СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности здоровьесберегающих образовательных технологий в современной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения утверждение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс.

Просмотр содержимого документа
«Особенности здоровьесберегающих образовательных технологий в современной школе»

«Особенности здоровьесберегающих образовательных технологий в современной школе»



«Успешной и востребованной

будет та школа, которая

обеспечит здоровье детей,

использует здоровьесберегающие

педагогические технологии»


Касаткин Владимир Николаевич

(доктор медицинских наук, профессор)


Обучать без вреда для здоровья – это обязательное условие работы школы! Идея здоровьесбережения обучающихся в образовании является основной задачей Государственных образовательных стандартов. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с раннего детства.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения утверждение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Результаты медицинских осмотров первоклассников МОУ «Школа №3 города Докучаевска» говорят о том, что здоровыми можно считать только 74% (имеют основную физкультурную группу).



Среди выпускников нашей школы 75% имеют отклонения в состоянии здоровья.




Из 348 учащихся нашей школы 168 имеют основную физкультурную группу, а 180 учащихся подготовительную, спецгруппу или вовсе освобождены от занятий физической культурой. В процентном отношении – 48% здоровы, а 52 % имеют патологии, что свидетельствует о кризисном положении здоровья детей.






Оценка состояния здоровья учащихся школы.

Основная физкультурная группа

168 учащихся

Девочек - 83

Мальчиков - 84

48%

Отклонения в состоянии здоровья

180 учащихся

Девочек - 79

Мальчиков -102

52%

Всего

348 учащихся




Вышеизложенные факты указывают на необходимость оздоровления образовательной среды.

В условиях современной школы актуализируется потребность оптимизации управленческой деятельности относительно создания в образовательных организациях благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, контроля за эффективностью работы педагогического коллектива в контексте этой проблемы. Жизнь предъявляет повышенные требования не только к интеллектуальным способностям школьников, но и к уровню их культуры здорового образа жизни. В Законе Донецкой Народной Республики «Об образовании» подчеркивается, что «педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни (статья 45, п. 4, «Обязанности и ответственность педагогических работников»).

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья учащихся актуальна.

Для успешной реализации данной задачи школа должна занять активную позицию по распространению идей здорового образа жизни (предупреждение вредных привычек, повышение двигательной активности, сохранение и укрепление здоровья). Необходимо, чтобы педагоги позитивным личным примером формировали правильное отношение детей к вредным привычкам и активному способу жизни. Такая работа должна носить целенаправленный, систематический, комплексный характер, основываться на ведущих подходах к обучению и воспитанию: личностно-ориентированном, компетентностно-ориентированном, системно-деятельностном, и реализовываться через систему форм урочной и внеурочной деятельности. Особое внимание следует уделить межпредметной интеграции, проектно-исследовательской деятельности, тематическим классным часам, физическим паузам в рамках учебных занятий, организации активного отдыха на переменах, во внеурочной и внеклассной деятельности.

Принцип не нанесения вреда, принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов

Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся – определяется следующими причинами:

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под «присмотром» учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им «сохранить здоровье», было бы проявлением бездушия.

Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется в том числе и педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медицинские работники, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача.

В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.

Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Здоровьесберегающие технологии по ГОС

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?

Родоначальником этого понятия стал Никита Константинович Смирнов, (профессор, чл.-корр. Международной педагогической академии, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО Минобразования России), который дал следующее определение: «Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога».

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).

  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.

  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).

  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основные принципы здоровьесбережения в школе

(сформулированы Н.К. Смирновым)

  • «Не навреди»

  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.

  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

  • Соответствие содержания обучения возрасту.

  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Соблюдение принципов здоровьесбережения позволит в школе решить следующие проблемы, связанные со здоровьем учащихся:

  • -снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления, на уровне предмета;

  • -организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии, использование режима двигательной активности на учебных занятиях;

  • -организация правильного питания и питьевого режима школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;

  • -предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней: нарушений осанки, заболеваний органов зрения, неврозов и т.п.);

  • -охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, воспитание коммуникативной культуры, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.)

  • -формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий

  • -организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

  • Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.

  • Технологии обучения здоровому образу жизни.

  • Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.

  • Коррекционные технологии.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Значимость работы по теме для педагога и школы

Мероприятия по формированию здорового образа жизни должны являться неотъемлемой составляющей плана воспитательной работы школы. Четкое функционирование всей системы здоровьесбережения возможно лишь при постоянном взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Каким же должен быть современное здоровьесберегающее занятие?

Прежде всего, здоровьесберегающее занятие должно: воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности;

2. Оздоровительные силы природы;

3. Гигиенические факторы;

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относят:

  • физические упражнения, физкультминутки и «подвижные перемены»;

  • эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

  • гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний для бодрости);

  • лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребёнка (занятия оздоровительной физкультурой);

  • массаж; самомассаж.

Использование оздоровительных сил природы - это проведение занятий на свежем воздухе, что способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья, и стимулирующие развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно- гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах ; ограничение предельного уровня учебной нагрузке во избежание переутомления.

