Основные направления работы по социальной адаптации детей с ОВЗ в МАОУ Домодедовской СОШ №1
(из опыта работы)
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения с ограниченными возможностями здоровья становится одной из актуальных. На наш взгляд необходимо, как можно раньше, создать условия для развития этих возможностей, создать условия для успешной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В данном направлении в МАОУ Домодедовской СОШ №1 проводится работа с детьми, имеющие особенности развития. К сожалению, количество детей с этим диагнозом увеличивается с каждым годом. Одна из задач, которая стоит перед нами: социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и их подготовка к самостоятельной жизни.

Основными направлениями работы, способствующими решению задач социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, являются социально - трудовая адаптация и социально - бытовая адаптация.
Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. В начале трудового обучения детям трудно даются даже простые технологические операции. Это связано с особенностями их интеллектуального развития, недостаточным развитием моторики, зрительного восприятия. Но систематическая работа педагогов, индивидуальный подход, приводят к тому, что по окончании обучения дети выполняют достаточно хорошие работы. Социально - бытовая ориентировка - специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение их общего развития. В связи с этим особенно велика роль целенаправленного воспитания, осуществляемого в школе. Прежде всего, это должна быть единая система многофакторного воздействия на учащихся. Ее составляют специальные занятия по социально-бытовой ориентировке, обучение труду, воспитательная работа, осуществляемая на уроках и во внеурочное время. Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся. Формирование социально – бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий по социально бытовой ориентировке, в процессе которых воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде.
Для проведения занятий по СБО оборудован отдельный кабинет, где есть все необходимое для проведения уроков.


В кабинете учебное оборудование располагается по зонам: «Учебная», «Кухонная», «Игровая». В учебной зоне находятся столы и стулья для практических работ, классная доска, рабочее место учителя. Кухонная зона оборудована мойкой для мытья посуды и пищевых продуктов, электрической плитой, холодильником, кухонной мебелью. На кухне имеется вся необходимая посуда, приборы и инструменты, а также бытовая техника: микроволновая печь, электрический чайник, жарочная печка. Для всех детей есть фартуки, косынки, прихватки и полотенца. В игровой есть необходимая для проведения уроков пособия: интерактивное обучающая система Multikid, телевизор, книжный шкаф, стол со стульями, ковер, гладильная доска с утюгом, сушилка для белья, пылесос, аптечка, иллюстрированный и дидактический материал, натуральные дидактические пособия, предметные и сюжетные иллюстрации.


При изучении данного курса используются словесные (рассказ, объяснение, беседа) и наглядные методы (демонстрация, метод иллюстраций), а также практические методы (экскурсия, практическая работа, игра). На занятиях по СБО много внимания уделяется обогащению словарного запаса школьников, используются пословицы, поговорки, загадки для развития устной и письменной речи.
На уроках СБО мы изучаем следующие разделы: «Личная гигиена»; «культура поведения»; «одежда, обувь»; «жилище»; «транспорт»; «торговля»; «средства связи»; «медицинская помощь»; «питание». На уроках СБО используются разнообразные приемы подачи новой информации (рассказ, беседа, работа с учебником, моделирование реальных ситуаций, игровые методы и приёмы). На каждом уроке СБО дети выполняют практические работы, направленные на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни, учатся ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою деятельность. В начале изучения курса СБО учитель руководит деятельностью школьников. Постепенно помощь учителя сокращается, и старшеклассники самостоятельно выполняют контрольно-оценочные действия.
На уроках по теме «Личная гигиена» основное внимание уделяется соблюдению правил личной гигиены, как важно быть чистым, а, следовательно, здоровым. В ходе урока дети узнают о правилах и приемах ухода за кожей, волосами, внешним видом.
«ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»

