Педсовет «Направления воспитательной работы в школе искусств» Подготовила Худякова С.Ю. 08.01.2014г.
Цель: определить основные направления воспитательной системы школы.
План работы:
Выступление завуча ВР Худяковой С.Ю. Обзор нормативных документов РК по направлениям воспитательной работы.
Выступления групп преподавателей. Раскрыть понятия направлений воспитательной работы, проанализировать работу в школе по направлениям.
Выявить основные направления воспитательной работы школы.
По 1-му вопросу выступает завуч ВР Худякова С.Ю.
Чтобы проводить воспитательную работу в школе, необходимо опираться на документы, в которых отражаются основные цели и задачи, направления деятельности на ближайшие годы.
Для нашей школы такими документами являются Закон об образовании, Концепция воспитания в системе непрерывного образования РК, Государственная программа развития образования в РК на 2011 – 2020 годы, районная программа «Воспитание».
Районная программа «Воспитание» строится по следующим направлениям:
- политическая и правовая культура
- патриотическое воспитание
- духовно – нравственное воспитание
- культура здоровья и здорового образа жизни
- социальное воспитание
Концепция воспитания в системе непрерывного образования РК была принята в 2009 году и отражает социальный заказ государства на «воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны».
В Концепции ставится цель воспитания – создание оптимальных условий для становления, развития и самореализации личности как гражданина и патриота Республики Казахстан, будущего специалиста, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству. Так же в документе говорится о задачах, подходах, принципах, направлениях воспитательной работы.
Сегодня мы подробно поговорим о направлениях воспитательной работы.
Начать я хочу с цитаты из Государственной программы развития образования в РК на 2011 – 2020 годы.
«Результаты социологических исследований показывают несформированность ценностных ориентаций и патриотических чувств школьников. Политической жизнью страны интересуются только 16% учеников. Хотят жить на родине – 30%, за границей – 47%». Государственная программа – это подробный план модернизации образования в РК, где все подсчитано до ученика, преподавателя, количество школ, расписана каждая тенге. В этой программе есть один абзац, посвященный направлению воспитательной работы. «Основными направлениями воспитательной работы являются идеологическое воспитание, формирование общественного сознания, морали, культуры и мировоззрения, гражданской социальной активности и патриотизма».
Вам было предложено проработать каждое направление в группе, проанализировать свою работу по какому-либо направлению. Давайте с гражданско-патриотического воспитания и начнем.
Сорокина Ю.В., Алибаева А.К. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся, включающее в себя историко-краеведческое, военно-патриотическое, социально-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое воспитание.
Основная задача государственной политики в области воспитания это воспитать гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества. В этой связи приоритетным направлением воспитательной работы, проводимой в учреждениях образования должно быть формирование у подрастающего поколения социального оптимизма и гражданской зрелости. Воспитание уважения и преданности своей Родине, глубокое разъяснение понятия конституционного долга гражданина, сущности внутренней и внешней политики - важнейшая цель воспитательной деятельности в современных условиях. Педагогам в процессе гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи важно уметь расширить ее интересы, показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны. (включение в репертуар произведений каз.нар, участие детей в мероприятиях, посвященных национальным праздникам, изучение традиций и обычаев народов Казахстана, тестирование «Я – толерантный человек»)
Росина Е.А. Духовно-нравственное направление. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.
Духовный - …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля. (В.И.Даль «Толковый словарь»)
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»). (классные часы и беседы на уроке по этике, анализ стиля общения и поведения учащихся, определение уровня воспитанности)
Силантьева Е.А. Семейное воспитание. Оказание помощи семье в воспитании детей;
Психолого-педагогическое просвещение семей;
Коррекция семейного воспитания;
Организация досуга семьи;
Знакомство с нормативно-правовой документацией по защите прав ребёнка.
Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются следующие:
изучение семей и условий семейного воспитания;
пропаганда психолого-педагогических знаний;
активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;
обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания;
знакомство с правами и обязанностями родителей и детей.
(родительские собрания, анкетирование родителей, поощрение родителей за активное участие в жизни класса)
Садова Е.В. Самопознание и саморазвитие личности. Самопознание личности — это изучение себя как части природы, выражения своих биологических особенностей и потребностей, это понимание себя как части социума, это осознание себя и как морального и духовного феномена. Адекватно познать себя, угадать свою силу — дело непростое. В человеке очень много запрограммировано мудрой природой. И важно знать, понять задатки, склонности, способности каждой личности, чтобы помочь самоопределению, самореализации, самопознанию. Синонимами самопознания являются саморазвитие, личностный рост, самосовершенствование, самореализация.
Первый этап – первичное самопознание – знакомство человека с самим собой через других, окружающих его людей. Человек познаёт другого и в этом случае тот выступает для него как объект наблюдения, изучения, познания. Познание и самопознание неразделимы. Ребёнок начинает познавать самого себя через сравнение с другими. Часто друзья, одноклассники, родители, социум являются объектами наблюдения, изучения, познания. Так начинается самопознание. Самопознание осуществляется через отношение данного человека к другим людям.
