Познание мира 2 класс
Вундер Вера Викторовна
Учитель начальных классов
Борисовской средней школы
Без категории
Тема: Свойства воды.
Цели:
Формировать и дополнять знания о свойствах воды.
Формировать представления учащихся о применении свойств воды в жизни человека.
Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в коллективе.
Оборудование: Конспект, бейджики для детей с указанием должности, таблицы, листочки с описанием опыта, глобус, наборы для проведения опытов (1 стакана с водой, 1 стакана с молоком, 2 ложки, набор цветных полосок,1 пипетка, 1 предметное стекло, 3 колбы, сахар, песок, масло, марганец, 3 пробирки с водой на подставке) ручки, капельки для эмоционального отклика.
Ход урока.
I Оргмомент.
Психологический настрой.
Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.
II Введение в тему. Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?
В нашей лаборатории будут работать три научные группы. В каждой группе есть:
Определить детей дать знаки отличия.
III Сообщение темы и целей.
Тема сегодняшней научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:
Я очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. ( вода)
Верно. Это вода.
Сейчас я вам прочитаю один отрывок, а вы будьте внимательны, потому, что потом вы назовете мне свойства воды, о которых упоминается в отрывке.
«…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…»
Так писал о воде французский писатель и летчик Антуан де Сен – Экзюпери, автор замечательной книги «Маленький принц».
Какие свойства воды указаны в отрывке? Без вкуса, без цвета, без запаха.
Сегодня мы с вами убедимся, обладает ли вода этими и может быть другими свойствами. Итак, тема нашего урока: свойства воды. От себя добавлю «уникальные свойства». Мы сегодня это докажем в течение урока.
IV Изучение нового материала.
а) Ассоциативный ряд.
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «вода»? Что вам представляется?
Ручей, река, море, озеро, снег, град, иней…
Один поэт сказал: Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда.
Струя водопада и брызги фонтана
И все это – только вода.
б) Актуализация ранее изученного.
В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.
Посмотрим на глобус. Если его очень быстро вращать, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены моря, реки, озера, океаны нашей планеты. Вода занимает 3\4 площади Земли. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода. Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек, и в глубине озёр, и в бескрайних просторах морей и океанов.
А где человек использует воду?
Готовит пищу, утоляет жажду, моется…
На нашей планете побывал маленький человечек с другой планеты. Давайте посмотрим, как он описывает нашу планету. ( ролик)
А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам воды она для нас «сама жизнь». В гости к нам пришла капелька и принесла с собой задания для проведения опыта. Но прежде чем мы начнем работать над заданиями, определим правила, по которым работают учёные в группах.
Старший научный сотрудник: проводит опыт ( 1гр. Владислав, 2 гр. Дмитрий, 3 гр. Иван)
Помощник: читает задание (1гр. Зарета, 2 гр. Гульжан, 3 гр. Юля)
Эксперты: заполняют таблицы. Определяем свойство и в нужную графу ставим знак +. Таблица находится у вас на партах.
Таблица, в которой вы будите работать пред вами на столе, даю вам минутку познакомиться с ней. Какие свойства воды мы должны определить? Пожалуйста, помощники зачитайте нам. Когда каждая из групп проделает свой опыт, мы должны будем собрать общую таблицу.
Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности.
С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.
Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.
Свойства воды. | Есть (да) | Нет |
имеет ли форму, | | |
текучесть | | |
Цвет | | |
прозрачность | | |
Вкус | | |
запах | | |
является ли растворителем | | |
Опыт №1.
Итак первое задание от капельки:
Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?
Зачитаем план опыта.
Возьмите пипетку. Наберите в неё немного воды и капните на стекло.
Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
Перелейте воду из стакана в колбу, затем из колбы в сосуд.
Что происходит с формой воды.
Сделайте вывод.
О каких свойствах воды идет речь? Текуча, не имеет формы.
Вывод
Где мы используем данные свойства? Можем транспортировать воду.
Опыт №2.
Готовы ко второму заданию?
Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?
Зачитаем план опыта.
Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку.
Посмотрим на свет.
Возьмем стакан молока, опустим в него ложку.
Посмотрим на свет.
Сравнить цвет воды с цветом полосок.
Расскажем о результатах наблюдений.
Сделаем вывод.
Заполним таблицу.
О каких свойствах воды идет речь? Прозрачна, бесцветна.
VФизминутка.
Музыкальное сопровождение.
VI Продолжение работы по теме.
Опыт №3.
Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус?
Зачитаем план опыта.
