Пересказ рассказа М. Пришвина "Золотой луг".
Цель:закрепление пересказа текста.
Материалы и оборудование: портрет М. Пришвина, текст рассказа М. Пришвина «Золотой луг», иллюстрация одуванчика.
Ход занятия:
Сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Взгляни на его портрет (показ). Как ты думаешь, кто это?
Это портрет русского писателя Михаила Михайловича Пришвина.
Больше всего он любил детей и природу.
Сегодня я прочитаю тебе рассказ этого писателя, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, нам подскажет загадка:
Горел в траве росистой Цветочек золотистый.
Потом померк, потух.
И превратился в пух.
(Одуванчик).
Какие слова в загадке подсказали тебе правильный ответ? Какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»? А что ты знаете об этом цветке? Посмотри на одуванчик и вспомни: «Из чего состоит это растение?».
Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг».
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.
«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
Вопросы:
- Как ты думаешь, это сказка, рассказ или стихотворение?
- Почему вы думаете, что это – рассказ? (В нём нет волшебства, там всё, как в жизни).
- О чём этот рассказ? (О природе; о золотом, зеленом луге).
- Почему рассказ называется «Золотой луг»? (Потому что весь луг был желтый, золотой).
- Почему он был весь жёлтый, золотой? (Потому что на нём много росло одуванчиков).
- С чем Михаил Пришвин сравнивает лепестки одуванчика? (Спальчиками на ладонях).
- Сможете ли ты сейчас пересказать рассказ сам? (Ребенок пробует пересказать рассказ).
Повторное чтение рассказа.
Что нового, интересного ты узнал из рассказа Михаила Пришвина? (Одуванчики очень интересные цветы, у них своя загадка, надо только ее увидеть, приглядеться).
Можно предложить ребенку нарисовать свой "золотой" одуванчик, сфотографировать его и поделиться своим рисунком с друзьями.