Б-Чесноковский филиал ГБОУ СОШ с. Елшанка
Конспект открытого урока по математике в 3 классе по теме
«Приёмы письменных вычислений. Алгоритм сложения трёхзначных чисел»
Учитель: Бубнова Л.Б.
Б. Чесноковка 2014г.
Тема урока: Алгоритм сложения трёхзначных чисел.
Тип: Изучение нового материала.
Форма: Урок – путешествие.
Задачи: ознакомить с приёмами письменных вычислений; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи и уравнения.
Планируемые результаты:
Предметные: складывать трёхзначные числа в столбик по алгоритму; решать задачи и уравнения изученных видов; выполнять задания поискового характера.
Метапредметные: получать возможность для формирования учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения учебных и практических задач; понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценить свои достижения на уроке.
Личностные: иметь положительную мотивацию к работе на результат.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
На урок торопит нас - математика сейчас.
- Ребята, как вы думаете , что мы сегодня будем делать на уроке?
(показываю карточки с буквами: д - думать, р – рассуждать , решать; в – вычислять, вспоминать изученное; н – новое узнавать; п – проверять; о – оценивать.)
-Готовы? Но не бойтесь ошибаться, ведь не ошибается тот , кто ничего не делает.
-Запишите число. Какой праздник отмечала наша страна 12 апреля? (слайд 1)
-Поэтому сегодня на уроке я хочу вас пригласить в космическое путешествие на воображаемом космическом корабле.(слайд 2)
-В этом математическом путешествии нам необходимо повторить знания о трёхзначных числах.
Актуализация опорных знаний.
-Чтобы благополучно совершить взлёт необходимо сосредоточиться.
1. Вспомнив приёмы устных вычислений, установите равновесие числовых весов (работаем в паре за компьютером)
-оцените правильность выполненной работы по линеечке.
2. Молодцы. Мы в полёте. Нас приветствуют и манят далёкие звёзды и планеты.
-Используя цифры красных звёзд, составь возможные трёхзначные числа
(8. 0. 1.) используя математический конструктор. Назовите числа.(108, 180, 801, 810) Назовите самое маленькое .
( за 108 минут Ю.Гагарин облетел вокруг Земли в первом полёте)
-Назовите разрядный состав самого большого числа.(810)
-Увеличь каждое число на 2 десятка, запиши полученные числа.
(128, 200, 821, 830)
- Используя цифры голубых звёзд, запишите все трёхзначные числа в порядке их увеличения, и вы вспомните название космического корабля Ю.Гагарина
(267, 276, 627, 672, 726, 762)
В о с т о к
- Устно уменьши каждое число на 2 сотни.
-Самое большое число замени суммой разрядных слагаемых(562=500+60+2)
-Оцени правильность выполненной работы с трёхзначными числами по линеечке.
3.У меня на пульте горит красный сигнал. Это значит, нас просят о помощи. Мне стало известно, что к одной из планет летят астероиды.(Слайд 3) Нужно изменить траекторию их полёта. Для этого узнать массу каждого и расположить полученные числа в порядке убывания.
-Вычисли удобным способом.
(300+40+5)+(200+20+4)=
(400+50+3)+(30+6)=
(400+20+2)+(200+70+4)=
(400+60+8)+(30+1)=
-Как вычисляли? Оцените работу: ! - справился без труда, ?, + – сомневался, но справился; - не справился.
-Молодцы. Вы предотвратили столкновение планеты с астероидами.
4. Ребята, снова сигнал бедствия. Он с корабля. (Слайд 4)У космонавтов вышли из строя приборы, нужно восстановить расчеты их полёта.
-Найди ошибки, исправь. Сравни с эталоном. (80, 100)
43 56
+ 37 + 44
467 90
- Каков алгоритм сложения двузначных чисел?
-Оцени свои действия: ! - справился без труда, ?, + – сомневался, но справился; - не справился.
Открытие нового знания.
- А теперь наш путь лежит к этой загадочной планете. (Слайд 5) Что нас там ждёт?
1. Займитесь расчётами нашего приземления.
267+136
-Подумайте, как вычислить. Какие приёмы будет удобно применить.
(устные приёмы? письменные ? как?)
-Какую цель себе поставим на этом этапе урока?(научиться складывать трёхзначные числа, используя письменный приём т.е. нам необходимо усвоить алгоритм сложения трёхзначных чисел)
-Зная алгоритм сложения двузначных чисел, попробуйте сами вычислить.
-Проверим ваши предположения, спросим у компьютера.(просмотр объяснения)
- Оцените правильность своих действий (открытия нового знания). (по линеечке)
Работа по теме урока. Практическая деятельность.
