Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование "Зима"»
Формирование основ безопасного поведения
№ п/п | Содержание воспитательно-образовательной деятельности | Задачи |
НОД, беседы.
1. | «Зима у нас в гостях» | Знакомить с правилами безопасного поведения зимой, потенциально опасными ситуациями, способами их избегания. Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, осторожность и осмотрительность по отношению к потенциально опасным для человека ситуациям. |
2. | «Вкусный снег» | Обсудить с детьми, почему нельзя брать снег в рот, какие свойства делают его опасным, как узнать, чистый ли снег. Поддерживать познавательный интерес, формировать осознанное отношение к своему здоровью. |
3. | «Безопасность в новогодние праздники» | Формировать у детей представления о потенциально опасных ситуациях, связанных с предстоящими праздниками, подвести к пониманию правил безопасности. Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности. |
4. | «Зимние забавы» | Учить детей составлять рассказы по картинкам, пояснять, в какие игры играют дети, какими видами спорта занимаются. Формировать умение при помощи образных движений рассказывать о зимних забавах. Актуализировать и дополнить представления детей о зимних видах спорта, учить называть действия спортсменов, используемый инвентарь, познакомить с некоторыми правилами. Поддерживать интерес к спорту. |
5. | «Чтобы быть здоровым» | Актуализировать и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни, о правилах личной гигиены. Учить применять знания, при помощи педагога планировать деятельность по решению учебной задачи. Способствовать повышению осознанности выполнения гигиенических процедур, совершенствованию действий по самообслуживанию. |
6. | «В здоровом теле-здоровый дух» | Расширять представление детей о составляющих здорового образа жизни, о значении физических упражнений, об их возможностях для укрепления различных органов и систем организма. |
Игровые ситуации
1. | «Жадный медвежонок» | Помочь детям разобраться, что значит быть жадным, почему жадность считается плохим качеством, а щедрость-хорошим. Обсудить с детьми, как нужно справедливо поступать в различных ситуациях. |
2. | «Помоги себе сам» | Познакомить с правилами поведения при травмах, рассказать как нужно действовать в различных ситуациях. Предостеречь детей от попыток самостоятельно оказывать первую медицинскую помощь товарищам и самопомощь, учить обращаться за помощью к взрослым. |
3. | «Поликлиника», «Больница» | Расширять знания детей о профессиональных действиях медицинских работников, воспитывать уважение к труду. Учить объединяться в игре, распределять роли. |
4. | «Оденем куклу Катю на прогулку» | Закрепить знания предметов одежды. Формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, систематизировать представления детей о здоровье. |
5. | «Незнайке позвонил незнакомец» | Предложить детям обыграть ситуацию, оценить действия Незнайки, знакомить с моделями безопасного поведения. Обратить внимание на необходимость быть осторожными при общении с незнакомыми людьми, подвести к пониманию личной безопасности. |
Правила дорожного движения
1. | «Поможем Незнайке перейти через дорогу» | Формировать начальные представления о назначении пешеходного перехода, дорожных знаков. Знакомить детей с правила перехода через дорогу по «зебре». |
2. | «Наши помощники на дороге» | Знакомить детей с правилами безопасного поведения на дороге в качестве пешеходов, с частями улицы, устройствами, способствующими упорядочению движения. Формировать начальные представления о назначении светофора, дорожных знаков. |
3. | «Необычные машины» | Формировать у детей начальные представления о транспортных средствах, автомобилях специального назначения. |
4. | «Дорожный постовой» | Обратить внимание детей на средства безопасности. Обогащать опыт восприятия информации в образной, чувственной форме. |
5. | «Правила безопасности» | Продолжать знакомить с зимними видами спорта, учить называть представителей разных видов спорта, спортивный инвентарь. Обратить внимание на средства безопасности, потенциально опасные ситуации, возникающие в процессе катания на лыжах, подвести к пониманию правил, которые необходимо соблюдать. Учить применять двигательный опыт, имитировать различные способы передвижения на лыжах. Обогащать опыт восприятия информации в образной, чувственной форме. |
