Урок математики. 1 класс
Создание условий для самостоятельного открытия способа образования и записи чисел второго десятка, раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.
1.Образовательные:
-познакомить детей с числами второго десятка: с особенностями чтения, и записи; с десятичным составом каждого числа от 11 до 20;
-повторить сложение и вычитание чисел от 1 до 10; упражнять учащихся в решении задач.
2. Развивающие:
-продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать учебный материал, воспитывать культуру общения, развивать эмоциональную и образную память, развивать логическое мышление, воображение.
3.Воспитательные:
-воспитание активности, усидчивости, любознательности, заинтересованности в процессе учения.
1) Образовывать и читать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в названии числа;
2) Контролировать и оценивать свою работу и её результат.
- самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
- воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения арифметических действий;
- контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент |
Я рада всех вас видеть на уроке! Желаю вам быть активными, находчивыми, внимательными и трудолюбивыми. Не бойтесь ошибаться! Успеха вам! Мы гостеприимный и дружный класс. Давайте поприветствуем наших гостей. Лучики взяли К сердцу прижали Людям отдали и улыбнулись. | Приветствие гостей улыбками. | |
Мотивация учебной деятельности |
Ребята, а вы задумывались с какой целью каждый из вас приходит на урок математики? На слайде вы видите список личностных целей. Выберите для себя одну или две цели. А номер цели запишите на полях тетради простым карандашом, чтобы в конце урока вы смогли с уверенностью сказать, всё ли у вас получилось на уроке . Личностные цели: 1.Повысить свой интерес к изучению математики; 2.Быть любознательным и трудолюбивым; 3.Уверенно решать математические задачи; 4.Уметь самому добывать знания; 5.Иметь собственное мнение и уметь его высказывать; 6.Уважительно относиться к мнению одноклассников. Формулировку личностных целей читает учитель Ребята очень важно, чтобы вы научились высказывать свое мнение и оценивать свою деятельность, используя наши сигналы – помощники. Красный цвет – у вас иное мнение, зеленый цвет – мнение такое же. В случае разногласий будем обсуждать. | Дети открывают рабочие тетради, записывают дату, классная работа. На полях, карандашом, ставят номера выбранных личностных целей | Познавательные (логические) Личностные регулятивные коммуникативные |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
Математический диктант. Запишите в тетрадь получившиеся числа. Кто желает поработать у доски? 5 3 10 6 Вывод: если согласны с получившимися ответами поднимите сигнал- помощник. а теперь посмотрите на числа которые у вас получились. Какое из них лишнее, отличается от остальных? | Один ребенок выходит к доски и записывает числа. | Познавательные коммуникативные Личностные Регулятивные |
3. Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. |
Предлагаю посмотреть фрагмент из мультфильма «Козленок, который умел считать до 10» - что умел делать козленок? - а если бы на корабле оказалось больше пассажиров, смог бы он их пересчитать и спасти корабль? Вывод: каких знаний ему тогда не хватило бы? - А вы умеете считать после 10? - Название всех чисел вы знаете? Хором посчитаем до 20. | Смотрят - Считать до 10 - нет - он не умел считать после 10 -да - да. 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 | Познавательные коммуникативные Личностные Регулятивные Личностные |
4. Поиск решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднения. (тема, цель) |
- а вы знаете почему их называют так? Ваши предположения? - какой возникает вопрос? Можете объяснить как они образовались? Что нам предстоит выяснить? Почему их так назвали? Как образовались эти числа? Вывод: итак, какая цель нашего урока? Тема урока? | - нет (различные предположения) - почему эти числа называют так - нет - узнать, как появились эти числа - числа от 11-20 | Регулятивные коммуникативные Познавательные (Общеучебные и логические) коммуникативные Личностные |