При сравнении себя с другими учащиеся ориентируются на положительные образцы, так как только они способны стимулировать развитие личности. Здесь можно вспомнить о роли учителя, который каждый день находится рядом с ребёнком и подаёт положительный или, к сожалению, отрицательный пример. Своеобразие видения учителем каждой конкретной личности зависит от того, насколько он сам сформирован как субъект труда, общения и познания. Опытный учитель методы изучения превращает в средство самопознания. Анкеты, интервью как методы самопознания помогают воспитанникам задуматься о себе, оценить себя. Самонаблюдение обеспечивает информацию о самом себе в различных видах деятельности и отношений. Она складывается из самовосприятия своих качеств и особенностей, помогает узнать слабые и сильные стороны.
Самоанализ помогает вскрыть причинно- следственные связи полученной о себе информации. Самоанализ должен быть направлен на конкретные проявления личности в окружающем мире и тем самым развивать её активность.
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. Самооценка завершает определённый этап самопознания. Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она является основой выработки устойчивых критериев оценки своего поведения и отношений. Умение объективно оценивать себя, свои возможности является мощным фактором развития личности. (самооценка функциональной грамотности, карта личностного развития, дневник достижений)
Иванова Е.В. Формирование индивидуальных качеств личности.
К социально-значимым качествам личности, под которыми мы понимаем качества, способствующие решению общественно значимых задач, становлению личности как гражданина и формирующиеся наиболее эффективно в условиях ученического самоуправления, относятся: организованность, самостоятельность, общественная активность, социальная инициативность, ответственность, коммуникабельность.
Социально - значимые качества определяют личностное в человеке. Человек влияет на других людей, и они влияют на него. Каждый человек напрямую зависим от общества, в котором он живет. Таким образом, социально-значимые качества - это качества, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем, которые не даются человеку от природы и не является его генетическим достоянием или особенностью. Формирование социально-значимых качеств личности происходит в течение всей жизни в процессе взаимодействия с другими людьми путем усвоения и присвоения индивидом общественно выработанного опыта. Человеку необходимо приобрести знания о нормах и ценностях, принятых в обществе, и пережить или прожить различные ситуации взаимодействия, только тогда опыт будет приобретен человеком.
Социально-значимые качества личности проявляются в ее действиях, поступках и отношении к другим людям. По этим проявляющимся во вне поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных).
Бутурлина Ф.М. Формирование коммуникативной культуры. (исследовательские проекты, участие в школьных мероприятиях, изучение адаптации учащихся к школе)
Авагян Г.С. Экологическое воспитание.
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно — это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода — морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. В результате – оторванные крылья, затем ноги или живьём наколотая бабочка на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.
В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято.
«экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
- знать природу своего родного края, а именно:
- местные природные условия
- природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д. и т.п.;
- местные, охраняемые природные объекты;
- животных местной фауны;
- местных птиц;
- видов рыб местных водоемов;
- лекарственные растения местной флоры;
- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.
Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной
деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным.
Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы. (беседы на уроке об окружающей среде, сочинение сказок о природе)
Журавлева И.Б. Эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание это - воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни. Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности школьника, а именно:
эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами;
знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;
овладение культурным наследием прошлого, отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства;
степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира;
мера причастности к художественному творчеству, практическое участие в создании прекрасного в жизни;
потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности. (посещение выставок, концертов, музеев)
Сидорова О.В. Физическое и формирование зож. (диагностическая карта, беседы с родителями по проблеме укрепления здоровья детей)
Богужа Е.С. Трудовое воспитание
Труд является, пожалуй, одним из главных средств развития психики и нравственных установок личности. Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребёнок отвлечёно от труда. Трудовое воспитание в школе предполагает следующие задачи:
Формирование у школьников позитивной установки по отношению к труду, и восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни;
Воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности;
Развитие потребности в творческом труде и стремления реализовывать свои знания на практике;
Формирование основ умственного и физического труда;
Вооружение школьников разнообразными умениями и навыками.
трудового воспитания есть содержательная основа, которая в себя включает два вида труда – учебный труд и общественно-полезный.
Учебный труд предполагает умственный и физический. Умственный труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости, целеустремлённости. Если ребёнок привык к умственному труду, это отразится и на положительном опыте физического труда.
Физический труд в школьной программе представлен в работе учащихся в учебных мастерских и на пришкольном участке.
Общественно-полезный труд организуется в интересах каждого ученика и всего школьного коллектива. Это и труд по самообслуживанию в школе и дома, бытовой труд дома, уход за школьными насаждениями, летний труд на полях и в стройотрядах, тимуровскую работу.
Единственный конструктивный метод помочь ребятам полюбить труд и чувствовать свою потребность в нём – отсутствие формализма в организации трудовых мероприятий и творческих подход. Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. И эти слова должен знать и понимать каждый школьник. (подготовка рабочего места, план домашних занятий)
Ершова Л.В. Профессионально-творческое воспитание (концерты, фестивали, творческие проекты, портфолио, конкурсы)
Бурлягина Е.Г. Развитие интеллектуальной культуры.
Одновременно с презентациями направлений, мероприятий, проводимых в школе по направлениям, преподаватели добавляют свои мероприятия.
После анализа всех направлений – выбираем те, которые наиболее приемлемы в нашей школе. Возможно, соединить несколько в одно направление. Были выбраны следующие направления:
гражданско-патриотическое воспитание
духовно-нравственное воспитание
семейное воспитание
физическое воспитание
профессионально-творческое воспитание
Резолюция:
Педагогическому коллективу школы (классным руководителям) в течение третьей четверти систематизировать мероприятия и виды деятельности учащихся по направлениям воспитательной работы в классе.