Дидактические игры
1. | «Так бывает или нет?» | Формировать у детей умение сравнивать и сопоставлять, выявлять непоследовательность в суждениях, учить отвечать на вопросы, ориентируясь на содержание и структуру вопроса. Развивать связную речь, логическое мышление. |
2. | «Что из чего?» | Организовывать применение детьми в игре знаний о геометрических фигурах, учить выявлять в изображении транспортных средств различные фигуры, называть их, собирать аналогичные конструкции |
3. | «Что к чему?» | Учить группировать объекты по заданному признаку (признакам), упражнять в сопоставлении предметов путем прикладывания к образцу. |
4. | «Раздели на группы» | Актуализировать, систематизировать и дополнять представления детей о пользе овощей и фруктов, учить применять эти знания в жизненных ситуациях. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, желание заботиться о нем. |
5. | «Когда это бывает?» | Учить детей применять в игре знания о временах года и их характерных признаках. |
Дидактические игры
№ п/п | Название игры | Задачи |
Игры по ФЭМП
1. | «Что лишнее?» | Учить детей группировать предметы по назначению, формировать умение сравнивать и сопоставлять объекты по разным признакам, делать выводы, доказывать правильность своих суждений. Развивать логическое мышление, связную речь. |
2. | «Какие фигуры?» | Учить детей выделять в контурном изображении предмета составные части, соответствующие знакомым геометрическим фигурам, воссоздавать форму предмета из геометрических фигур по образцу. Активизировать в речи и уточнить названия фигур, учить образовывать прилагательные от существительных (треугольник-треугольный). Развивать зрительное восприятие. |
3. | «Когда это бывает?» | Учить детей применять в игре знания о временах года, их характерных признаках, учить отвечать на вопросы, ориентируясь на их структуру и содержание. Активизировать в речи детей и уточнить понятия, связанные с природными явлениями, характерными для разных сезонов. |
4. | «Угадай» | Учить описывать предмет, не называя его, выделять существенные признаки, характерные действия, выражать личное отношение. Активизировать словарный запас, учить задавать вопросы и отвечать на них, вслушиваться в звучание слов. |
5. | «Угадай, что изменилось?» | Упражнять детей в определении пространственного расположения предметов относительно друг друга. Познакомить с элементарными приемами запоминания, развивать наблюдательность, активизировать словарь. |
Игры по социально-коммуникативному и познавательному развитию
1. | «Когда это бывает?» | Актуализировать и дополнить знания о временах года, Характерных для них, явлениях природы, событиях в жизни людей. Развивать связную речь, способствовать концентрировать внимание, находчивость, способность к саморегуляции поведения. |
2. | «Кто, что слышит?» | Упражнять в различении звуков, издаваемых разными предметами, учить правильно называть их, характеризовать услышанное. Развивать способность концентрировать внимание. Поддерживать хорошее настроение, способствовать профилактике эмоционального напряжения. |
3. | «Узнай дерево» | Учить детей узнавать деревья по стволу, по ветвям, их расположению, по коре, ее цвету. Активизировать в речи названия деревьев и их частей. Учить при помощи педагога придумывать задания для игры. |
4. | «Так бывает или нет?» | Формировать у детей сравнивать и сопоставлять, выявлять непоследовательность всуждениях, учить отвечать на вопросы, ориентируясь на содержание и структуру вопроса. Развивать связную речь, логическое мышление. |
5. | «Назови правильно» | Упражнять детей в классифицировании предметов по определенному признаку, учить употреблять в речи обобщающие понятия. |
Игры по развитию речи
1. | «Цветные предложения» | Закрепить названия цветов и оттенков. Активизировать словарный запас. |
2. | «Назови детеныша» | Учить называть детенышей животных, выбирать их изображения. Рассказать, как животные заботятся о своих малышах. |
3. | «Шаги» | Учить называть как можно больше слов на заданную тему по заданному количеству шагов (вежливые слова, круглое, животных и т.д.) |
