СЛАЙД 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте представиться, меня зовут Зарманбетова Авана Круптурсуновна , я учитель русского языка и литературы Ортатюбинской школы Ногайского района
СЛАЙД 2
Представляю вашему вниманию методическую мастерскую «Использование СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ как один из факторов развития одаренности и повышения мотивации обучающихся»
Мое профессиональное кредо- слова В Г Белинского «Без стремления к новому нет жизни, нет развития ,нет прогресса»
- Когда мы готовимся к уроку, в нашем воображении всегда рисуется такая картина: дети с легкостью извлекают информацию, они выполняют тренировочные задания, упражнения, они работают и в группах, и в парах, и говорят, говорят… Вот такие уроки я называю волшебными. Я думаю, что все учителя прекрасно меня понимают, какое это счастье, когда все так прекрасно складывается. Но, к сожалению, иногда случается следующее: на уроке сидит мальчик …., который меня не слушает, а рядом сидит еще мальчик , который смотрит в окно, а девочка что-то рисует в блокноте…\
Значит этих детей я не смогла вовлечь в образовательный процесс. Не получилось их мотивировать, заинтересовать и, таким образом, дети остались на образовательной обочине…
- Поэтому, передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность реализую с помощью современных образовательных технологий,
Из всех технологий, которые используются в условиях реализации новых и обновленных стандартов, хочу остановиться на той, которая развивает творческое мышление, побуждает ученика к активной работе, способствует развитию речи и грамотного письма.
- Речь идет о технологии «Развитие критического мышления»
СЛАЙД 3
Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, повышается мотивация, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Это одна из технологии, которая дает возможность развивать функциональную грамотность учащихся в процессе учебной деятельности.
Приемы критического мышления являются своеобразным ключом доступа к интуитивному опыту, к различным структурам памяти, подсознанию детей. Такой доступ и обеспечивает оригинальные, креативные решения задач и проблем, делает процесс познания эффективным и позволяет учащемуся проявить свои скрытые творческие возможности.
Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году. Проект первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления, который позднее в педагогической литературе получил название «Технология развития критического мышления». В основе этой технологии лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».
-Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
СЛАЙД 4
Технология развития критического мышления включает три стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе. На данном этапе ученики самостоятельно определяют цели и задачи урока, самостоятельно выходят на тему урока и формулируют её.
На данном этапе использую следующие приёмы:
«Пазлы»
«Дерево предсказаний»
«Ассоциации»
«Корзина идей»
Толстые и тонкие вопросы
Верные и неверные утверждения
- Продемонстрирую несколько примеров.
СЛАЙД 5
«Пазлы»
Для этой технологии использую онлайн-генератор пазлов в интернете ,и карточки пазлы .
Раздаю каждому ученику и по элементу. Задача учеников - найти одноклассников с фактами, относящимися к этому же понятию, что и у них. Например, при изучении темы «Морфемика» детям я раздавала элементы пазла с названием морфем. Дети НАШЛИ свою пару по признаку, объяснили, что их объединяет и вспомнили все, что они знают по этой теме. На уроке литературы мои ученики любят собирать из пазлов диалоги героев из разных произведений. Выбираю яркий диалог ,где нет имен и фамилий .Например произведения АС Пушкина «Дубровский» и Капитанская дочка»
Такой прием помогает сгруппировать детей в команду, обучать целенаправленному нахождению информации; развивает устную речь, коммуникативные навыки, помогает выделять причинно-следственные связи.
Вторая стадия ТРКМ – осмысление.
Цель данной стадии — побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления, сохранить интерес к теме ,идет работа с информацией.
СЛАЙД 6
На ЭТОЙ стадии Осмысления использую прием «Кластер», «Как вы думаете»,Бортовые журналы», «Инсерт»
Более подробно остановлюсь на приеме, который я сама часто использую Кластер .Кластер в переводе от английского означает скопление ,пучок ,кисть,То есть это графическое объединение однородных элементов,Этот прием является и помощником при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
-Данный прием хорошо развивает устную речь, формирует навыки отбора нужной информации, систематизирует ранее полученные знания по теме. И позволяет охватить большой объем информаций, позволяет проявить себя.
Инсерт это чтение с пометками. Этот прием использую при работе с текстом\
v- я знал
+ - это новая информ.
- -----я думал по другому .противоречит тому что знал
?- я не знал нужны обьяснения
Иногда составляем таблицу или же работаем карандашом делая пометки карандашом.Этот прием требует внимательного чтения текста,потому что нужно сконцентрироваться на каждой строке . На первых порах трудно работать ,зато уровень усвоения знаний оказывается высоким.
Данный прием позволяет воспринимать прочитанное на осознанном уровне. ,повышается активность, способность выражать свои мысли.
Третья стадия ТРКМ — «Рефлексия».
Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися.
На данной стадии «Рефлексия» использую приемы
Фишбоун
«Толстые» и «тонкие» вопросы
«Кубик или ромашка Блума
Синквеины
Письмо по кругу
«Эссе»
Приведу несколько примеров
СЛАЙД 7
Ф
ИШБОУН Я считаю этот методический приём одним из наиболее эффективных, вызывающих интерес у обучающихся. Схему Фишбоун я составляю либо заранее на ватмане, либо рисую на доске, используя цветной мел. Работа может быть индивидуальная(всем учащимся раздаю для анализа одинаковый текст и перед каждым ставлю цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске) или в группах (каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп). По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.
Использование технологии Фишбоун развивает у моих учеников логическое мышление, зрительную память, умения работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче.
Таким образом, использование на всех этапах урока, стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и учащихся, активное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности, учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности т.е. предполагает развитие функциональной грамотности, являющееся требованием времени.
ТРКМ развивает речь моих учеников, обогащают их словарный запас, учит находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу, а также позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
Современных образовательных технологий много, но хочу отметить, что возможность комбинирования технологий также имеет немаловажное значение для педагога – можно свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами.
СЛАЙД 9
Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. В работе важен результат.
СЛАЙД 10
Используя на уроках приемы технологии критического мышления, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес к предмету, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.
СЛАЙД 11
- Закончить свое выступление я хотела бы словами древнегреческого философа Плутарха «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь! А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит!» - Я пытаюсь зажечь интерес в сердцах своих учеников, и сама многому учусь вместе с ними. А вывод моего выступления сделаете вы ,уважаемое жюри ,собрав пазл.
Благодарю за внимание!