Следует отметить необходимость того, чтобы и сами школьники ощущали ответственность за состояние своего зрения, осанки, нервной системы, понимали, что только совместными усилиями можно получить необходимые результаты.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Проанализировав занятость детей МОУ «Школа №3 города Докучаевска» во внеурочное время в спортивных кружках и секциях, можно наблюдать увеличение количества детей, у которых повысился интерес к активной деятельности. Так в 2018-2019 учебном году спортом занимались 57% обучающихся, а в 2019-2020 – 66%.

Очень интересны были ответы детей начальной школы на вопрос: «Что значит быть здоровым?»

- Это значит быть весёлым. (1-А, )

- Это значит быть сильным. (1-Б )

- Это значит не болеть. (2-А )

- Это значит быть активным. (2-Б )

- Это значит не пропускать уроки. (3-А )

- Это значит ходить на плаванье (3-Б )

- Это значит можно играть во дворе с друзьями (4-А )

- Это значит заниматься спортом. (4-Б )

Результаты анкетирования обучающихся младших классов

По результатам анкетирования выявлено, что около 25% учащихся предъявляют жалобы на здоровье, большинство которых связано с учебным процессом и проявляется частыми головными болями, болями в спине, висках, ногах, усталостью глаз. Несмотря на младший возраст, около 17% учащихся обращаются к родителям за помощью в случае заболевания не сразу, а лишь когда становится очень плохо, или ждут, когда родители сами заметят их плохое самочувствие.

На вопрос о состоянии осанки учащихся мы получили следующие результаты: за письменным столом или партой всегда стараются правильно сидеть 68%, «иногда» - 8%, остальные не следят за своей осанкой, что свидетельствует о высокой степени риска искривления позвоночника.

Состояние зрения так же вызывает тревогу. Около 6% видят плохо, что пишет учитель на доске. Хотя по рекомендациям медработников учителя рассадили детей на рекомендуемый ряд и парту.

Интересными получились данные о режиме дня учащихся начальной школы. На вопрос о том, что ты делаешь, когда встаешь утром, 35% ответили, что пойдут чистить зубы, 5% - делать утреннюю зарядку, 7% - побегут завтракать, 2% - смотреть телевизор, остальные 51% делают по-разному.

В отношении следующего важнейшего компонента режима дня – питания получены данные, так же иллюстрирующие наличие проблем. Так, при опросе учащихся младшего школьного возраста установлено, что питание в семьях отличается однообразием. О вреде еды всухомятку знают 91% опрошенных, не осведомлены на эту тему 9%. Согласны с тем, что полные люди чаще болеют 72%, остальные либо не согласны, либо не знают ответа.

От организации гигиенических условий обучения, личной гигиены, гигиены быта, правильности представлений о гигиенических нормах и правилах во многом зависит состояние здоровья. Руки моют регулярно (после посещения туалета, прогулки, перед едой) 82% учащихся, каждый третий чистит зубы не дважды, а один раз в день. Обращаются к зубному врачу только при наличии боли 25%учащихся, а для проверки состояния зубов 9%.

О вреде курения все 100% учащиеся знают, только 4% считает курение опасно для всех.

Анализ анкетирования родителей младших школьников

позволяет утверждать, что большинство родителей помогают формировать культуру здоровья своих детей, считают своей обязанностью заботиться о привитии навыков гигиены, формировании здорового образа жизни.

В заключение хочется вспомнить слова великого гуманиста и педагога Ж.-Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Важнейшим направлением в работе каждого педагога должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни.

Здоровые дети – в здоровой семье.

Здоровые семьи – в здоровой стране.

Здоровые страны – планета здорова.

Здоровье! Какое прекрасное слово!

Так пусть на здоровой планете

Растут здоровые дети!



Приложение

Анкета для учащихся: « Мое здоровье»

1. Есть ли у тебя жалобы на здоровье?___________________

2. Когда ты обращаешься к родителям за помощью, в случае заболевания?

- сразу, если почувствуешь недомогание;

- когда становится очень плохо;

- когда родители сами заметят твое плохое самочувствие.

3.Следишь ли ты за своей осанкой дома при выполнении домашних заданий?_____________________

4.Хорошо ли ты видишь то, что учитель пишет на доске?_________________

5.Что ты делаешь, когда встаешь утром, в первую очередь?:

- чистишь зубы;

- делаешь утреннюю зарядку;

- завтракаешь;

- смотришь телевизор.

6. Знаешь ли ты, что еда всухомятку наносит вред здоровью?_____________

7. Согласен ли ты с тем, что полные люди чаще болеют?_________________

8. Регулярно ли ты моешь руки? (после посещения туалета, прогулки, перед едой.)____________________________________________________________

9. Чистишь ли ты зубы?_____________________________________________

10. Сколько раз в день ты чистишь зубы?______________________________

11. Когда ты обращаешься к зубному врачу?

- при наличии боли;

- для проверки состояния зубов.

12. Считаешь ли ты, что курить вредно?_______________________________

13. Считаешь ли ты, что курение опасно для всех?______________________


Анкета для родителей:

  1. Выскажите свое мнение о влиянии режима школы на здоровье детей.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Считаете ли вы, что необходимо формировать культуру здоровья учащихся? (Обучать основам здорового образа жизни.)____________________________________________________________________________________________________________________

  3. Как вы считаете, какова роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________