4. | «Кто это?» | Знакомить с различными профессиями. Систематизировать знания детей о том, какие инструменты, атрибуты, принадлежности нужны представителям разных профессий. |
5. | «Что у тебя есть?» | Развитие связной речи, речевого дыхания, словарного запаса. |
Подвижные игры
1. | «Больше-меньше» | Учить детей понимать суть задания, упражнять в различении и сравнении величины предметов, формировать умение самостоятельно проверять правильность выполнения задания. Развивать способность концентрировать и распределять внимание. |
2. | «Горячо-холодно» | Создать условия для применения детьми знаний о растениях, произрастающих на участке, учить самостоятельно придумывать правила для игры. Развивать способность распределять внимание, формировать грамматический строй речи. |
3. | «К дереву беги» | Учить детей применять в игре умение различать деревья, растущие на участке групп дошкольного образования, быстро ориентироваться находить нужное дерево. Учить соблюдать правила игры, выступать в качестве ведущего, при поддержке педагога организовывать игру. |
4. | «Найди где спрятаться» | Учить детей осознанно выполнять правила игры, ориентироваться в пространстве, понимать слова, характеризующие взаимное расположение предметов, при поддержке педагога организовывать игру, правильно использовать наречия. |
5. | «Летает-не летает» | Учить детей применять в игре знания о предметах окружающего мира, придумывать задания для игры по разным темам. Развивать способность распределять внимание, активизировать словарный запас. |
Подвижные игры
№ п/п | Название | Задачи |
1. | «Снежки» | Учить детей при поддержке педагога организовывать знакомую игру, следить за соблюдением правил. Развивать ловкость, быстроту реакции. |
2. | «Мороз» | Учить детей при поддержке педагога организовывать знакомую игру, следить за соблюдением правил, выступать в качестве ведущего. Развивать ловкость и быстроту реакции. Упражнять детей в беге, учить передвигаться легко, ритмично по всей площадке, по сигналу принимать и сохранять позы, соответствующие заданию водящего. Учить применять двигательный опыт, развивать ловкость. |
3. | «Полярная сова и евражки» | Напомнить детям правила безопасности в коллективных играх, проводимых зимой на игровой площадке. Учить детей соблюдать правила игры, упражнять в беге. Развивать способность распределять внимание. |
4. | «Попробуй достань» | Учить детей соблюдать правила игры, выполнять игровые действия. Развивать прыгучесть, ловкость, воспитывать уверенность в себе, формировать умение настраиваться на победу. |
5. | «Два Мороза» | Предложить детям рассказать правила игры, правила безопасности, учить действовать в соответствии с игровой ситуацией, ориентироваться в пространстве. Развивать быстроту реакции, ловкость. |
Игровые упражнения
1. | «Высокие горы» | Упражнять детей в ходьбе по снежным валунам, учить сохранять равновесие. Развивать координацию движений, повышать двигательную активность. |
2. | «Зарядка Деда Мороза» | Учить детей поворачиваться в стороны, держа руки на поясе, разводя их в стороны, наклоняться вперед, касаясь пальцами рук носков ног, выполняя задание: класть и брать предметы из разных исходных положений (ноги вместе, ноги врозь). Обогощать двигательный опыт, способствовать укреплению мышц туловища. |
3. | «Скоростные самолеты» | Упражнять детей в беге с изменением темпа движения, учить использовать всю игровую площадку, избегать столкновения. Ввести практику судейства и штрафов за нарушение правил игры. |
4. | «Кто точнее?» | Упражнять детей в метании снежков в вертикальную цель правой и левой рукой, вводить в игру элементы соревнования. Развивать подвижность суставов, координацию зрительных и моторных функций. |
5. | «Перебрось снежок» | Учить детей правильно выполнять метание снежка, соблюдать правила безопасности. Развивать координацию движений, повышать подвижность суставов. |
Физические упражнения
1. | «Пингвины» | Упражнять детей в ходьбе приставными шагами, учить двигаться с изменением темпа, сопровождать ходьбу различными движениями рук. |
2. | «Скольжение по ледяным дорожкам» | Учить детей скользить по наклонной ледяной дорожке в полуприсяде. Развивать чувство равновесия, уверенность в собственных силах. |
