Презентацию создала учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №11»
Гасанова Айшат Рамазановна.
г.Махачкала 2015-2016 учебный год.
Среднее арифметическое 5 класс
Рано или поздно всякая правильная
математическая идея
находит применение
в том или ином деле.
А.Н.Крылов
Цель урока
1. Закрепить правило нахождения среднего
арифметического нескольких чисел
2. Научиться применять нахождение среднего арифметического в жизненных ситуациях
3. Подготовиться к контрольной работе
Задачи урока
ЧТО?
КАК?
ГДЕ?
Что такое среднее
арифметическое?
Как находить среднее
арифметическое?
Где применить среднее
арифметическое?
Вычисли:
а) 1,45 + 0,15 б) 9,8 – 5,9
∙ 4 : 1,3
+ 0,8 + 1,8
: 0,8 ∙ 2
________________ _____________
? ?
Выбери верное утверждение
1. Среднее арифметическое чисел- это сумма этих чисел.
2. Среднее арифметическое чисел – это частное суммы нескольких чисел на их количество.
3. Среднее арифметическое чисел – это произведение суммы этих чисел на их количество.
?
Запомни правило
Количество
слагаемых
:
Среднее
арифметическое
=
Сумма чисел
:
Площадь поля
=
Средний урожай с 1 га
Весь урожай
Время в пути
Все расстояние
:
Средняя скорость
=
Из истории
Понятие среднего
арифметического впервые
появилось в научных работах
выдающегося астронома, физика
и математика Иоганна Кеплера ,
то есть считается, что он ввел
понятие
среднего арифметического.
Разминка
1. Формирование классов
5 "А"- 25 учеников
5 «Б"- 23 ученика
Можно ли распределить учеников
так, чтобы в каждом классе было их
одинаковое количество?
Решение. (25 + 23) : 2 = 48 : 2 = 24
Ответ. Да, по 24 ученика. (1 балл)
2. Трое в лодке, не считая собаки
Джордж спросил:
- В котором часу вас будить, ребята?
Гаррис ответил:
- В семь.
Я сказал:
-Нет, в шесть, - потому что собирался еще написать несколько писем.
После некоторого препирательства мы с
Гаррисом сошлись на том, чтобы взять
среднее арифметическое, и назначили…
Решение: (7 + 6) : 2 = 13 : 2 = 6,5(ч.)
Ответ: на 6ч 30мин. (1 балл)
Исследовательская работа научных сотрудников
1. Найти средний рост сотрудников группы и выразить в метрах
2. Вычислить среднее значение длины пяди сотрудников группы, выразить в сантиметрах
3. Верно ли, что длина среднего пальца вашей руки есть среднее арифметическое длин всех пальцев руки?
(от 1 – 3 баллов)
Работа научных сотрудников с письмами
- Письмо №1 Курбанов А.И. – инженер. (2б.)
- Письмо №2 Гасанов У.С. - агроном. (2б.)
- Письмо №3 Рютина Г.В. - фигуристка. (3б.)
- Письмо №4 Семья - Алиевых. (3б.)
- Письмо №5 Ахмедов М.А. - турист. (4б.)
Письмо № 1 Курбанов А.И. Инженер
Уважаемые научные сотрудники, в сентябре я получил зарплату 20,2 тысячи рублей, в октябре 19,8 тысяч рублей, а в ноябре 20 тысяч рублей. Сколько тысяч рублей я в среднем получаю в месяц?
Решение
(20,2 + 19,8 + 20) : 3 = 20
Ответ: 20 тыс. руб. = 20 000 руб. (2балла)
Письмо № 2 Гасанов У. С. Агроном
Уважаемые научные сотрудники, в 2006 году
урожайность поля составила 3,6 тонны, пшеницы, в
2007 году 3,2 тонны, в 2008 году 4 тонны. Чему
равна средняя урожайность данного поля?
Решение
(3,6 + 3,2 + 4) : 3 = 3,6
Ответ: 3,6 т (2 балла)
Письмо № 3 Рютина Г. П. Фигуристка.
Уважаемые научные сотрудники, на соревнованиях
по фигурному катанию мне поставили следующие
оценки: 5,7; 5,9; 6,0; 5,6; 5,8. Какую среднюю
оценку я получу?
