Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
"Дом детского технического творчества"
Открытое занятие
по теме:
«Простейшее элементы комбинации»

Составитель:
Подгайная Т.П.,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТТ
Тема. Простейшее элементы комбинации
Цель занятия: познакомить детей с простейшими элементами комбинации, научить проводить простейшие тактические (комбинационные) удары в 1, 2 хода, приобщить к красоте шашечной игры.
Задачи:
Обучающие:
познакомить обучающихся с простейшими примерами применения приёмов тактики в шашечной игре (цепочка, фокусная шашка, доставка недостающих звеньев цепи, удаление ненужных шашек).
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое мышление, самостоятельность, активность.
Воспитывающие:
прививать обучающимся чувство эстетичности через эстетику тактических ударов, комбинаций, воспитывать трудолюбие, целеустремлённость;
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные
учебно-познавательная мотивация к занятиям шашками
умение реально оценивать свои возможности, понимать причины успеха или неудач
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Предметные
правильно расставлять шашки
правильно помещать доску между партнером
знать понятия «игровое поле», «начальная позиция»
знать обозначения на шашечной доске и уметь поставить шашку на позицию по обозначению
знать понятия «тихий ход», «громкий ход»
Метапредметные (познавательные, информационные, коммуникативные, социокультурные, организаторские):
умение планировать работу, самостоятельно анализировать условия достижения цели
умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение
умение применять полученные знания на практике
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Межпредметные связи: математика, информатика
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы и приёмы проведения занятия
словесные (рассказ, беседа, логические задачи, напоминание, вопрос, анализ);
стимулирование интереса, (игра, рассказ);
наглядные (демонстрация шашечной комбинации):
практические (наблюдение, расстановка позиций, решение задач);
создание эмоционально-нравственных ситуаций (поощрение).
Материальное обеспечение: шашечные доски, комплекты шашек, настенная доска, часы, мел, листы бумаги.
ХОДЗАНЯТИЯ
Организационный момент (готовность к занятию).
Эмоциональный настрой.
Педагог. Я сегодня научу вас игровому приёму шашечной игры. У этого приёма есть своё название. Он используется в различных видах спорта, в том числе и в русских шашках, и позволяет быстро и красиво выиграть партию. Догадались, как называется этот приём? Давайте отгадаем вместе. Эго слово состоит из 10 букв. Я вам помогу: первая булева «К», последняя «Я».
Дети отгадывают слово КОМБИНАЦИЯ».
Педагог. Молодцы? Итак, тема нашего занятия: «Простейшие элементы комбинации».
Мотивация к занятию.
Педагог. Ничто так не украшает партию, как эффектная комбинация. Ее проведение приносит большое эстетическое удовлетворение. Все шашисты, независимо от квалификации, стремятся закончить партию комбинацией, так как это наиболее быстрый и красивый путь к выигрышу.
На одном из шашечных форумов международный гроссмейстер Вигман на вопрос «Что вас привлекло в шашки?» ответил так: «Меня привлекает возможность творить за доской и комбинировать - то есть, это когда в спокойное и размеренное течение парши самым неожиданным образом врывается комбинационный вихрь в виде умопомрачительного удара, и где всего одна боевая единица громит всю армию противника».
Объяснение нового материала.
Рассмотрим один из самых эффектных примеров этой комбинации - «Чёртово колесо» Эта комбинация имеет такое название потому, что удар идёт по кругу. Откуда стартует фокусная шашка Н-4, туда она и возвращается. Этот круг, который она совершает, называется финальным ударом. Шашки противника на пути нашей фокусной шашки - цепочкой. Всё это называется элементами шашечной комбинации. А сама комбинация - цепочка последовательных ходов, которые завершаются финальным ударом. Именно в комбинациях наиболее ярко и доступно отражается красота, разнообразие и богатство шашечной игры.
Педагог. А кто знает самое основное правило игры? (ответы детей). Основное правило игры: «бить обязательно». Следовательно, отдавая шашку под бой, мы заранее знаем ответ противника ему надо бить. Таким образом, можно, подряд, отдавая свои шашки, уже независимо от воли противника привести его к выгодной для нас позиции.
А вот пример одной из самых простейших комбинаций с использованием «рогатки». В шашках бывают построения, похожие на некоторые предметы, например, на рогатку. Поэтому комбинацию с использованием этой фигуры назвали удар "рогатка”.
Педагог приводит примеры «рогаток» (приложение 1). Затем раздает карточки с простейшими задачами (приложение 2) и предлагает детям решить их.
Педагог. Прежде чем приступить к решению, нужно запомнить: делать только «громкие» ходы, то есть жертвовать шашкой (подавать её под бой), выстраивая цепочку для финального удара. «Тихие» ходы, или простые, без жертвы шашек, должны быть исключены.
Практическая работа. Обучающиеся решают задачи па своих досках. По результатам объяснения решения (приложение 3) педагог раздаёт жетоны с баллами.
Подведение итогов занятия. Каждый ребёнок подсчитывает сумму своих баллов и результат записывает на лист бумаги.
Выявляются победителя и призеры, которых педагог награждает медалями за победу.
Остальные подучают медали за участие.
Рефлексия.
Педагог спрашивает детей:
Что узнали нового о шашечной игре?
Что такое комбинация? Из чего она состоит?
Что такое цепочка, фокусная шашка, финальный удар, рогатка, «громкий» ход, «тихий» ход?
Хотелось бы вам узнать больше о комбинации, о других комбинационных ударах?
Что больше всего понравилось на занятии?
Литература
Цукерник Э.Г. Антология шашечных комбинаций (Русские пшики): Нау'шо-оопудярная литература. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 384 с.
Вигман В .Я. Радость творчества, -М.: Физкультура и спорт, 1986, - 160 с.
Герцензон Б., Напреенков А., Филиппов К. О шашках - с шуткой и всерьез. - Ростов-на-Дону, 1991. 176 с.
Волчек. А.А.Шашечный практикум; 2000 позиций для самостоятельного решения. - Минск: Харвест, 2004.
Литвинович В.С., Перчеиок И.Р. Школа позиционной игры. Русские шашки. М.:



Приложение 3
Критерии оценки выполненного задания:
Для задач в два хода:
Жетон в 3 балла - обучающийся показывает свое правильное решение, не передвигая шашек.
Жетон в 2 балла - обучающийся показывает свое правильное решение, двигая шашки.
Жетон в 1 балл - обучающейся показывает свое решение, двигая шашки, с подсказкой педагога.
Для задач в три кода:
Жетон в 4 балла - обучающийся показывает свое правильное решение, не передвигая шашек.
Жетон в 3 балла - обучающийся показывает свое правильное решение, двигая шашки.
Жетон в 2 баяла - обучающийся показывает свое решение, двигая шашки, с подсказкой педагога.