3. | «Гимнасты» | Учить детей поворачиваться в стороны, держа руки на поясе, разводя их в стороны, наклоняться вперед, касаясь пальцами рук носков ног, выполняя задание: класть и брать предметы из разных исходных положений. Способствовать развитию и укреплению мышц спины, повышению гибкости позвоночника. |
4. | «Лови мяч» | Упражнять детей в прокатывании мяча друг другу правой и левой ногой, совершенствовать двигательные умения. Развивать ловкость, крупную моторику, способствовать формированию дружеских отношений в игре. |
5. | «Катание на санках» | Учить детей тормозить при спуске с горы в заданном месте. Напомнить правила безопасности, учить следить за их соблюдением. Воспитывать волевые качества, целеустремленность. |
Трудовое воспитание
Воспитание культурно-гигиенических навыков |
1. | «Как правильно мыть руки» | Способствовать повышению осознанности выполнения гигиенических процедур. |
2. | «Послушный нож» | Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить, правильно держать нож (конец ручки ножа должен упираться в ладонь правой руки) и пользоваться им, отрезать маленькие кусочки и брать их вилкой при помощи ножа. |
3. | «Волшебная щетка» | Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно и последовательно чистить зубы, правильно держать щетку. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, внешнему виду. |
4. | «Зеркало» | Формировать у детей осознанное отношение к своей внешности, учить обращать внимание на свой внешний вид, осуществлять самоконтроль, своевременно приводить себя в порядок. Способствовать повышению самостоятельности при выполнении элементарных действий по самообслуживанию. |
5. | «Как сидеть за столом?» | Учить детей правильно сидеть за столом, контролировать сохранение осанки, положение рук. Обсудить, почему важно сохранять правильное положение тела за столом. Знакомить детей с правилами этикета. |
Самообслуживание
1. | «Дежурство по столовой» | Учить детей аккуратно сервировать стол, действовать последовательно. Воспитывать аккуратность, ответственность, способствовать повышению самостоятельности детей. |
2. | «Уборка в групповом помещении» | Формировать у детей стремление поддерживать чистоту, порядок в групповой комнате, умение договариваться о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Способствовать совершенствованию выполнения трудовых операций, воспитанию культуры трудовой деятельности. |
3. | «Очистка инвентаря, одежды, обуви от снега» | Способствовать совершенствованию навыков выполнения детьми соответствующих трудовых операций, учить использовать различные приспособления. Формировать осознанное отношение к своему внешнему виду, воспитывать стремление быть аккуратными, опрятными. |
4. | «Реставрация книг» | Предложить детям осмотреть книги, выбрать экземпляры, нуждающиеся в ремонте, предположить, что произошло с этими книгами, какие правила обращения с ними были нарушены. Организовать работу по ремонту книг, формировать соответствующие трудовые умения. Воспитывать бережное отношение к книгам. |
5. | «Уборка игрушек» | Формировать у детей необходимые трудовые навыки, способствовать самостоятельности при выполнение поручений, учить взаимодействовать в ходе работы со сверстниками. |
Общественно-полезный труд
1. | «Сбор снега для построек на участке» | Обсудить с детьми, какие постройки можно выполнить из снега, в работе над какой постройкой хотел бы принять участие каждый ребенок, что понадобиться для создания снежных построек. Поддерживать желание трудиться, приносить пользу, учить радоваться результатам труда. |
2. | «Расчистка дорожки к дереву, утепление ствола снегом» | Обсудить с детьми назначение данной работы, формировать соответствующие трудовые умения. Поощрять стремление приносить пользу, учить рассказывать о своей работе, ее результатах |
3. | «Постройка снежной горки для куклы» | Учить детей использовать освоенные ранее навыки, самостоятельно выбирать инвентарь для работы, действовать согласованно, договариваться о взаимодействии. Формировать культуру трудовой деятельности. |
