Просмотр содержимого документа
«Ответственность учителя при организации внеурочной деятельности в начальной школе»
Ответственность учителя при организации внеурочной деятельности в начальной школе
Ответственность как профессиональное качество учителя
Государственное реформирование российской системы школьного образования требует от учителя такого профессионального качества личности, как ответственность.
Ответственность определяет принятие учителем профессиональных обязанностей в обучении и воспитании учащихся и гарантированное их осуществление с учетом современных требований к образованию. Оно выражается в направленности педагога на ответственное достижение социально значимого результата педагогической деятельности .
С введением ФГОС ответственность учителя, которая во все времена была исключительной, возрастает вдвойне.
В условиях реализации ФГОС, педагог выступает не только в роли учителя, но и в роли:
- инструктора;
- наставника;
- консультанта;
- куратора;
- управленца ;
- помощника.
Изменения в деятельности и сознании учителя
- принятие основных идей ФГОС;
- адаптация к меняющимся условиям деятельности;
- определение способов наиболее конструктивного профессионального и личностного развития;
- осмысление различных аспектов своей деятельности (в плане представлений о себе, своей миссии, своей позиции между ребёнком и обществом).
Ответственность учителя при организации внеурочной деятельности
Ответственность учителя при организации внеурочной деятельности зависит от целей и задач , которые мы ставим перед собой в ходе этой деятельности. А показателем ответственности служит результат , которого мы добиваемся.
Цель внеурочной деятельности
- Создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций
Задачи:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся
- улучшить условия для развития ребёнка
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
- Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка ( последствие результата ).
Уровни воспитательных результатов
- 1-й уровень: приобретение школьником социальных знаний
- 2-й уровень: развитие позитивных отношений к базовым общественным ценностям
- 3-й уровень: накопление опыта самостоятельного ценностно ориентированного социального действия
Умения педагога, необходимые для достижения воспитательного результата внеурочной деятельности
- разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
- подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
- диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
- оценивать качество программ внеурочной деятельности.
Формы достижения воспитательных результатов в познавательном направлении внеурочной деятельности
- 1 уровень : познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады
- 2 уровень : интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?
- 3 уровень : детские исследовательские проекты
С целью создания условий для профессионально-личностного роста учителя начальных классов и повышения его уровня ответственности при организации внеурочной деятельности одной из задач работы школьного методического объединения на 2015-2016 учебный год является:
- Совершенствование системы внеурочной работы через обогащение содержания, форм и методов внеурочной деятельности, направленных на активизацию жизнедеятельности всех участников образовательного процесса
Направления методической работы :
- Заседания школьного методического объединения на данную тему
- Повышение квалификации учителей (самообразование, курсовая подготовка, участие в семинарах, конференциях, мастер-классах)
- Обобщение и представление опыта работы учителей
«Внеурочная деятельность — это осуществление взаимосвязи
и преемственности общего и дополнительного образования
как механизма обеспечения полноты и цельности образования»
Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования