МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОеУЧРЕЖДЕНИЕ «ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» |
ПИЩЕВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПОПУЛЯЦИЯМИ |
Методическая разработка урока с использованием кейс-технологии Экология |
|
Разработала Зангионова Л.С. |
|
Кейс-технология – это образовательная технология, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов) учебно-методических материалов, предназначенных для изучения, в печатном или электронном виде.
Основные этапы реализации кейс-технологии:
Подготовка учителем методического ресурсного обеспечения по изучаемой теме и предоставление его каждому обучающемуся.
Планомерная и последовательная отработка содержания темы, предполагающая и самостоятельное изучение учениками отдельных вопросов, и работу в классе, и индивидуальные консультации.
Обязательное обобщение изучаемой темы, выявление пробелов в знаниях обучающихся и их устранение.
Диагностика по окончании изучения темы или раздела.
Использование кейс-технологии позволяет обеспечить:
индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счёт предоставления обучающимся возможности изучать материал в соответствии со своими способностями;
контроль и диагностику результатов учебной деятельности;
создание условий для самоконтроля и самокоррекции знаний обучающихся;
организацию выполнения тренировочных упражнений в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки;
визуализацию учебной информации с помощью наглядного представления на экране явлений и процессов, в том числе тех, которые невозможно наблюдать в реальном мире;
формирование культуры учебной деятельности обучающихся.
Состав кейса для ввода в учебную тему:
Содержание темы.
Методические указания к самостоятельному изучению материала.
Требования к знаниям и умениям по теме.
Перечень видов самостоятельной деятельности на уроке.
Список научно-популярной литературы.
Состав кейса для формирования практических умений:
Тематика практических занятий.
Технологические карты (инструкции) для выполнения заданий.
Критерии оценки выполнения практических заданий и экспериментальных умений.
Рекомендации по защите практических заданий, работе над проектом, составлению аннотации.
Состав кейса для анализа учебных результатов:
Содержание темы.
Описание уровней усвоения изучаемой темы и сформированности умения применять полученные знания.
Перечень видов затруднений.
Расписание консультаций, обеспечивающих ликвидацию затруднений.
Виды уроков, проводимых с использованием кейс-технологии:
Уроки формирования знаний (лекции, комбинированные и интегрированные уроки).
Уроки формирования умения применять знания (практикумы, семинары-практикумы, уроки промежуточного контроля).
Уроки обобщения и систематизации знаний и умений (конференции, исследования, беседы, защиты, проектов, ролевые игры).
Уроки контроля знаний и умений (тестирование, тематические контрольные работы и зачёты).
Формы практической деятельности обучающихся на уроках с использованием кейс-технологии:
Самостоятельное изучение информационной базы (учебной литературы, справочников, электронных учебников, глоссария, поисковых систем).
Самостоятельное решение задач.
Выполнение упражнений и практических заданий по технологическим картам.
На уроке используется мультимедийная презентация «Пищевые взаимодействия между популяциями» (см. приложение 1).
Оборудование: 1) персональный компьютер (рабочее место учителя),
2) мультимедийный проектор,
3) демонстрационный экран,
4) ноутбуки (рабочие места обучающихся).
Цели урока:
Обучающиеся знают понятия «продуценты», «консументы», «редуценты», «детрит», «детритофаги», «хищничество», «трофическая цепь», «экологическая пирамида», «всеядность»; знают виды трофических цепей; формулируют правило «десяти процентов» и закон однонаправленности потока энергии в биосфере.
Обучающиеся соотносят живые организмы с определёнными трофическими уровнями; приводят самостоятельные примеры живых организмов, являющихся продуцентами, консументами различных порядков, редуцентами, детритофагами, хищниками, всеядными существами.
Обучающиеся составляют трофические цепи из предложенного набора живых организмов, определяют виды трофических цепей.
Обучающиеся решают экологические задачи на применение правила «десяти процентов» и закона однонаправленности потока энергии в биосфере.
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя о порядке работы обучающихся на уроке. Обучающиеся работают в группах постоянного состава (парах).
Самостоятельная работа обучающихся с глоссарием.
ГЛОССАРИЙ (текстовый документ в ноутбуке)
Продуценты – это живые организмы, самостоятельно производящие органические питательные вещества из неорганических. К ним относятся растения, автотрофные микроорганизмы.