4. | Творческая мастерская «Снежные скульптуры» | Учить детей выполнять различные постройки из снега. Самостоятельно придумывать их, украшать, используя различные природные материалы. Учить детей выбирать и безопасно транспортировать к месту работы необходимый инвентарь, пользоваться детскими лопатами для уборки снега. Способствовать совершенствованию трудовых умений, воспитывать культуру труда. Развивать творческие способности, воображение, зрительное восприятие. |
5. | «Сгребание снега для поделок» | Учить детей выбирать и безопасно транспортировать к месту работы необходимый инвентарь, пользоваться детскими лопатами для уборки снега. Поддерживать желание помогать взрослым. |
Уважение к труду взрослых
1. | «Работа дворника зимой» | Расширять представления детей о труде дворника в зимнее время года, обсудить назначение отдельных трудовых операций. Предложить оказать посильную помощь, учить действовать по образцу, соблюдать правила безопасности и личной гигиены. Воспитывать уважение к труду взрослых. |
2. | «Наблюдение за посадкой и выращиванием лука», «трудовые поручения» | Формировать у детей необходимые трудовые умения, учить оказывать помощь в подготовке почвы, посадке луковицы. Предложить высказать предположения о том, как будут развиваться луковицы, обсудить, что нужно сделать, чтобы иметь возможность проследить за ожидаемым результатом» |
3. | «Наблюдение за работой медсестры» | Расширять представления детей о работе медсестры, обсудить деятельность. Соблюдать правила личной гигиены. Воспитывать уважение к труду взрослых. |
4. | «Экскурсия на кухню» | Расширять и уточнять представления детей о работе повара, других работников кухни. Активизировать в речи соответствующие понятия, формировать грамматический строй речи. Обогащать игровой и социальный опыт. |
5. | «Ремонт мебели» | Наблюдение за трудом взрослых при ремонте мебели. Обогащение представлений о их трудовых операциях. Беседа об используемых инструментах. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к вещам. |
Ознакомление с окружающим миром
№ п/п | Содержание воспитательно-образовательной деятельности | Задачи |
Ознакомление с предметным окружением |
Рассказ воспитателя |
1. | «Зимняя одежда» | Предложить детям назвать знакомые им предметы зимней одежды, учить понимать и выполнять задания педагога (подойти тому, кто одет в брюки, куртка заданного цвета и т.д.). Рассказать о назначении отдельных предметов одежды, о важности одеваться по погоде. Активизировать в речи соответствующие понятия, обогащать словарный запас. |
2. | «Почему все звучит?» | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Формировать первоначальные исследовательские интересы. |
3. | «Как сделать мыльные пузыри?» | Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку. Развивать наблюдательность. Обогащать познавательный опыт, учить делать простейшие выводы. |
4. | «Можно ли менять форму камня и глины?» | Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). Поддерживать интерес к объектам неживой природы. |
5. | «Таинственные картинки» | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. Учить подбирать условия и инвентарь для проведения эксперимента, высказывать предположения, делать выводы, развивать связную речь, обогащать словарный запас. |
Дидактические игры
1. | «Кто что делает?» | Учить детей называть словами действия, составлять загадки, в основе которых лежит перечисление характерных для загаданного объекта действий. Создавать условия для применения детьми знаний и умений, обогащать словарный запас, формировать грамматический строй речи. |
2. | «Какой предмет лишний?» | Учить детей классифицировать предметы и явления по принципу связи с определенными сезонами, учить выбирать природные объекты и явления, характерные для зимних месяцев. Развивать логическое мышление, формировать умение сравнивать и сопоставлять, обосновывать выбор. |
3. | «Какое время года?» | Учить детей соотносить описание природы в стихотворениях и анализировать элементы описания, аргументировать свой ответ. Развивать воображение, связную речь. |
4. | «Узнай по описанию» | Побуждать детей рассматривать предметы, сопоставлять названные педагогом качества с характеристиками знакомых предметов. Учить аргументировать свое мнение, пояснять почему другие предметы не могут служить отгадкой. Формировать умение составлять загадки-описания, развивать связную речь. |
