«Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий».
А. Моркушевич.
Решение квадратных уравнений
Открытый демонстрационный урок по алгебре.
МБОУ «СОШ №1 с. Мартан- Чу» учитель Дунай Н.Н.
Цели урока
- развитие внимания, мышления;
- доказательство формулы квадратных уравнений;
- привитие аккуратности в работе.
- выведение алгоритма для решения задач
- повторение изученного материала;
Ход урока
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
« Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий». Алексей Иванович Маркушевич
Актуализация знаний
Что такое квадратное уравнение?
Уравнение вида
где a,b,c – заданные числа, а ≠ 0, х – неизвестное (независимая переменная) называется квадратны м
Является ли квадратным уравнение:
а)
б)
Как называются коэффициенты a, b, c ?
0 ? " width="640"
Фронтальный опрос
Какие бывают квадратные уравнения?
Уравнения вида
где a,b,c – некоторые числа, отличные от нуля -
называются неполными квадратными
уравнениями.
Как решается уравнение где d 0 ?
2а 2 -(а+1) 2 =-2(а-4)
2а 2 -(а+1) 2 =-2(а-4)
Работа в группах ( тьюторы)
Карточка 2
а) Замените уравнение :
х 2 +(1-х)(1-2х)= х
уравнением вида
ах 2 +bх+с=0
б) Решите уравнение:
2а 2 -(а+1) 2 =-2(а-4 )
Работа в группах (прорыв)
Карточка 2
а) Приведите уравнение:
(2х+3) 2 =(х-3)(х-2)
к виду ах 2 +bх+с=0
б) Решите уравнение:
5у 2 -2=(у+2)(5у-1 )
х 2 +8х-10=0
Работа в группах (риск)
Карточка 3
а) Решить уравнение:
7х 2 -7=0
б) Решить уравнение
5х 2 -2х=0
в) Решите уравнение
х 2 +8х-10=0
0 , дал индийский учёный Брахмагупта (VII в.). Вывод формулы корней квадратного уравнения в общем виде имеется у Виетта, однако он признавал только положительные корни. Итальянские математики XVI в. учитывают помимо положительных и отрицательные корни. Лишь в XVII в. благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других учёных способ решения квадратных уравнений принимает современный вид. " width="640"
Историческая минутка
Из истории квадратных уравнений (сообщение).
Неполные квадратные уравнения и частные виды полных квадратных уравнений умели решать вавилоняне (примерно за 2 тысячи лет до новой эры). Некоторые виды квадратных уравнений решали древнегреческие математики, сводя их решение к геометрическим построениям. Правило решения квадратных уравнений, приведённых к виду
ах 2 +bх+с=0
где а 0 , дал индийский учёный Брахмагупта (VII в.). Вывод формулы корней квадратного уравнения в общем виде имеется у Виетта, однако он признавал только положительные корни. Итальянские математики XVI в. учитывают помимо положительных и отрицательные корни. Лишь в XVII в. благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других учёных способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
ах 2 +bх+с=0
ах 2 +bх+с=0
ах 2 +bх+с=0
Рефлексия на данном этапе
- За сколько тысяч лет до нашей эры вавилоняне умели решать квадратные уравнения?
- Кто первый вывел формулу квадратного уравнения?
- Благодаря кому квадратные уравнения приняли современный вид?
Доказательство формулы нахождения корней квадратного уравнения
Умножим обе части уравнения
на 4 а ;
2. Перенесём свободный член вправо:
3. Дополним левую часть уравнения до полного квадрата, для чего к обеим частям уравнения прибавим по
следовательно,
Доказательство формулы нахождения корней квадратного уравнения
Так как то, используя известную
теорему,
имеем: откуда
Мы получили формулу для вычисления корней квадратного уравнения. Сколько всего корней ?
Введём обозначение это число – дискриминант квадратного уравнения. Тогда формула корней принимает вид:
где b , a – коэффициенты квадратного уравнения.
0, то уравнение имеет два корня; если D = 0, то уравнение имеет одно решение; если D " width="640"
если D 0, то уравнение имеет два корня;
если D = 0, то уравнение имеет одно решение;
если D
Выведение алгоритма
- Мы с вами вывели алгоритм
- Для закрепления этого алгоритма заполним таблицу
- У вас на столах общая таблица и у каждого аналогичная. В ходе решения соблюдайте алгоритм и заполните общую таблицу
Уравнение
а
x 2 + 5x + 4 = 0
b
- 2
6x 2 + 3 = 0
c
4x 2 = - 7 x
D = b 2 – 4ac
1
3
9
- 6
1
Работа по учебнику
Тьюторы
Прорыв
Риск
№ 281 (а,б) стр. 81
№ 279 (г,д) стр. 80
№ 285 (а,б) стр. 81
Дифференцированное домашнее задание
Тьюторы
Прорыв
Риск
№ 282 (а,б) стр. 81
№ 279 (в,е) стр. 80
№ 286 (а,б) стр. 81
Рефлексия учебной деятельности и оценивание учащихся Лист самооценки
№
п/п
Ф.И.О.
1
учащегося
Устная
2
работа
Работа с
3
карточкой-
4
Вывод
Заполне-ние
заданием
Форму-лы
5
таблицы
Решение
Задач по учебнику
Результат
сам.рабо-ты
Итог
в группе
Молодцы!!!
Оцените степень сложности урока.
Вам было на уроке:
♦ легко;
♦ обычно;
♦ трудно ?
Оцените степень вашего усвоения материала:
♦ усвоил полностью, могу применить;
♦ усвоил полностью, но затрудняюсь в применении;
♦ усвоил частично;
♦ не усвоил.