ПАСПОРТ ОПЫТА
1.Автор:
Мартынцева Наталия Викторовна
2. Адрес:
МКОУ «Большедолженковская СОШ» Октябрьского района Курской области
3. Тема:
Создание условий для развития творческой деятельности учащихся на уроках русского языка.
4. Аннотация:
Условиями развития творческой деятельности учащихся на уроках русского языка являются: воля, умение преодолевать объективные трудности, активность в познании.
Второе условие – самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, искусство;
третье условие – конструктивная деятельность в изучении языковой теории и практики.
Четвертое условие – изменение содержания обучения на основе усиления его мотивационного аспекта.
В последние годы много говорят о том, что на уроке больше внимания нужно уделять творческой деятельности обучающихся стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Работать в таком русле интересно и трудно. На уроках требуются особая система обучения.
Творческая деятельность наиболее присуща тем детям, которые достигают ускоренного развития в самых разнообразных областях: нравственной, умственной, физической. Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности ребенка. Указанные предпосылки творческой деятельности формируют такие средства обучения русскому языку, как сказки и загадки; уроки чтения, заслуживающие названия уроков искусства; языковые игры и различные олимпиады, конкурсы, викторины: решение задач по языку – СТЗ; сочинения различных типов и назначений; выступления учащихся на утренниках и на обычных уроках, если эти выступления выходят за рамки повседневности и стандарта.
На грани творчества находится исполнительская деятельность, которая возвышается до подлинного творчества:
- это особый вид чтения – чтение-сопереживание героям, полное погружение в мир героев книги; бывает, что ученик сам воображает себя одним из персонажей книги, верит всему. Что там происходит, это наивно-реалистическое восприятие литературного произведения;
Возможен и прямо противоположный подход к читаемому: ученик как бы сам оказывается рядом с писателем, изменяет сюжет рассказа, даже вводит новые эпизоды или переставляет их; наивно-реалистического восприятия уже нет, он сам уже распоряжается судьбами героев. Первый случай расценен как эмоционально-творческий, второй – как логический. Из первого вытекает выразительное чтение, драматизация, иллюстрирование прочитанного. Второй вариант предполагает составление плана, моделирование сюжета, творческий пересказ с введением сюжетных изменений, новых героев, музыкальные моменты.
Когда ученик иллюстрирует рассказ, он самовыражается. Самовыражение – это сочинение, даже самое простое. Например, ученик рассказывает о радостных днях каникул или описывает картину природы. В сочинении всегда выражается личность ребенка, хочет он того или нет. Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений: из личных жизненных наблюдений, по картинам, отзывы о прочитанных книгах. Личность выражает себя и в манере чтения, диалога, даже в почерке, труде, конструировании, играх.
Детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, все понимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь эффект достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даст и ученику и учителю.
Результат изменений
Положительная динамика учебных достижений
Активизация участия школьников в проектной деятельности
Повышение мотивации обучения
Рост творческого потенциала педагога.
5. Источник информации: обобщение опыта работы.
6. Экспертное заключение: опыт работы одобрен и рекомендован к распространению.
7. Внедрение опыта: ИПО носит универсальный характер и может применяться в школах с разным уровнем изучения русского языка. Предлагаемые в опыте способы работы могут быть использованы в процессе преподавания любого предмета, а также во внеурочной деятельности.