Физминутка. Упражнение на межполушарное взаимодействие | Дети смотрят на учителя и выполняют действия. | |
5. Включение в систему знаний. Реализация построенного проекта |
- Запишите эти числа по порядку в тетради. Сколько знаков в записи каждого числа? Как называются числа в записи, в которых две цифры? Какие числа записали? Почему их так назвали? Как образовались эти числа? Что вы заметили? 11- одиннадцать 16-шестнадцать 12- двенадцать 17- семнадцать 13- тринадцать 18- восемнадцать 14- четырнадцать 19-девятнадцать 15- пятнадцать 20-двадцать Что общего в названии этих чисел? как вы думаете, что означает часть слова «дцать»? В старину число ДЕСЯТЬ называли «дцать». Посмотрите слайд. Поработаем в паре. Сейчас узнаем , как же получаются числа второго десятка. Этот вопрос решим с помощью полосок, которые лежать у вас на партах. - какое число обозначает длинная полоска? - положите самую короткую полоску с одним квадратом на полоску обозначающую число 10 или «дцать». Что получилось? Давайте вместе прочитаем «один – на - дцать». - как получили название числа 11? - А как получить следующее число? Покажите с помощью полосок и квадратов. - как получится число 20? Вывод: что вы сейчас нового узнали? Введение понятия десяток и единица (сумма разрядных слагаемых) - сколько десятков квадратов? - сколько еще отдельных квадратов? - значит, сколько десятков и единиц содержится в числе 11..12…13 Работа на доске. Значит Число 11= это 10 и 1 12=10+2 и т.д. Вывод: как образуются 2значные числа? | Дети записывают в тетради числа 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 - два знака - двузначные - не знаем читают слайд - Дцать - 10, потому что в ней 10квадратов - одиннадцать - один на дцать - две на дцать. Показывают как получаются числа второго десятка. - потребуются две длинные полоски. - почему эти числа назвали так. -один - … 1 десяток и 1 единица 1 десяток и 2 единицы Выходят к доске и пишут цифрами. - из десятков и единиц | Познавательные Регулятивные коммуникативные Регулятивные Личностные |
Физпауза: « Хлопки». Я говорю число, если 1значное – один хлопок, если 2значное – 2хлопка (15,5, 16, 6, 1, 11) |
6. Применение знаний. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Запишите числа в таблицу: 16, 12, 18, 7, 10, 11(слайд) десятки | Единицы | 1 | 6 | 1 | 7 | 1 | 8 | | 7 | 1 | 0 | 1 | 1 | Вывод: как образуются 2значные числа? Решение задачи на карточках. Взаимопроверка. Петя сделал из шишек 7 поделок, Миша – на 3 больше. Сколько поделок сделал Миша? - что известно? - что надо узнать? - сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? - каким действием можно решить задачу? Запишите решение, ответ. | - из десятков и единиц. - да - сложением | Регулятивные Познавательные Личностные Коммуникативные |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
1 дес 1ед.= 1дес 3 ед.= 1дес 5ед= 9ед.= 2 дес= Задача. У Миши 10 поделок из шишек. Он отдал на школьную выставку 6 из них. Сколько поделок осталось у Миши? | Сверяют ответы по слайду. | Познавательные Регулятивные |
8. Рефлексия деятельности |
Ребята, подумайте, достигли ли вы поставленных перед собой целей в начале урока? Личностные цели: 1.Повысить свой интерес к изучению математики; 2.Быть любознательным и трудолюбивым; 3.Уверенно решать математические задачи; 4.Уметь самому добывать знания; 5.Иметь собственное мнение и уметь его высказывать; 6.Уважительно относиться к мнению одноклассников. | Выслушать мнение детей. Я понял… Я смог… Я узнал… Мне было трудно… | Личностные коммуникативные Регулятивные |
Итог урока |
А теперь я попрошу Вас оценить свою работу, закрасить смайлик соответствующим цветом, ели вы довольны собой, закрасьте первый улыбающийся смайлик, зеленым цветом. Если вы вполне довольны собой – желтым, а если вам нужна помощь и задания для вас оказались трудными красным. - На этом наш урок закончен, спасибо за урок. | | |