5. | «Сравни по величине» | Учить детей сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте) на глаз, проверять себя различными способами. Формировать умение сравнивать предметы по двум признакам величины, учить рассказывать о ходе и результатах работы. |
Экспериментирование
1. | «Где вода?» | Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Развивать логическое мышление, любознательность. |
2. | «Подушка из пены» | Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). Развивать логическое мышление, формировать умение обосновывать выбор. |
3. | «Воздух повсюду» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. Поддерживать интерес к объектам неживой природы. |
4. | «Свет повсюду» | Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Учить использовать простейшие конструкции сравнения. |
5. | «Свет и тень» | Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Учить детей применять участие в элементарных экспериментах, понимать подбирать характеристики предметов, верно обозначать их прилагательными. |
Ознакомление с растительным миром
1. | «Рассматривание комнатных растений» | Обогащать представления детей о строении растений, познакомить с разнообразными видами стеблей, учить выделять черты сходства и различия. Развивать познавательный интерес. |
2. | Рассматривание, познавательный рассказ «Травы зимой» | Продолжать знакомить детей с изменениями в природе, происходящими в разное время года. Предложить аккуратно раскопать снег, рассмотреть траву, обратить внимание на то, что трава высохла, она темно-желтая или коричневого цвета. Рассказать, что корни травы перезимуют под снегом, и весной она снова начнет расти. |
3. | Сравнительное наблюдение, познавательный рассказ «Деревья и кустарники зимой» | Продолжать знакомить детей с изменениями в природе, характерными для зимы. Предложить рассмотреть деревья и кустарники, обратить внимание на характерные особенности состояния растительного мира зимой, учить сравнивать внешний вид растений в зимний период, летом, осенью. Познакомить с правилами поведения, безопасного для человека и природы, формировать основы экологической культуры. |
4. | Рассматривание шишек и семян ели. | Познакомить детей с внешним и внутренним строением еловой шишки, предложить рассмотреть строение семян. Рассказать о назначении семян,о том, что они являются пищей для птиц. Поддерживать познавательный интерес, формировать начала экологической культуры. |
5. | Рассматривание «Ель зимой» | Предложить детям рассмотреть ель, ее снежный наряд, обсудить, почему ель не сбрасывает на зиму листья, от чего предохраняет ель большой сугроб, расположенный под нижними ветвями. Поддерживать познавательный интерес, обогащать словарный запас. |
Ознакомление с животным миром
1. | Чтение рассказа Г.Скребицког и В.Чаплиной «Как белочка зимует?» | Систематизировать и дополнить знания детей о зиме, рассказать, как готовятся к зиме и зимуют белки. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию рассказа. |
2. | Дидактическая игра «Кто, где?» | Организовать применение знаний о животных, местах их обитания. |
3. | Рассматривание сюжетных картинок по теме «Домашние животные» | Актуализировать и дополнить представления детей о строении и жизнедеятельности домашних животных. Учить составлять описательный рассказ, отвечать на вопросы, ориентируясь на их структуру и содержание, формировать грамматический строй речи. |
4. | Рассматривание альбома «Птицы» | Продолжать знакомить детей с зимующими птицами, учить узнавать и называть их. Расширять и систематизировать представления о жизни птиц зимой. Учить отвечать на вопросы по сюжетным картинкам, называть действия птиц, описывать их внешний вид. |
5. | Распознающее наблюдение «Галки зимой». Кормление. | Расширять представления детей о зимующих птицах, учить узнавать галку, называть отличительные особенности ее внешнего вида, характерные действия, описать повадки. Обсудить почему птицам зимой трудно находить себе корм, чем опасна нехватка корма, как мы можем помочь птицам, позаботиться о них. Учить чистить и наполнять кормушки, выбирать место для подкормки птиц. |
Ознакомление с природными явлениями.
