Просмотр содержимого документа
«Педагогический кейс по финансовой грамотности»
Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса
Легенда педагогического кейса: Иванова Н.Н. после окончания педагогического института с отличием окунулась в жизнь колледжа в сельской местности, так как в приоритете у нее стоит педагогический опыт и мастерство. На первом педагогическом совете ей дали в нагрузку, как молодому инициативному коллеге, организовать мероприятие в необычном формате – мероприятие по финансовой грамотности. В группе 2 курса 30 человек, дети из семей с низким и средним достатком (и «родители должны работать, чтоб прокормить семью»). В распоряжении Ивановой Н. Н. из средств ИКТ и пособий - стационарный компьютер без выхода в интернет, проектор. Зато время, отведенное на мероприятие – 120 минут. |
Первое проектное задание |
Анализ легенды, характеристика условий, в которых необходимо разработать решение | Как влияет на выбор методики | Условия кейса | Возможности | Ограничения и риски | 1 | Колледж в сельской местности | - | Ограниченное количества финансовых институтов в селе | 2 | Мероприятие по финансовой грамотности | Формирование финансового мышления | - | 3 | 2 курс (17-18 лет) | Подростки умеют рассуждать, анализировать, делать выводы на основе жизненной ситуации | Не все готовы к наступлению ответственности в результате дееспособности. | 4 | 30 человек | Возможность организовать работу в группах | Затруднение в контроле индивидуальной работы | 5 | Стационарный компьютер без выхода в интернет, проектор | Возможность демонстрации видео материалов | Отсутствие возможности пользоваться сайтами по финансовой грамотности в реальном времени. | 6 | 120 минут | Применить разные виды образовательной деятельности | Снижение интереса у студентов, физическая утомляемость. | 7 | Из семей с низким и средним достатком (и «родители должны работать, чтоб прокормить семью») | | Отсутствие гаджетов, отсутствие времени в связи с необходимостью помогать родителям | |
Планируемый результат | Обучающиеся по результатам педагогического воздействия будут: Знать / понимать: - понимать, что предпринимательство («свое дело», «бизнес») предполагает умение увидеть проблему людей и подготовить предложение, на которое возникнет спрос Иметь установку на / установку о том, что: - быть готовым к преодолению трудностей, с которыми может столкнуться предприниматель Уметь (предметные жизненные умения): - оценивать бизнес-идеи и риски, с ними связанные Уметь (метапредметные умения): - умение работать в группах, коммуницировать со сверстниками и преподавателями |
Второе проектное задание |
Содержание финансовой грамотности | Понятия/знания и представления о: знать - бизнес, стартап, правила создания нового бизнеса, дееспособность, этапы жизни стартапа. уметь - находить актуальную информацию о стартапах и ведении бизнеса; - находить идеи для стартапа. Личностные характеристики и установки: - понимание сложности занятия бизнесом; - осознание социальной и финансовой ответственности человека, открывающего свой бизнес -понимание рискованности занятия бизнесом Способы деятельности: - групповая работа |
Идея решения: как учитываются условия кейса при построении учебной деятельности обучающихся | Как преодолеваются ограничения и риски Преподаватель предварительно скачивает необходимый материал В процессе занятия чередуются виды активности Применяются игровые формы Как используются имеющиеся возможности Предлагаются задания, приближенные к реальным условиям Используется в процессе занятия видео материал по финансовой грамотности Комплексное рассмотрение одной из тем финансовой грамотности |
Методы обучения | Игра, словесный метод, наглядно- демонстрационный |
Методические приемы | Дискуссия, демонстрация фильмов, демонстрация мини-проектов, вопросы. |
Используемые образовательные ресурсы | Основные Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг., социально-экономический профиль. – М.: ВАКО, 2020. – 180 с. – (Учимся разумному финансовому поведению). Дополнительные Сериал худ. Фильма «Любовь. Дружба. Экономика», серия «Бизнес план». https://edu.pacc.ru/kinopacc/articles/1011/#105 |
