных и внеучебных компонентов. Программа создает синергию между урочными и внеурочными компонентами, обеспечивая комплексный подход к развитию социальной активности. Это способствует гармоничному сочетанию теоретических знаний с практическим опытом.
Выводы и перспективы:
В результате анализа можно сделать вывод, что программа «Орлята России» успешно реализует свою миссию по воспитанию патриотов и активных граждан. Она предоставляет целостный образовательный опыт, способствующий развитию социальной активности у младших школьников. Дальнейшие перспективы включают в себя постоянное совершенствование методов, учет обратной связи участников и адаптацию программы к изменяющимся социокультурным реалиям.
Сл. 18
Таким образом, программа «Орлята России» играет значимую роль в формировании будущего поколения граждан, готовых к активному участию в жизни общества и принятию ответственности за свое Отечество.
В.А.Сухомлинский…