СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический кейс по финансовой грамотности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический кейс "Как не попасться на уловки финансовых мошенников"

Просмотр содержимого документа
«Педагогический кейс по финансовой грамотности»









НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

«Как не попасться на уловки финансовых мошенников»





Введение


Мы все хотим, чтобы в будущем наши дети стали уверенными и финансово благополучными людьми.

Нельзя сегодня представить себе мир без денег. Деньги становятся одним из главных условий жизни. В современном мире возникла необходимость уберечь себя и своих родственников от финансовых потерь.

Мошенничество в современном мире отличается исключительной многоликостью, динамизмом.

В последние годы распространение приобрели такие виды мошеннических обманов как операции с банковскими картами. «Новым веянием» можно считать использование компьютеров при совершении мошенничества. Среди мошенничеств в Интернете (кибермошенничеств) лидируют всевозможные мошенничества на интернет-аукционах, высоко прибыльной работы на дому.

Удобной средой для мошенничества стало использование сетевой торговли в Интернете. Поддавшись на рекламу в средствах массовой информации или интернет-магазинах и низкие (относительно) цены, пострадавшие переводят деньги и только после этого обнаруживают, что товаров нет, либо они низкого качества и бракованные.

Тема «Финансовое мошенничество в сети интернет», актуальна в современное время для всех членов общества, именно поэтому необходимо исследовать эту тему и формировать навыки распознавания финансовых мошенничеств.







Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса

Группа №1 (ФИО членов группы):

___________________________________________________________________________________________________________________________

Легенда педагогического кейса:

Вы - учитель в сельской полнокомплектной школе и классный руководитель 8А класса (19 человек). В классе недавно прошло несколько случаев, когда дети и/или их родители попались на уловки мошенников (телефонных и интернет-мошенников) и вы решили провести профилактическое мероприятие в рамках внеурочной деятельности. Для проведения занятия можно использовать компьютерный класс с доступом в Интернет, также в наличии есть УМК по финансовой грамотности в бумажном виде в количестве 10 штук. Учитывая возрастные особенности группы, решили остановиться на времени образовательной активности в 40 минут. К психолого-педагогическим характеристикам целевой группы можно добавить следующее: дети из семей с разным уровнем доходов родителей; родители детей идут на контакт.

Первое проектное задание

Анализ легенды, характеристика условий, в которых необходимо разработать решение

Как влияет на выбор методики



Условия кейса

Возможности

Ограничения и риски

1

Сельская общеобразовательная школа


Наличие организаций, привлекаемые к мероприятию.

Доступ к интернету, техническим средствам.

-учащиеся из разных сел

-погодные условия

-проблемы с подвозом

2

профилактическое мероприятие


Есть возможность провести обучающее занятие на тему мошенничества и способов борьбы с мошенническими схемами.

Охват наибольшего количества участников единовременно.

Пессимистичный настрой

3

Дети 8А класса

Возможность детей поделиться своими историями и историями родных или знакомых

Дети могут несерьезно воспринять информацию на мероприятии, не поделиться ею. Возникновение спорных ситуации и конфликтов между детьми в ходе мероприятия.

4

Компьютерный класс


Ограниченное количество мест. Оборудование уже установлено, все настроено.

В компьютерном классе недостаточно столов и парт.

5

полный комплект мультимедийного оборудования и интернет

Использование интернет ресурсов для подготовки к мероприятию. Проведение интерактивного занятия с наглядной подачей материала, совместным просмотром и дальнейшим обсуждением.

Интернет может быть не всегда доступен.


6

40 минут


Есть возможность провести занятие базового уровня сложности. Времени для плодотворной работы достаточно, можно реализовать намеченные цели и задачи, дать большой объем информации.

Риск недостаточности времени для обсуждения.


7

Семьи с разным уровнем доходов; есть дети из малоимущих или многодетных малообеспеченных семей, живущих на социальные пособия. Родители часто попадаются на уловки мошенников и агрессивную рекламу, с детьми мало говорят о финансах.

Есть возможность предоставить информацию для детей, которой они смогут поделиться со своими родителями. Призвать родителей к обсуждению с детьми финансовых тем, затронутых на мероприятии.

Семьи с малым достатком обладают недостаточным уровнем финансовой грамотности. Родители, попавшиеся на уловки мошенников, возможно, не захотят обсуждать данную тему.



Планиру-емый результат

Обучающиеся по результатам педагогического воздействия будут:

Знать / понимать:

- осознавать разумное и безопасное поведение в ситуациях, связанных с финансовым мошенничеством;

-понимать, что существуют финансовые риски и финансовое мошенничество как угрозы личному материальному благополучию;

- выбирать модель поведения при возникновении угрозы финансового мошенничества;


Иметь установку на / установку о том, что:

- быть мотивированным на получение информации о новых способах давления и манипулирования со стороны мошенников

- стремиться осмыслять опыт взаимодействия с мошенниками (как позитивный, так и негативный) и информировать о нём окружающих;


Уметь (предметные жизненные умения):

- знать алгоритм действий в типичных ситуациях, связанных с возможным или уже совершенным финансовым мошенничествам;


Уметь (метапредметные умения):

- уметь критически мыслить, собирать и анализировать информацию.