Решение
(5,7 + 5,9 + 6,0 + 5,6 + 5,8) : 5 = 5,8
Ответ: 5,8 (3 балла)
Письмо № 4 Семья Алиевых
Уважаемые научные сотрудники, за первый год наш
ребенок детсадовского возраста вырос на 11,2 см, за
второй год на 8 см, за третий на 8,1 см, за четвертый
на 4 см, за пятый на 9 см. На сколько сантиметров в
среднем вырастает наш ребенок в месяц?
Решение
(11,2 + 8 + 8,1 + 4 + 9) : 5 = 8,06 см
Ответ: на 8,06 см (3 балла)
Письмо № 5 АхмедовМ.А. Турист
Уважаемые научные сотрудники, наша группа шла
пешком 6ч со скоростью 5 км\ч и 2ч ехала на
автомашине со скоростью 45 км\ч. Найдите
среднюю скорость движения туристов на всем пути.
Решение
S = v· t
(5· 6 + 45 · 2) : (6 + 2) = (30 + 90) : 8 = 120 : 8 = 15
Ответ: 15 км/ч (4 балла)
Зарядка для глаз
Высказывание великих людей
Чтобы научиться думать , надо научиться придумывать. Джанни Родари
Джанни Родари— известный итальянский детский писатель и журналист .
CООБРАЖАЙ! ПРИДУМЫВАЙ!
Среднее арифметическое:
Велосипеда и мотоцикла
Трамвая и поезда
Апельсина и лимона
Туфельки и сапога
Пианино и баяна
Девушки и рыбы
Портфеля и рюкзака
Носка и чулка
Мопед
Электричка
Грейпфрут
Ботинок
Аккордеон
Русалка
Ранец
Гольф
Баллы по количеству правильных ответов
Самостоятельно выполни
Зачеркните в таблице буквы, соответствующие найденным ответам. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать слово, которое будет вам наградой.
37,85 : 0,1 37,851 : 0,01 37,85 : 0,001
3,875 : 0,001 42,396 : 0,001 10 : 0,001
ТАБЛИЦА
3,785
37850
М
3875
А
4,23
0,3875
О
Ж
10000
О
42396
З
378,41
О,38
Б
Д
3785,1
К
378,5
Л
36,4
В
Е
47,81
Ц
ТВОЯ НАГРАДА:
3,785
0,3875
М
378,41
О
4,23
Л
О
0,38
36,4
Д
47,81
Е
Ц
Задачи урока
ЧТО?
КАК?
ГДЕ?
Ср. арифм. – это частное
от деления суммы чисел
на число слагаемых.
Что такое среднее
арифметическое?
Как находить среднее
арифметическое?
Нужно сумму чисел
разделить
на число слагаемых.
Где применить среднее
арифметическое?
Средний балл,
средняя урожайность,
средняя зарплата, средняя скорость и т. д.
Итог урока
Если на уроке вы набрали 17- 19– «5» , 13-16 – «4» , 9 -12 – «3» . Если 8 баллов и менее, поставьте в графе «Моя оценка» слово « ПОМОЩЬ ».
Сценка.
1-й ученик : Из парикмахерской я вышел остриженным наголо. Лето, жарко. Иду и радуюсь. Навстречу мне приятель, очень любознательный и хитроумный парень.
2-й ученик: Привет. Что же это ты столько волос оставил на голове?
1-й ученик делает удивленное лицо, пожимает плечами, разводит руки в стороны.
2-й ученик: Сколько, по-твоему, метров волос осталось у тебя на голове?
1-й ученик: Метр-два, может быть, и будет, если собрать все остатки.
2-й ученик рассмеялся: «Ошибся. И во много раз. Подумай как следует, прежде чем ответить на этот простой с первого взгляда вопрос».
Пауза.
2-й ученик : Считая, что после стрижки остаются волосы длиной в 0,1 см, а число их на голове человека в среднем равно 200 000, можно получить удивительный итог: после стрижки «наголо» на голове остается около 200 м волос.
Домашнее задание
1. п.38, №1512,1529.
2. Придумать задачу на нахождение среднего арифметического.
Мое настроение
2
3
1
Спасибо за урок!