При изучении раздела «Одежда и обувь» дети учатся подбирать одежду и обувь по индивидуальным особенностям, по сезону, ухаживать за обувью, узнают о таких предприятиях бытового обслуживания, как прачечная и химчистка. Также при изучении раздела «Одежда и обувь» дети знакомятся с разными способами ухода за одеждой. Это стирка одежды, мелкий ремонт одежды (пришивание пуговицы, петель, наложение заплаты), глажка белья. На практических занятиях, используя специальные пособия, дети овладевают умением застегивать пуговицы, кнопки, молнию на одежде, завязывать шнурки на обуви. При изучении данного раздела много времени отводится на выполнение индивидуальных практических работ, это позволяет выработать определенные умения и навыки на основе полученных знаний. При изучении раздела «Одежда и обувь» большое внимание уделяется правилам техники безопасности при работе с утюгом.
«ОДЕЖДА, ОБУВЬ»


При изучении разделов «Торговля», «Средства связи», «Культура поведения» используются сюжетно - ролевые игры («В магазине», «На почте», «В гостях», «В Театре», «В музее» и т.д.) Воспроизведя в игре конкретные жизненные ситуации, обучающиеся применяют усвоенные ими знания и приемы. На этих уроках дети учатся правильно вести себя в той или иной ситуации (при расставании и встрече, в театре и музее, в транспорте, в магазине, в гостях), учатся выбирать и вручать подарки, создавать подарки своими руками, делать покупки, принимать гостей, культурно разговаривать по телефону. При объяснении темы «Средства связи» обязательно на уроке используются почтовые бланки, карточки, конверты, которые нужно заполнять.
«КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»


«ТОРГОВЛЯ»

Наибольший интерес у детей вызывает изучение раздела «Питание». Еще в начале учебного года они живо интересуются, какие блюда будут учиться готовить в новом учебном году. Школьники с удовольствием записывают рецепты приготовления блюд. Свои первые шаги в кулинарии дети начинают с приготовления простого бутерброда. И этот, казалось бы, несложный процесс: нарезка хлеба, сыра, вызывает определенные трудности. Некоторые ребята впервые берут нож, они действуют очень неуверенно, но у всех есть желание научиться новому в ходе этих занятий. Следующее блюдо, которое учатся готовить дети, это винегрет. С каждым годом рецепты приготовления блюд усложняются. Мы практикуемся в приготовлении изделий из теста (печенье, пирожки, торты). После приготовления блюда дети проводят дегустацию. Но кроме практических занятий по приготовлению разнообразных блюд, учащиеся выполняют практические работы по сервировке стола с учетом различных меню, мытью посуды, уборке помещения, знакомятся с инструкциями устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами, учатся составлять меню, подбирать продукты для приготовления определенного блюда. На уроках по теме «Питание» широко используется наглядность. Это различные иллюстрированные книги по кулинарии, газеты, журналы, таблицы, плакаты.
«ПИТАНИЕ»


Изучение разделов «Жилище», «Медицинская помощь», «Транспорт» направлено, прежде всего, на овладение обучающимися практическими умениями и навыками. Уроки по данным темам позволяют школьникам приобрести определенные знания и умения необходимые для дальнейшей социальной адаптации, одновременно расширяя их кругозор.
При изучении раздела «Жилище» дети узнают о гигиенических требованиях к жилищу, учатся производить уборку квартиры. Дома, они, как правило, не выполняют каких-либо постоянных поручений, домашних обязанностей, даже таких простых, как вытереть пыль, полить цветы, подмести и вымыть пол. Уроки по данной теме расширяют их кругозор, позволяют приобрести новые для них знания и умения.
«ЖИЛИЩЕ»

На уроках по теме «Медицинская помощь» дети учатся обрабатывать раны, накладывать повязки, ухаживать за больным, оказывать первую помощь пострадавшему.
«МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ»

При знакомстве с разделом «Транспорт» значительное место отводится занятиям по правилам дорожного движения с практическими занятиями на школьной территории (площадка ПДД, «Мобильный городок»), а также школьники повторяют правила поведения в транспорте и на улице.
«ТРАНСПОРТ»


Таким образом, специальные коррекционные занятия по СБО направлены на формирование социально - бытовых навыков, на практическую подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся.

2