Программное содержание:
Содействовать формированию интереса к неживой природе(камням), материалу, к исследовательской работе.
Познакомить детей с различными видами камней, их свойствами.
Научить различать виды камней по внешним их признакам.
Доказать свойства камней экспериментальным путем.
Развивать умение организовать взаимодействие при работе в парах.
Оборудование: кусочек дерева, гвозди, молоток, емкость с водой, таблички с названиями «Исследовательская лаборатория» и «Экспериментальная лаборатория», две коробочки; для каждой пары детей наборы речных и морских камней, салфетки; для каждого ребенка: одноразовая тарелка, деревянный кубик, камень.
Ход занятия
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Сегодня наша группа, ребята, превратится в научную лаборатория, а вы - ученых. Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем изучать. Слушайте внимательно:
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке, годится на тысячу лет.
Он может, быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Ответы детей: Камень.
Воспитатель: Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о камнях.
Пройдите в нашу исследовательскую лабораторию, садитесь за столы.
Дети садятся за столы с табличкой «Исследовательская лаборатория», где лежат подносы с камнями, салфетки. Ребята, это исследовательская лаборатория, вы ученые – исследователи. Исследовать вы будете разные камни. Начнем с морских. Как вы думаете, можем мы их узнать? Постарайтесь выбрать на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку. Дети выбирают, рассматривают, делятся своими впечатлениями. Воспитатель при необходимости корректирует ход рассуждений, подводя их к нужным признакам наводящими вопросами. Какие они? Какой формы?
Ответы детей:
Воспитатель: А цвета? Какая у них поверхность? Какие края?
Ответы детей: Камни гладкие, (разной формы – овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета и т.д.)
Воспитатель: Почему они такие?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, такими гладкими их сделало море, морские волны. Камни в море бьются друг о друга, обтачиваются их края, они становятся гладкими – без единого уголка. А теперь найдите камушки речные и положите их рядом с морскими на салфетку. Потрогайте их. Что мы можем сказать про речные камни? Какие они?
Ответы детей:
Воспитатель: Хорошо. А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру.
Подвижная игра с дидактической направленностью «Морские и речные камни»(приложение)
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.
Дети подходят к столу с табличкой «Экспериментальная лаборатория» и становятся вокруг него. Воспитатель: Теперь мы ученые – экспериментаторы и будем проводить различные эксперименты и опыты с камнями. Возьмите камень в руку и сожмите крепко – крепко. Изменил он форму?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Верно, нет. Почему?
Ответы детей: Он твердый.
Воспитатель: Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось?
Ответы детей: Гвоздь вошел в дерево.
Воспитатель: А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает - не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается. Воспитатель: Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Ответы детей:
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Ответы детей: Камень тверже дерева.
Воспитатель: А как камень и дерево будут вести себя в воде?
Перед вами емкость с водой, возьмите деревянный кубик и попробуйте опустить его в воду. Что ним произойдет?
Ответы детей: Дерево плавает.
Воспитатель: А теперь возьмите камушек и осторожно опустите его в воду. Что произошло с ним?
Ответы детей: Камень тонет.
Воспитатель: Почему?
Ответы детей: Он тяжелее воды.
Воспитатель: А почему плавает дерево?
Ответы детей: Оно легче воды.
Воспитатель: Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он?
Ответы детей: Мокрый.
Воспитатель: Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются?
Ответы детей: Цветом, мокрый камень темнее.
Воспитатель: Итак, ребята, с помощью опытов и экспериментов мы узнали о свойствах камней. А теперь я предлагаю вам поиграть.
Дидактическая игра «Правильно - неправильно» (приложение)
Воспитатель: Очень хорошо. Вы запомнили свойства камней, молодцы. Все группы ученых провели очень интересные исследования и эксперименты в нашей лаборатории. Вы многое узнали и запомнили. Я благодарю вас за прекрасную работу! Занятие окончено.