Педагогический кейс «Умеют ли школы учить мальчиков?»
Познакомьтесь с фрагментом книги Уильям Поллака «Настоящие мальчики»:
«…Многие смешанные школы, на мой взгляд, превратились, под действием разнообразных социальных, культурных, исторических факторов в организации, которые гораздо лучше удовлетворяют нужды девочек, чем мальчиков. Или эти школы стали пространством, которое в высшей степени слепо к гендерным аспектам. В любом случае, слишком многие школы не учитывают специфические социальные и эмоциональные потребности мальчиков и не обеспечивают мальчиков теми учебными занятиями и методиками, которые могли бы помочь мальчикам преуспевать. В недавнем исследовании под названием «Влияние школьного климата на половую дифференциацию в успеваемости и видах занятости младших подростков» Валерия Ли и ее коллеги из Мичиганского университета анализировали данные об успеваемости более девяти тысяч восьмиклассников. Они заметили, что влияние пола ученика на академические успехи было непоследовательным — мальчики лучше учились по одним предметам, девочки — по другим. Более важным их открытием стало, однако, то, что девочки-восьмиклассницы уделяли учебе больше внимания, чем мальчики, у них были лучше сформированы учебные привычки, у них была выше посещаемость, они лучше выполняли домашние задания и в целом демонстрировали более позитивное отношение к учебе и академически ориентированное поведение. Таким образом, хотя девочки, как мы уже видели, уступают мальчикам в некоторых сферах (обычно, в математике и естественных науках), они, по всей видимости, лучше приспособлены к школьной жизни, чем мальчики. Стоит задаться вопросом: это девочки лучше приспособились к школе или это школы больше приспособлены для девочек?»
Уильям Поллак — признанный авторитет в области психологии мальчиков и мужчин, старший преподаватель психологии факультета психиатрии Гарвардской медицинской школы, учредитель Общества по изучению психологии мужчин.
Проанализируйте прочитанный текст, сформулируйте не менее 5 проблем, связанных с этой темой и проблемой?
Влияние психологического климата в классе на учебную мотивацию подростков
Многие школы не учитывают специфические социальные и эмоциональные потребности мальчиков
Влияние школьного климата на половую дифференциацию в успеваемости и видах занятости младших подростков
Умение слушать и слышать
Успеваемость и посещаемость общеобразовательного учреждения
Какая из этих проблем наиболее остро стоит в отечественной образовательной системе?
Влияние психологического климата в классе на учебную мотивацию подростков
Выберите эту проблему для дальнейшего анализа. Сформулируйте свою позицию по ней.
Пик активного развития личности, формирования качеств и наиболее ярких черт характера приходится на школьные годы, и особенно значимым в становлении личности является подростковый возраст. В связи с этим, многие психологи и педагоги, работающие с подростками, считают, что для гармоничного и естественного развития личности подростка необходимо создавать определенные условия, совокупность которых можно назвать «психологическим климатом».
Мотивация к обучению, к сожалению, сама по себе проявляется довольно редко. Именно по этой причине нужно использовать различные методы её формирования, чтобы она могла обеспечивать и поддерживать плодотворную учебную деятельность на протяжении продолжительного периода времени.
Как можно решить эту проблему: какие стратегии, методы, педагогические инструменты помогли бы её решить?
Методов, приёмов формирования мотивации к учебной деятельности довольно много:
- создание ситуаций занимательности;
- эмоциональные переживания;
- сопоставление научных и житейских толкований природных явлений;
- создание ситуаций познавательного спора;
- создание ситуаций успеха в учении и др.
Психологический климат занимает важное место в гармоничном и всестороннем развитии ребёнка, требует специальной профессиональной подготовки педагога, для грамотной ориентации его на формирование и управление психологической средой в классе, а также для передачи учащимся необходимых знаний. Психологический климат в классе зависит не только от классного руководителя, учителя, на него влияют организация учебно-воспитательной деятельности, качество учебников, обучаемость и способности учащихся, их здоровье и питание. Можно выделить три основных фактора, влияющие на состояние психологического климата:
- личные качества членов ученического коллектива,
- стиль руководства со стороны учителя и
- материальная среда учебного процесса.
Для достижения положительной атмосферы среди учеников немаловажным являются профессиональные качества педагога, который имеет главную роль в данном процессе. Откуда следует, что практические и теоретические навыки педагога должны быть направлены на создание благоприятного климата в ученической среде, как необходимого условия разностороннего развития личности.
Для создания благоприятного климата важны в равной степени, как высокая мотивация к учебе, система отношений членов коллектива друг к другу, к своей основной деятельности и деятельности окружающих, так и наличие у учеников навыков позитивного взаимодействия. Для этого в практике широко должны применяться интерактивные методы улучшения микроклимата в коллективе и средства неформального сближения коллектива. Должны быть совместно всеми участниками микро группы созданы правила поведения в коллективе. Должна быть сформирована не просто группа по списку, а настоящая команда единомышленников, у которой есть общие цели и устремления, общие ценности, общее видение путей развития и оптимизации отношений в коллективе. Существенное значение играют также отношения к делу, группе в целом, к самому себе и др.
Типичная черта подростковых групп - чрезвычайно высокая комфортность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.
Таким образом, создание оптимального психологического климата является важным элементом повышения результативности учебно-воспитательной работы в классе. Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности.
Каково Ваше профессиональное отношение к необходимости учитывать пол ребенка при обучении?
Большая роль в гендерном образовании, отводится учителю, перед которым ставится непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола.
С этой целью в школе должны быть созданы все возможные условия для повышения информированности учителя по вопросам гендерного обучения и сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе, по результатам школьных мониторингов для внесения своевременных коррективов в работу. Педагог не должен заострять особое внимание на различиях пола, т. к. и мальчики, и девочки во многом похожи, особенно в подростковый период, а объективно учитывать особенности их восприятия, мышления, памяти, эмоции, коммуникации, обусловленные полом ребенка при организации учебного процесса в современной школе.
Пол — это не только первичные и вторичные половые признаки. Это различная мозговая деятельность, различные физиология, биохимические процессы, анатомия, разная психика, разные пути развития ребенка. Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Необходимо подсказать, показать и помочь находить лучшее в жизни, в том числе — в человеке противоположного пола. Поэтому образовательный и воспитательный процессы необходимо строить с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы. Если раньше цели обучения определялись, как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня с введение ФГОС целью обучения становится общекультурное и познавательное развитие учащихся.
6. Подберите необходимый материал для аргументирования своей позиции (из вашей практики или литературных источников).
В пример могу привести МБОУ Балаганскую среднюю общеобразовательную школу № 2, в которой я работаю педагогом-психологом уже восемь лет. В нашей школе особенно уделяется внимание влиянию психологического климата в классе на учебную мотивацию подростков. Так важно, что бы ни один ученик не остался в стороне. Классные руководители и учителя предметники стараются этого придерживаться. Не могу сказать, что прямо все ученики учатся на отлично, в силу своих возможностей, психологических качеств, генетических особенностей, семейного воспитания, что тоже не мало важно в поддержании учебной мотивации подростков.
Также проводятся классные предметные недели, психологические тренинги, беседы, мониторинги, круглые столы, внеклассные мероприятия, ведется работа волонтерских отрядов, внеурочная деятельность и т.д.