Наблюдение |
1. | Сравнительное наблюдение «Природа зимой» | Продолжать знакомить детей с зимними явлениями природы, учить правильно называть их. Предложить продолжить предложения, характеризующие изменения. Формировать представления о назначении наблюдений, учить находить ответы на вопросы, передавать результаты работы в речи |
2. | Распознающее наблюдение «Оттепель» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды, обратить внимание на изменения, которые происходят с ней при изменении температуры. Учить выявлять простейшие причинно-следственные связи, делать выводы. |
3. | Работа с календарем природы | Уточнить представления детей о наступившем времени года, учить называть признаки зимы. Активизировать в речи и уточнять понятия, связанные с природными явлениями в живой и неживой природе, характерными для зимы. |
4. | Сравнительное наблюдение «Солнце зимой» | Продолжать знакомить детей с объектами неживой природы, учить видеть изменения, связанные с положением солнца в различные сезоны года. Подводить к пониманию связи между положением солнца на небосклоне, длиной дня и температурой воздуха. |
5. | Сравнительное наблюдение «Зимняя одежда» | Продолжать знакомить детей с особенностями разных времен года, изменениями в жизни людей. Предложить рассказать, как одеты люди, активизировать знания об одежде, которую носят осенью, учить сравнивать аналогичные предметы зимней и демисезонной одежды, устанавливать связи между состоянием погоды и выбором одежды. |
Сюжетно-ролевая игра
№ п/п | Содержание воспитательно-образовательной деятельности | Задачи |
1. | «Путешествие»: сюжет «Поездка к Деду Морозу» | Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр, используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. Учить объединяться в небольшие подгруппы, распределять роли, обсуждать сюжет предстоящей игры. Развивать творческие способности, фантазию |
2. | Предварительная работа к сюжетно – ролевой игре «Семья» «Чтение сказки М.Москвиной «Что случилось с крокодилом?», дидактическая игра «Угощение для кукол», конструирование из бумаги «Коврик» | Развивать интерес детей к литературе, учить высказывать суждения о прочитанном, рассказывать о действиях героев, отвечать на вопрос, стоящий в заглавии сказки. Обсудить, как крокодил заботился о птенце. Развивать связную речь, воображение. Учить понимать игровую задачу, выполнять на ее основе игровые действия. Учить работать по графической инструкции, самостоятельно выбирать необходимые материалы, действовать по образцу. |
3. | «Магазин»: сюжет «Выбираем подарки к празднику» | Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов. Выявить уровень самостоятельности при постановке игровых задач. |
4. | Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Детский сад»: экскурсия «Как детский сад готовиться к Новому году», лепка из пластичной массы «Елочные игрушки», компьютерная презентация «Кто работает в детском саду» | Обогащать представления детей о праздничных традициях, о работе детского сада, учить правильно называть помещения. Продолжать знакомить с профессиями работников детского сада, рассказать о выполняемой ими работе, о значении их труда. Предложить изготовить елочные игрушки для украшения различных помещений, совершенствовать умение лепить из пластической массы, закреплять приемы лепки, освоенные ранее. Развивать воображение, зрительное восприятие, мелкую моторику рук. Способствовать обогащению сюжету игры новыми ролями. |
5. | «Салон красоты» сюжет «Подготовка к празднику» | Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр, используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. Способствовать совершенствованию умения объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Развивать умения подбирать предметы и атрибуты для игры. |
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
№ п/п | Содержание воспитательно-образовательной деятельности | Задачи |
Гендерное воспитание
1. | Мы растем | Продолжать знакомить детей с понятиями, обозначающими пол и возраст человека. Формировать первичные гендерные представления. Формировать положительное отношение к себе. Воспитывать у детей чувства симпатии к сверстникам разного пола. Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности. |
2. | Человек и его поступки | Способствовать проявлению потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых как образцы своего поведения. Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности, конкретизировать первоначальные представления о себе. |
3. | Настоящие мальчики и девочки | Способствовать становлению полоролевой социализации детей. Развивать стремление соответствовать адекватным полу образцам мужественности и женственности. Дифференцировать первоначальные представления о качествах настоящих мальчиков и настоящих девочек. Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности. |
4. | Разное настроение | Содействовать нравственному развитию детей. Способствовать проявлению сопереживания, сочувствия, сострадания, стремления помочь игровым и литературным персонажам. Учить проявлять элементарные способы взаимодействия, адекватные эмоциональным состояниям сверстников разного пола, игровым персонажам. Формировать дифференцированные представления о различных эмоциональных состояниях, об адекватных способах разрешения конфликтных ситуаций. |
5. | Внешние различия мужчин и женщин | Способствовать нравственному развитию и полоролевой социализации детей. Обогащать первоначальные представления о внешних проявлениях мужчин и женщин, способствовать стремлению быть похожими на настоящих мужчини женщин. Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности. |
Семья
