(5 класс, учебник авт. Н.Я. Виленкин и др.)
Учитель Л.Н. Кезикова
- создать на уроке условия, при которых обучающиеся формулируют правило нахождения среднего арифметического и применяют его при решении задач;
- проверить первичный уровень усвоения и применения правила нахождения среднего арифметического;
- прививать интерес к математике.
1 ЭТАП. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. |
Действия учителя | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Предлагает вспомнить правила действия с дробями. (слайд 1, 2) 1. Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно: 1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой; 2) записать их друг под другом так, чтобы …; 3)выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую; 4) поставить в ответе запятую под … в данных дробях. 2. Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо: 1) умножить её на это число, не обращая внимания на запятую; 2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено в … 3. Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо: 1) разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую; 2) поставить в частном запятую, когда … 4. Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо: 1) выполнить умножение, не обращая внимания на запятые; 2) отделить запятой столько цифр справа, сколько их … |
Действия ученика | Включаются в деловой ритм. Заполняют пропуски в правилах действий с десятичными дробями. |
Результат |
предметный | Повторяются правила действий с десятичными дробями. Созданы условия для активной работы учеников при изучении нового материала. |
Метапредметный | Регулятивные УУД (оценка) Осознание обучающимися того, что уже освоено, осознание качества и уровня усвоения. |
Познавательные УУД осознанное построение речевого высказывания |
Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
личностный | (смыслообразование) установление учащимися связи между целью УД и мотивом. |
2 ЭТАП. МОТИВАЦИЯ. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ. |
Действия учителя | Создает проблемную ситуацию, предлагает найти пути решения. Подводит обучающихся к формулированию темы и цели урока. (слайд 3 – 5) Лунтик и Мила собирали красивые камешки для украшения песочного замка: Мила собрала 7 камешков, а Лунтик – 11. Потом они поделили все камешки поровну. Сколько камешков досталось каждому? Баба Капа угостила Лунтика, Кузю и Милу конфетами: у Лунтика – 8 конфет, у Кузи – 10, у Милы – 6. Друзья решили разделить все конфеты поровну. Как вы думаете, сколько конфет достанется каждому? Каким словом можно назвать величину, которую мы сейчас нашли? (среднее) Какие действия мы выполняли для её нахождения? (арифметические) Попробуем сформулировать тему нашего урока; цель урока. |
Действия ученика | Предлагают способы решения задач. Формулируют тему и цели урока. |
Результат |
предметный | Формулируется тема и цель урока |
Метапредметный | Регулятивные УУД (целеполагание) постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известно; (планирование) составление плана и последовательности действий; (оценка) осознание обучающимися того, что нужно достичь; (саморегуляция) способность к волевому усилию; рефлексия. |
Познавательные УУД (ОУД) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное построение речевого высказывания; поиск закономерности; синтез; установление причинно-следственных связей; предвосхищение результата; постановка и формулирование проблемы; выдвижение гипотезы. |
Коммуникативные УУД владение монологической и диалогической формами речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с учебной ситуацией. |
личностный | (самоопределение) наличие мотивации к работе на результат; формирование уважительного отношения к иному мнению; (смыслообразование) установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и мотивом. |
3 ЭТАП. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. |
Действия учителя | Историческая справка. Предлагает обучающимся сформулировать правило нахождения среднего арифметического. (слайд 6, 7) |
Действия ученика | Формулируют правило нахождения среднего арифметического |
Результат |
предметный | Формулируется правило нахождения среднего арифметического. |
Метапредметный | Регулятивные УУД (целеполагание) постановка учебной задачи; (планирование) составление плана и последовательности учебных действий; (саморегуляция) мобилизация сил к преодолению препятствий |
Познавательные УУД поиск и выделение необходимой информации; |
Коммуникативные УУД умение грамотно выразить свои мысли. |
личностный | Оценивание усваиваемого содержания. |
4 ЭТАП. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ. |