План занятия с описанием используемых методов, приемов и образовательных ресурсов (в т. ч. презентации) | Содержание деятельности преподавателя | Содержание деятельности обучающихся | Образовательные ресурсы | Методы обучения и приемы | Организационный этап | Преподаватель приветствует учащихся, формулирует цели и задачи занятия | Отвечают на приветствие и готовятся к занятию | | Словесный - беседа | Основной этап | Мотивационный | | Преподаватель демонстрирует серию фильма по финансовой грамотности. Задает вопросы. | Слушают, смотрят сериал «Любовь. Дружба. Экономика». для учащихся 10-11 классов серия «Бизнес план». Отвечают на вопросы | Сериал худ. Фильма «Любовь. Дружба. Экономика», серия «Бизнес план». https://edu.pacc.ru/kinopacc/articles/1011/#105 | Словесный, вопросы, наглядно- демонстрационный, демонстрация фильма. | Проведение игры | Подготовка к игре: Преподаватель выступает в роли руководителя фонда, оказывающего финансовую поддержку стартапам. Он объявляет конкурс и объясняет его правила (Приложение № 1), определяет состав экспертного совета. | Учащиеся распределяются в группы преподавателем, по желанию либо в ходе жеребьёвки. Участникам даётся время на подготовку. На основе предварительно подготовленных бизнес-планов, учредительных документов и программы рекламной кампании учащиеся готовятся к участию в игре. | Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг., социально-экономический профиль. – М.: ВАКО, 2020. – 180 с. – (Учимся разумному финансовому поведению). | Словесный- беседа, игра: демонстрация мини-проектов, дискуссия. | Подведение итогов | Преподаватель подводит итоги и объявляет результаты | Слушают результаты | | Словесный - беседа, | Рефлексия | Учитель предлагает обучающимся ответить на следующие вопросы. 1. Что нового вы узнали, участвуя в игре? 2. Что вы поняли, чему научились лучше всего в ходе игры? 3. В чём вы испытывали трудности? 4. Как вы считаете, какие умения вам необходимо развивать, чтобы победить в этой игре? | Отвечают на вопросы | | Словесный - беседа, Вопросы. | |
Приложение № 1
Сценарий игры
ЭТАП 1. Введение в игру (10 мин)
Преподаватель: «Сегодня мы проведём игру “Сделай свой бизнес ”. Вам нужно объединиться в группы по 5–6 человек, найти бизнес - идею для малого предприятия и провести её презентацию, написать план её реализации и доказать эффективность будущей фирмы». Обучающиеся распределяются в группы по желанию, в ходе жеребьёвки или с помощью преподавателя.
ЭТАП 2. Определение бизнес - идеи (20 мин)
Обучающиеся, работая в малых группах, находят и обдумывают бизнес-идею для своего предприятия, его название (при желании – слоган и логотип) и определяют состав сотрудников фирмы. В случае затруднения с выделением бизнес-идеи они могут найти недостающую информацию в Интернете, используя компьютеры, планшеты, смартфоны.
ЭТАП 3. Составление бизнес-плана (35 мин)
Преподаватель напоминает, что необходимо составить краткий бизнес-план и обосновать критерии эффективности. При написании бизнес-плана обучающиеся могут пользоваться текстом Материалов и другими источниками информации. (Перерыв.)
ЭТАП 4. Подготовка презентации (25 мин)
Группы оформляют презентацию своего предприятия. Для этого заранее готовятся листы ватмана, цветная бумага, ножницы, клей, маркеры или фломастеры. Пока обучающиеся работают, преподаватель наблюдает за их действиями, определяя, насколько интересна и жизнеспособна предложенная бизнес-идея, всё ли учтено в бизнес-плане и т. п.
ЭТАП 5. Представление результатов работы (20 мин)
На выступление групп (в зависимости от количества обучающихся) отводится по 5–6 мин. Преподаватель предлагает выбрать не менее трёх критериев для оценки выступлений и с их помощью проанализировать работу каждой группы. Критерии оценивания:
1) лаконичность представления бизнес-идеи;
2) реалистичность бизнес-идеи;
3) учтены особенности региона;
4) подготовлен краткий бизнес-план по образцу;
5) каждый член группы внёс вклад в подготовку и презентацию бизнес-плана.
ЭТАП 6. Подведение итогов игры (10 мин)
Преподаватель предлагает ответить на следующие вопросы.
1. Что вы узнали о своей финансовой грамотности, участвуя в игре?
2. Что вы поняли, чему научились лучше всего, изучая тему?
3. В чём вы испытывали трудности?
4. Какие умения в области финансовой грамотности по теме вам нужно развивать?
Преподаватель обобщает выступления, сообщая результаты своих наблюдений