Определение запаха воды. ( лимон, лук, вода, платок)
Определение вкуса воды. ( сахар, соль, лимон )
Расскажем о результатах наблюдений.
Сделаем вывод.
Заполним таблицу.
О каких свойствах воды идет речь? Без вкуса и без запаха.
Итак, чистая вода бесцветное прозрачное вещество, которое не имеет запаха и вкуса.
Опыт № 4.
Вопрос: растворяет ли вода вещества? Как?
Зачитаем план опыта.
Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество (сахар, песок, масло, марганец).
Перемешаем палочкой.
Пронаблюдаем за полученной смесью.
О результатах наблюдения расскажем.
Сделаем вывод.
Заполним таблицу.
Дети выполняют опыт.
Изменились ли свойства воды? Почему? Мы добавляли разные вещества, и свойства менялись.
Вывод: Сделав опыт с несколькими веществами, мы убедились, что свойства воды изменяются с появлением в ней других веществ – примесей.
Подтвердилось ли наше предположение?
Что ещё мы узнали о веществах? Какие вещества растворились в воде?
Сахар, марганец.
Вывод: Вода – уникальный растворитель.
Какие вещества оказались нерастворенными?
Песок, масло.
Где человек применяет это свойство? Моет посуду, стирает одежду, готовит пищу, моется.
Итак, мы определили основные свойства воды. Давайте их ещё раз повторим. А сейчас я предлагаю более подробно рассмотреть последнее из выявленных нами свойств.
Вода – растворитель. Как вы думаете, всегда ли полезно это свойство?
Вам никогда не пришло бы в голову пить воду с песком (показ), с плавающим маслом (показ)?
А воду с солевым раствором? Почему? Мы знаем, что туда положили соль.
Какую воду считают пригодной для питья?
Нам повезло, мы можем пить воду прямо из колодца или скважины, т. к. это чистая родниковая вода. Но не везде это так. Поэтому, прежде чем пить, нужно определить качество воды.
Отличить чистую воду от загрязнённой несложно – достаточно просто попробовать её на вкус. Но это бывает опасно. Без специальных приборов сложно выяснить, какие именно вещества растворены в воде. Особенно, если это болезнетворные микробы. О качестве воды можно узнать только в специальной лаборатории.
Как же дома сделать воду пригодной для питья, если ты не уверен в её качестве?
Есть несколько способов:
Фильтрование
Кипячение
Отстаивание.
Кипячение – это нагревание воды до температуры кипения.
Отстаивание – медленное расслоение жидкости и примесей.
VII Закрепление.
Сделаем вывод по проведенной нам работе. Какие свойства имеет вода?
Как нам помогают те или иные свойства воды?
Как мы можем позаботиться о водных ресурсах?
VIII Устный журнал. (Резерв).
А сейчас мы послушаем подготовленные ребятами интересные факты про свойства воды, и её состояния.
Почему снег белый? Дима .
Виноват в этом солнечный луч. Каждая снежинка сама по себе пропускала бы через себя весь солнечный луч, как лёд, и тоже была бы бесцветна. Но снежинки, падая друг на друга, лежат рыхлой массой. Все вместе они становятся не прозрачными и потому не могут пропускать через себя весь луч солнца. И снег потому ослепительно белый, потому что он отражает солнце.
Почему на окнах появляются снежные узоры? Зарета
Оказывается, их рисует мороз. Чем он рисует? Водой. Прозрачным водяным паром, который есть в воздухе. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллики льда. Льдинки группируются на стекле, и постепенно вырастает ледяной узор.
IX Итог урока. Оценивание.
Вы сегодня были сотрудниками лаборатории. Что нового вы узнали о воде? Почему воду называют «сама жизнь»?
Я предлагаю посмотреть мультфильм в подтверждении наших слов. (Ролик)
Все ребята сегодня хорошо работали.
X Домашнее задание.
Мы с вами познакомились лишь с малой частью знаний о воде. Предлагаю вам дома продолжить исследовательскую деятельность и поработать с энциклопедиями. Вам нужно найти ответы на следующие вопросы:
Почему дождь падает каплями? 1 группа.
Как морскую воду сделать пресной? 2 группа.
Что такое ледники? Почему лёд не тонет? 3 группа.
Возьмите каждый капельку воды из бумаги и подчеркните ручкой ваше мнение о сегодняшней работе.
В заключении я хочу напомнить:
Человек, запомни навсегда
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете не одни!
Урок окончен.
Спасибо за помощь на уроке!