Второе проектное задание

Содержание финансовой грамотности

Понятия/знания и представления о:

- виды мошенничества

- знать способы безопасного поведения с банковскими картами

-



Личностные характеристики и установки:

- быть мотивированным для улучшения своего материального положения посредством сбережений;

- проявлять осмотрительность и ответственность в решениях, связанных с собственными сбережения;


Способы деятельности:

- фронтальная беседа;

- решение практических задач;

- анализ представленной информации

Идея решения: как учитываются условия кейса при построении учебной деятельности обучающихся

Как преодолеваются ограничения и риски

- выбрать время проведения мероприятия;

- подобрать интересный, актуальный материал. Выбрать такие методы и формы рассмотрения информации, чтобы они чередовались с практическим решением задач, практической работой;

- заранее подготовить рабочее пространство, добавить (желательно, в соответствии с количеством участников) столы и стулья;

- презентацию, видеоматериалы скачать из Интернета заранее, продублировать в бумажном виде, использовать доску и маркеры;

- чередовать пассивные и активные виды работы;

- грамотно руководить ходом мероприятия, заранее продумать возможность возникновения конфликтных моментов.


Как используются имеющиеся возможности:

- опора на знания и опыт родителей;

- обмен опытом в процессе совместного решения практических задач;

- воздействие на эмоциональную сферу учеников;

- возможность обратить внимание на пробелы в знаниях детей по изучаемым вопросам;

- работа в привычной обстановке, со знакомым оборудованием;

- возможность реализовать несколько задач (проинформировать, проанализировать, сформулировать понятия);

Методы обучения

Продуктивные: проблемно-поисковые (найти способ решения проблемы, найти ответ на практическую задачу).

Репродуктивные: рассказ учителя по финансовой тематике, рассказ-беседа с актуализацией опыта слушателей.

Методические приемы

- использование инфографики;

- анализ (и или поиск) финансовых вопросов (тем, моделей поведения) в фильмах

разработка алгоритмов финансового поведения: работа с кейсами



Используемые образовательные ресурсы

Основные

-https://www.cbr.ru/

Министерство финансов Российской Федерации (minfin.gov.ru)

-https://edu.pacc.ru/kinopacc/

https://gspm.ranepa.ru/video/fingram2022/fg2022_videoleksia_part22.mp4

Дополнительные

https://museum.fedfond.ru/

-https://www.youtube.com/watch?v=URgZ1EzTYdc (видео лекция)

План занятия с описанием используемых методов, приемов и образовательных ресурсов (в т. ч. презентации)

1 мин. Организационный момент

3 мин. Вступительное слово учителя (Карточки для заполнения)

В нашей жизни, с развитием цифрового общества, участились случаи мошенничества. Тема сегодняшнего мероприятия является актуальной. «Как не попасться на уловки финансовых мошенников». Будет много важной информации, в ходе мероприятия вы заполните карточки, которые послужат в дальнейшем памяткой.

5 мин. «Сообщите ваш пароль» https://edu.pacc.ru/kinopacc/articles/1011/#106(просмотр ролика)

6 мин Обсуждение с актуализацией опыта слушателей

Вопросы:

1. Что такое CVC код?

2. Можно ли сообщать кому либо данные банковской карты?

3. Что делать если вы сообщили посторонним людям данные своей карты?

4. Как правильно вести себя, если вы подозреваете что вам звонит мошенник?

5.Как узнать мошенника?

10 мин. Презентация о видах мошенничества https://yandex.ru/video/preview/5073748826657399671

Обсуждение в ходе презентации:10 мин

  1. «Ситуация обман по телефону»

Вопросы: Что делать если вы получили такое смс? Если обманули, что делать?

  1. «Опасность у банкомата»

Вопросы: Какая опасность может случиться у банкомата? Как не попасться?

  1. «Интернет - магазин»

Вопросы: Как безопасно осуществлять покупки в интернет – магазинах



5 мин. Рефлексия

Работа с памятками




Заключение


В современном обществе важно правильно использовать интернет-ресурсы, чтобы не попасться в руки мошенников, которые активно атакуют людей в сети интернет.

Разработанный материал будет полезен родителям и их детям, обучающимся старших классов.

В ходе занятия реализуется системно-деятельностный подход, а именно использованы приемы: дискуссия,«мозговой штурм»; метод кейсов, работа в группах, просмотр и анализ обучающих видеороликов.

Особое внимание уделено методу кейсов. Метод кейсов  — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Дети должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

С помощью этого метода имеется возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.

Используются такие формы работы, как фронтальная и групповая. Происходит чередование различных видов деятельности. Реализуются следующие дидактические принципы: системность, научность, доступность, проблемность.

Материал данного занятия может быть использован преподавателем как для родительского собрания, так и в урочной деятельности (на уроках математики, экономики, обществознания, информатики).



Список использованных нормативных документов и источников информации


Перечень литературных источников:

Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: учебная программа. 10-11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — стр. 34-35. (Учимся разумному финансовому поведению). ISBN 978-5-408-04061-2.

Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: учебная программа. Среднее профессиональное образование. — М.: ВАКО, 2020. — (Учимся разумному финансовому поведению). ISBN 978-5-408-04502-0.

Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг., социально-экономический профиль. — М.: ВАКО, 2020. — (Учимся разумному финансовому поведению). ISBN 978-5-408-04510-5.

Источники информации в Интернете.

Основные

-https://www.cbr.ru/

Министерство финансов Российской Федерации (minfin.gov.ru)

-https://edu.pacc.ru/kinopacc/

https://gspm.ranepa.ru/video/fingram2022/fg2022_videoleksia_part22.mp4

Дополнительные

https://museum.fedfond.ru/

-https://www.youtube.com/watch?v=URgZ1EzTYdc (видео лекция)




















2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!