СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пищеварительная система.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности строения пищеварительной системы человека

Просмотр содержимого документа
«Пищеварительная система.»

Тема урока: « Пищеварение в желудке»

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день

принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза

и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание

мое растет. . Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я

готов к работе. Я работаю.( музыка звучит 0,5 минуты)

Этапы урока


Деятельность учащихся

Мотивация




Активизация знаний



Проблемный вопрос: зачем надо познать изнутри самого себя? Вы хотите быть здоровыми?

Что для этого нужно?



Какая система органов обеспечивает питательными веществами и энергией


Почему п.с. состоит из множества отделов?



(Задания на листах)

1.Расставьте в правильной последовательности органы пищеварительного канала:

Глотка, рот, желудок, пищевод, двенадцатиперстная кишка, прямая кишка, толстый кишечник, тонкий кишечник.

2. Из общего списка подчеркните пищеварительные железы:

Млечные, слюнные, потовые, поджелудочная железа, печень, сальные

3. Выберите какой процесс не происходит с пищей в ротовой полости:

Измельчение, перемешивание, определение вкуса, всасывание, переваривание углеводов, обеззараживание

4. Какой фермент расщепляет углеводы:

Протеаза, пепсин, химозин, амилаза, липаза


-знания






(Отвечают на вопросы)

Пищеварительную


-Устроены по разному

-Выполняют разные функции




(выполняют задание)



Отвечают



(Решение проблемных задач)

1.Объясните поговорку «Большой кусок рот разорвёт, а малый досыта накормит»

2. Почему многие стоматологи считают, что причина кариеса - сладости? Объясните как это происходит?


Высказывают свои предположения



Демонстрирует 1 ученик опыт, подтверждающий разрушения эмали зубов под действием кислоты

Планирование.

Постановка целей и задач

После пребывания во рту по пищеварительному каналу смоченная, измельченная, обработанная ферментами пища попадает в следующий отдел, где происходит новый этап обработки. Что это за отдел?

Какова же тема нашего урока?


Что хотели бы мы узнать об этом отделе?






Где мы сможем получить информацию?






Желудок




- Пищеварение в желудке

(Высказывают сои версии)

-Как устроен желудок

-Как пища там переваривается

-Что за вещества расщепляются

-Как помочь органу справляться с этой функцией



-В тексте учебника, доп источниках





Время нахождения пищи

отделы

объём

строение

Что переваривает

ферменты

Среда

(кислая, щелочная , ней тральная)

2-8 ч.

Входная часть( пищеварительный сфинктер) и пилорическая, 2 края малая и большая кривизна

1-1.5л

В зависимости от принятой пищи

4 слоя:

Слизистый

Подслизистый

Серозный

Мышечный( продольные, кольцевые, косые)


В верхней части 30

мин- углеводы в нижней белки

Протеаза

Химозин.

Пепсин,

Желати-наза


Кислая

НCL



Практическая деятельность

Прочитайте п.34 и дополн.материал, заполните соответствующие графы опорного конспекта.

Работа с рисунком


Почему мышцы в желудке так расположены?


Если вы съели суп, вся ли пища задерживается в желудке?

А молоко?



Верно ли высказывание попил молока?


А как правильно?



Как устроена слизистая оболочка желудка?








Каков состав желудочного сока?











Какую роль ещё выполняет соляная кислота?


Как же объяснить, что всё же люди заражаются холерой? С каким заболеванием ЖКТ больше этому подвержены?


А какие последствия бывают при повышенной кислотности?

Для поддержания организмы мы делаем зарядку


КАК вы думаете ЕСТЬ ли Упражнения для пищеварительной системы?

Так какие же превращения происходят с пищей под действием желудочного сока?

Предложите как можно провести исследование?


Т.к. Опыт длителен

Заполняют таблицу (см. выше)



Высказывают предположения


- такое расположение обеспечивает перемешивание и передвижение пищи в желудке


- нет, только твердая


- нет, молоко всё задерживается в желудке


- молоко – еда


- поел молока



Слизистая желудка- 1см2-100 желёз



Главные кл. добавочные

обкладочные


ферменты слизь СНL



используют данные таблицы

-пепсин,СНL- расщепляют белки

-липаза- молочный жир

-химозин- створаживает молоко( у детей питающихся грудным молоком)

-желатиназа-расщепление хрящей






- антибактериальное вещество

(холерный вибрион погибает через 10-15 мин.)



- пониженная кислотность





- изжога




ФИЗКУЛЬТМИНУТКА



Предполагают материалы и условия опыта




Один из учащихся заранее проделывает опыты и знакомит с результатами остальных.


Слушают и записывают вывод

ВЫВОД: В желудке начинают перевариваться белки в кислой среде при температуре 37С0

Итоги урока

Как выдумаете, знания, полученные по данной теме пригодятся в повседневной жизни?

Давайте вместе решим следующие жизненные ситуации.

1.Почему у людей, питающихся теплой пищей реже болит желудок?





2. Почему вредны большие перерывы в приёмах пищи?




Наверное стоит подумать тем кто не ест в школе, к каким последствиям это может привести?


3. Что такое изжога ?




Какие факторы могут её спровоцировать?


На столе несколько продуктов. Выберите те, которые могут спровоцировать изжогу?


4. Есть ли доля истины в том , что молоко полезно только для детей?


Все ли вопросы смогли разобрать? Скорее – нет. Для получения дополнительной информации необходимо обратиться к доп. Источникам


Оценка работы учащихся

Возможные варианты ответов







- Боль в желудке возникает от того что пища не полностью расщепилась. Для её расщепления необходимы ферменты, а они активизируются только при температуре тела.


- человек съедает сразу большое количество еды. что ухудшает пищеварение( не хватает ферментов и пища долго задерживается в желудке)





- заброс кислоты в пищевод

- отсутствие слизи ,ослабление пищеварит. сфинктера


-жареное, солёное, острое



-шоколад, выпечка, кофе, чай




-да у взрослых почти нет химозина


Рефлексия


Как вы считаете, знания, полученные на уроке, связаны с вашей жизнью и здоровьем? Помогут ли они принять вам правильное решение?

Поднимают цветные кружки

Красные –да

Зелёные –возможно

Жёлтые -нет

Д/З

Прочитайте П.33 Придумайте з2-3 задания с неправильными действиями ,приводящими к нарушению пищеварения


Известный американский пропагандист здорового образа жизни Поль Брэгг

в одной из своих книг писал:

«Человек по своему неблагоразумию в еде, питье умирает, не дожив и

половины той жизни, которую мог бы прожить. Он потребляет самую трудно

перевариваемую пищу, запивая ее ядовитыми напитками, и после этого

поражается, почему не доживает до ста лет»