1. | Семейные праздники | Формировать эмоционально-положительное отношение к близким людям. Обогащать первоначальное представление детей о праздниках, особенностях подготовки к ним. Способствовать проявлению заботы, любви по отношению к членам семьи. Обучать способам заботы к членам семьи. |
2. | Моя семья | Формировать эмоционально-положительное отношение к близким людям. Формировать элементарные представления о членах семьи, как о людях разного пола, возраста, объединенных родственным началом. Обогащать первоначальные представления о функциях людей разного пола и возраста в семье. Воспитывать чувство сопричастности к общим делам своей семьи. Обучать способам проявления заботы к членам семьи. |
3. | Такие разные интересы | Формировать положительное отношение к близким людям. Обогащать первоначальные представления детей о доминирующих интересах родственников разного возраста и пола. Способствовать возникновению желания заботиться о близких родственниках. Обучать детей способам проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи. |
4. | Этикет и взаимоотношения в семье | Содействовать нравственному развитию. Обогащать первоначальные представления детей об отдельных нормах и правилах поведения в семье. Способствовать возникновению желания заботиться о близких людях. Обучать детей способам проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи. |
5. | Дети и их права | Способствовать нравственному развитию детей. Обогащать первоначальные представления детей о личных правах человека. Продолжать развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека. Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности |
Детский сад
1. | Взаимоотношения между детьми | Обогащать первоначальные представления о правилах взаимоотношений с детьми в группах дошкольного образования. Способствовать проявлению чувства любви и привязанности к сверстникам. Обучать способам проявления заботы, доброжелательного отношения к сверстникам. |
2. | «Что можно дома и нельзя в детском саду?» | Формировать начала социокультурных компетенций. Учить детей отражать в игре определенные действия с предметами, человеческими отношениями. Обогащать первоначальные представления детей о группах дошкольного образования. Способствовать применению детьми накопленных ими знаний, формированию опыта выполнения типичных социальных ролей. |
3. | Кто работает в детском саду | Формировать эмоционально-положительное отношение к работникам групп дошкольного образования. Обогащать первоначальные представления детей о деятельности взрослых. Воспитывать бережное отношение к процессу и результату труда работников. Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности. |
4. | Территория детского сада | Формировать эмоционально-положительное отношение к результатам труда работников групп дошкольного образования. Обогащать первоначальные представления детей об участке групп дошкольного образования. Воспитывать бережное отношение к процессу и результату труда взрослых. Актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности. |
5. | Человек и природа | Формировать эмоционально-положительное отношение к природе. Формировать дифференцированные представления о домашних животных, учить устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к животным. Актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой, музыкальной деятельности. |
Родная страна
1. | Мое любимое село | Формировать патриотические чувства. Формировать первоначальные представления о родном селе, его дне рождения, главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках. Способствовать проявлению интереса к информации о родных местах, стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности. |
2. | Мы заботимся о родном селе | Формировать первоначальные представления о необходимости поддержания чистоты и порядка в родном селе. Побуждать потребность в поддержании красоты родного села, стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности. |
3. | Наша страна – Россия | Формировать первоначальные представления о родной стране, ее названии, столице. Способствовать проявлению интереса к информации о родной стране, стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности. |
4. | Как жили люди раньше | Развивать бережное, уважительное отношение к результатам труда человека. Конкретизировать представление детей о развитии цивилизации человека. Способствовать проявлению интереса к информации о развитии цивилизации человека, стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности. |
5. | Труд русских людей | Формировать положительное отношение к труду русских людей. Формировать первоначальные представления об основных видах традиционного труда. Учить устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к труду. |
Список литературы для чтения детям второй младшей группы
Русский фольклор
«Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца»,;«Лиса и заяц», «У страха глаза велики», «Теремок».
Русские народные сказки«Колобок», «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца»,;«Лиса и заяц», «У страха глаза велики», «Теремок».
Фольклор народов мира
Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» «Что за грохот», латыш.; «Купите лук…», шотл.; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» чеш.
Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., «Два жадных медвежонка», венг «Упрямые козы»,
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. – Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака
Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Плещеев. «Осень наступила…», Пушкин «Ветер, ветер, ты могу…»; Маршак «Где обедал воробей», «Сказка об умном мышонке»;
Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»;