2 | Раскрытие темы | 15 | Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? А когда природа просыпается и украшает нашу землю разными цветами? Правильно, весной. У нас в классе есть замечательный цветик-семицветик. Вы видите, что каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название. Этот волшебный цветок перенесет нас в мир музыки, где всем управляют средства музыкальной выразительности. Посмотрите еще раз на цветик-семицветик. Что находится в его сердцевине? Интонация. Все лепестки выросли из этого главного свойства музыки – интонация. Интонация - это не только музыкальное понятие. В первую очередь это одно из свойств человеческой речи. Так, например, даже если мы не знаем языка, на котором говорит человек, мы почти всегда можем догадаться о том, что человек злится, радуется, грустит или о чем-то спрашивает и т.д. Мелодическое начало очень тесно связано со звучанием живой человеческой речи, а интонация как раз и является связующим звеном разговорной речи и музыкальной. Ребята, скажите пожалуйста, с каким музыкальным жанром наиболее связана речь человека? - С песней. - Конечно же с песней! А какую песню человек слышит практически с первого дня своей жизни? - Колыбельную! | Ответы детей | Познавателные |
3 | Продолжение темы | 15 | Молодцы! Ребята, а без чего у нас не могло бы быть песни? Что является «душой музыки»? - Мелодия! - Правильно! Мелодия - это основа любой песни, любого музыкального произведения, а также это одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Мелодия никогда не стоит на месте! Она может двигаться плавно вверх или вниз, может крутиться на двух-трех звуках рядом или развиваться стремительными скачками. Давайте с вами попробуем проследить за мелодией с помощью рук - как будет двигаться мелодия, такие движения вы выполняете руками. Музыкально-пластическая работа в качестве физ. минутки - звучит «Колыбельная медведицы». - Как двигалась мелодия в песне? - Плавно, без больших скачков… - Верно! Еще два средства музыкальной выразительности, без которых не может быть музыки - это лад и динамика. Про лад мы с вами уже говорили раньше. Скажите, какие лады вы знаете? - Мажор и минор! - Хорошо! Какой из них придает музыке темную краску, а какой - светлую? - Минор - темную, мажор - светлую. - Правильно. У вас на столе лежат квадратики с изображением солнца и тучки с дождем. Мы с вами сейчас поиграем - когда будет звучать мажорная музыка, вы поднимаете солнышко, а когда минорная - тучку. Звучит музыка из «Детского альбома» Чайковского. Ребята после игры называют композитора и названия прозвучавших произведений. - Вы заметили, насколько по-разному звучали произведения? Но отличаются они не только ладом, но еще и динамикой. Динамика - это сила звука. И мы уже знаем, как обозначается динамика в нотах. Что означают буквы f и p? - f - громко, p - тихо. - Очень хорошо. Есть еще одно средство музыкальной выразительности. Темп определяет скорость исполнения музыкального произведения - быстро, умеренно, медленно. А сейчас, сядьте все очень прямо и ровно и положите правую руку на сердце. Что вы чувствуете? - Удары, биение сердца. - Верно. У кого-то сердце бьется быстро, у кого-то медленно. У каждого по-разному. Так и в произведениях - каждое исполняется в своем темпе - в том, которое указал композитор. Иногда, как мы уже убедились, в произведении меняется темп. А еще, у каждого из вас сердце бьется в разном ритме! У одних - ровно, у других - нет. Этот ритм присутствует и в музыке. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя разновидностями ритма - ровным и пунктирным. Учитель приводит примеры разного ритма. Класс разделяется на группы, повторяет ритмические примеры за учителем. Игра в качестве физ. минутки. - А теперь давайте послушаем, как в разных произведениях используется разный ритм. Итак, вы все молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием! Но у нас с вами осталось еще 2 лепестка: тембр и регистр. Что же такое регистр? Это высота звучания голоса или инструмента. Посмотрите: существует высокий, низкий и средний регистр. Давайте попробуем догадаться, кому на картинке соответствуют эти разные регистры? - Высокий - птице, средний - человеку, низкий - волку. - Правильно! У каждого инструмента разные возможности, например, фортепиано обладает всеми регистрами, а скрипка - только высоким! И мы всегда сможем отличить звучание скрипки от фортепиано. В этом нам помогает последнее средство музыкальной выразительности - тембр. Тембр - это окраска звучания. У каждого инструмента свой тембр. Так же, как и у каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И именно благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого. | Дети думают, анализируют, отвечают на вопросы | Личностные, регулятивные, коммуникативные |