1. Прочтение алгоритма сложения трёхзначных чисел. (карточки, учебник)
- Объясните друг другу как выполнено сложение № 1(стр.71)
-Оцените объяснение товарища. (по линеечке)
2. Решение примеров с комментированием у доски № 2. (оценивает учитель)
3.Самостоятельная работа «Проверь себя»(проверь по эталону, оцени - !, ?,+, -)
718, 331, 360
-Итак, побывав на загадочной планете, мы научились … чему?
Физминутка.
Ты сегодня космонавт.
Начинаем тренировку, чтобы сильным стать и ловким.
Руки в стороны поставим, правой - левую достанем.
А потом наоборот.
Раз хлопок, два хлопок – повернись теперь разок.
Раз, два, три, четыре – руки выше, руки шире.
Опуская руки вниз, ты за парту вновь садись.
Включение нового знания в систему знаний.
1. Решение задач.
-Сигнал бедствия с планеты Роботов. (Слайд 6) Отправляемся туда.
Вышел из строя самый главный робот. Необходимо выяснить хватит ли деталей для его ремонта. Решите задачу. (Слайд 7) Но их две. Для решения какой из них будем использовать новый алгоритм сложения?
Задача 1.
В первый день для ремонта робота было доставлено 250 деталей, а во второй в 100 раз больше. На сколько деталей больше доставили во второй день, чем в первый?
Задача 2.
В первый день для ремонта робота было доставлено 234 детали, а во второй на 125 деталей больше. Сколько всего деталей доставили за два дня?
234+(234+125)=
-Мы узнали, сколько деталей доставили. А хватит ли их? Можете сказать?
(мы не знаем сколько надо)
2.Решение уравнения.
-Чтобы узнать, решим уравнение:
Х – 238=352
(х=590)
-Так хватит деталей? Почему?(591 и 590)
Итак, с роботом будет всё в порядке.
3.Закрепление.
Отправляемся домой. Нам осталось сделать расчёты для приземления. (Слайд 8)
Чем они сложнее, тем точнее приземление.
Задания по уровням сложности.
1 уровень:
Вычисли: 115 358 137
+ 263 + 51 +625
2 уровень
Запиши столбиком и вычисли: (Т. № 20 стр. 54) или на компьютере
47+38(85) 134+251(385) 713+248(961) 416+139(555)
3 уровень
Восстанови пропущенные цифры: (на компьютере задание № 2)
2х3 28х 326
+ х5х + 3х6 + ххх
712 х02 807
Итог урока. Рефлексия.
-Расчёты завершены, мы возвращаемся. Какое чудесное созвездие на пути.
Возьмите себе по звёздочке на память:
если у вас отличное настроение – возьмите жёлтую звёздочку;
если у вас хорошее настроение – возьмите голубую;
если вы чем- то огорчены – возьмите красную.
-Почему у вас такое настроение? (всё получалось, не всё получалось, были затруднения и ошибки, справились со всеми заданиями, помогли всем кто нуждался в нашей помощи)
-Какую задачу вы себе ставили?(научиться складывать трёхзначные числа, используя письменный приём)
- Удалось достичь цели? Оцените свою работу в баллах.
Домашнее задание.
1. Т. № 24(1) стр. 55
2. Составить задачу, для решения которой надо использовать алгоритм сложения трёхзначных чисел.
Алгоритм сложения двузначных чисел
ПИШУ ЧИСЛА СТОЛБИКОМ, десятки под десятками, единицы под единицами
СКЛАДЫВАЮ ЕДИНИЦЫ, пишу результат под единицами
СКЛАДЫВАЮ ДЕСЯТКИ, пишу результат под десятками
ЧИТАЮ ОТВЕТ
Алгоритм сложения двузначных чисел
ПИШУ ЧИСЛА СТОЛБИКОМ, десятки под десятками, единицы под единицами
СКЛАДЫВАЮ ЕДИНИЦЫ, пишу результат под единицами
СКЛАДЫВАЮ ДЕСЯТКИ, пишу результат под десятками
ЧИТАЮ ОТВЕТ
Алгоритм сложения трёхзначных чисел
ПИШУ ЧИСЛА СТОЛБИКОМ, сотни под сотнями, десятки под десятками, единицы под единицами
СКЛАДЫВАЮ ЕДИНИЦЫ, пишу результат под единицами
СКЛАДЫВАЮ ДЕСЯТКИ, пишу результат под десятками
СКЛАДЫВАЮ СОТНИ, пишу результат под сотнями
ЧИТАЮ ОТВЕТ
Алгоритм сложения трёхзначных чисел
ПИШУ ЧИСЛА СТОЛБИКОМ, сотни под сотнями, десятки под десятками, единицы под единицами
СКЛАДЫВАЮ ЕДИНИЦЫ, пишу результат под единицами
СКЛАДЫВАЮ ДЕСЯТКИ, пишу результат под десятками
СКЛАДЫВАЮ СОТНИ, пишу результат под сотнями
ЧИТАЮ ОТВЕТ