Действия учителя | Предлагает задания на закрепление и применение сформулированного правила. (слайд 8, 9) Петя Иванов по одному из предметов получил следующие оценки: 5; 3; 4; 5; 5; 4; 3; 5. Как вы думаете, какую оценку Петя получит за четверть по данному предмету? (5 + 3 + 4 + 5 + 5 + 4 + 3 + 5) : 8 = 4,25 Петя получит «4» На соревнованиях по фигурному катанию спортсменка проходит в следующий этап, если её средняя оценка не менее 5,1.Участница соревнований получила оценки 5,2; 5,1; 4,9; 5,9; 4,9; 5,0; 5,3; 4,8; 5,7. Пройдёт ли участница в следующий этап? (5,2 + 5,1 + 4,9 + 5,9 + 4,9 + 5,0 + 5,3 + 4,8 + 5,7) : 9 ≈ 5,2 Физминутка (слайд 10) |
Действия ученика | Применяют изученное правило при решении задач. Выполняют задания физминутки. |
Результат |
предметный | Формируется навык умения находить среднее арифметическое. |
Метапредметный | Регулятивные УУД (целеполагание) постановка учебной задачи; (планирование) составляется план и последовательность действий; рефлексия. |
Познавательные УУД (ОУД) выбор наиболее эффективных способов решения. |
Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; владение монологической и диалогической формами речи. |
личностный | (смыслообразование) установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и результатом; оценивание усваиваемого материала. |
5 ЭТАП. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПРОВЕРКОЙ ПО ОБРАЗЦУ. |
Действия учителя | Предлагает обучающимся работу по карточкам (разноуровневые) (слайд 11 – 14) Вариант 1 – «3» 1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3 а) 1,9 б) 3,8 в) 3 2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно: а) 3 б) 4 в) 6 3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку Незнайки. а) 3 б) 4 в) 5 4. Вини - Пух съел 18 конфет, Пятачок - 9 конфет, Кролик - 3 конфеты. Сколько конфет в среднем съел каждый? а) 12 б) 5 в) 10 5. Найдите среднее арифметическое чисел: 20,22 и 18,26 а) 23,78 б) 19,24 в) 12,43 Вариант 2 – «4», «5» 1. Найдите среднее арифметическое чисел 1,5 и 2,3 а) 1,9 б) 3,8 в) 3 2. Среднее арифметическое чисел 2, 4, 6, и 0 равно: а) 3 б) 4 в) 6 3. Незнайка по математике получил следующие оценки 5, 3, 1, 4, 4, 1. Найдите среднюю оценку Незнайки. а) 3 б) 4 в) 5 4. Найдите среднее арифметическое чисел: 202,2 и 18,264 а) 23,78 б) 110,232 в) 12,432 5. Сумма пяти чисел равна 155,4; среднее арифметическое шести других чисел 14,8. Тогда среднее арифметическое одиннадцати чисел: а) 22,2 б) 15,47 в) 28,36 |
Действия ученика | Выполняют самостоятельную работу, осуществляют самопроверку и самооценку по таблицам. |
Результат |
предметный | Выявляется степень усвоения правила нахождения среднего арифметического и пробелы по теме. |
Метапредметный | Регулятивные УУД (целеполагание) постановка учебной задачи; (контроль) сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; (коррекция) внесение корректив в случае расхождения с эталоном; (оценка) выделение и осознание обучающимися того, что еще нужно усвоить, качества и уровня усвоения. |
Познавательные УУД (постановка и решение проблем) формулирование выявленной проблемы и выбор способа ее решения. |
Коммуникативные УУД воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи |
личностный | (смыслообразование) установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и результатом; (нравственно-этическая ориентация) развитие доброжелательности, отзывчивости; оценивание усваиваемого содержания. |
6 ЭТАП. РЕФЛЕКСИЯ. Д.З. |
Действия учителя | Предлагает подвести итоги урока, задает домашнее задание.(слайд 15 – 17) |
Действия ученика | Формулируют достигнутые на уроке результаты, соотносят их с поставленными в начале урока задачами. Заполняют табличку. Соотносят домашнее задание с материалом, изученным на уроке и решенными заданиями. Осуществляют выбор домашнего задания в соответствии с результатами самостоятельной работы. |
Результат |
предметный | Изучен новый материал. |
Метапредметный | Познавательные УУД Осознанное построение речевого высказывания; синтез, анализ. |
Коммуникативные УУД Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; Владение монологической и диалогической формами речи. |
Регулятивные УУД (прогнозирование) предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; (оценка) осознание качества и уровня усвоения материала; (саморегуляция) способность к выбору в ситуации мотивационного конфликта. |
личностный | (самоопределение) формируется установка к работе на результат; (смыслообразование) установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и результатом; оценивание уровня усвоения материала и соотнесение его с предлагаемым (диф) домашним заданием; (нравственно-этическая ориентация) развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки (выбор домашнего задания). |