Консументы – это живые организмы, потребляющие органические питательные вещества, созданные продуцентами. К ним относятся животные.
Различают:
консументов 1-го порядка, питающихся продуцентами (травоядных),
консументов 2-го порядка, питающихся консументами 1-го порядка (хищников),
консументов 3-го порядка, питающихся консументами 2-го порядка (крупных хищников).
Редуценты – это живые организмы, разлагающие органические питательные вещества, накопленные консументами, до неорганических (CO2 и H2O). К ним относятся грибы и часть микроорганизмов.
Детрит – это мёртвое органическое вещество (умершие живые организмы, продукты жизнедеятельности организмов).
Детритофаги – это живые организмы, питающиеся детритом (падальщики).
Трофическая цепь – это последовательность живых организмов, объединённых процессом питания.
Различают:
продуцент → консумент 1-го порядка → консумент 2-го порядка → консумент 3-го порядка (пример: лист берёзы → гусеница → чёрный дрозд → лесная куница);
детрит → детритофаг → консумент 2-го порядка → консумент 3-го порядка (пример: навоз → жук-навозник → славка → ястреб);
живой организм-хозяин → паразит → паразит-паразит (пример: корова → печёночный сосальщик → бактерии).
Правило «десяти процентов»:
При переходе с каждого предыдущего трофического уровня на последующий усваивается не более 10 % энергии.
Хищничество – это способ питания, при котором живой организм выслеживает добычу, охотится на неё, убивает и съедает (амурский тигр, куница, ястреб-стервятник и др.).
Всеядность – это способ питания, при котором живой организм способен питаться разнообразной пищей (серая крыса (пасюк), бурый медведь и др.).
Закон однонаправленности потока энергии в биосфере:
Энергия в экосистеме необратимо переходит от продуцентов к консументам 1-го, 2-го и 3-го порядков, а затем – к редуцентам, при этом большая часть энергии рассеивается в биосфере или расходуется на дыхание.
При изучении глоссария обучающиеся пользуются мультимедийной презентацией в ноутбуке.
Выполнение обучающимися заданий на составление трофических цепей и определение их вида:
Составить пищевые цепи из следующих организмов и определить их виды:
Человек, пшеница, карась, мучной червь.
Дождевой червь, растительный опад, лисица, землеройка.
Колорадский жук, человек, цесарка, картофель.
Волк, кора осины, заяц.
Аскарида, бактерии, человек.
Ответы:
Пшеница → мучной червь → карась → человек (цепь выедания).
Растительный опад → дождевой червь → землеройка → лисица (цепь разложения).
Картофель → колорадский жук → цесарка → человек (цепь выедания).
Кора осины → заяц → волк (цепь выедания).
Человек → аскарида → бактерии (паразитическая цепь).
Выполнение обучающимися проблемных заданий для контроля креативных компетентностей по изученной теме.
Карл Линней писал: “Рассмотрев уставы естества, во-первых, постигаем, что растения суть первые, самые многочисленные и главнейшие на Земле жители, но что насекомые и другие животные начальствуют над ними, над коими также предпоставлены и другие хищные твари, и что они опять также подлежат своим начальникам, коих ещё и тех менее находится”. Какие идеи современной экологии предвосхитил в своём высказывании Линней?
Какая масса листового опада должна быть переработана дождевыми червями, чтобы их общая масса возросла на 100 г?
Из зёрен пшеницы была произведена мука общей массой 2 000 т. 0,1 % всей муки было съедено мучными червями на складах. Каков общий прирост массы тел людей, питавшихся в течение года мясом кур, съевших мучных червей, выросших на складах муки?
Известный российский журналист Василий Песков в одном из своих очерков о природе охарактеризовал медведя следующим образом: «Он может щипать, как корова, траву (и весной, главным образом, это и делает), но может завалить лося, лошадь, корову, хотя чаще охотится на мышей, прихлопывая их лапой. Любимое его лакомство – муравьи… Не пройдёт медведь и мимо глухариной или тетеревиной кладки яиц, лакомством для него являются овёс, практически все фрукты – ягоды. И мёд, конечно! Груши, яблоки, абрикосы медведь отряхивает с деревьев ударом лапы либо забирается прямо на дерево и там пирует. Не гнушается медведь и падалью». Как называется тип питания, характерный для медведя? Как и почему этот тип питания влияет на ареал распространения вида медведей в природе?
Тест для самопроверки:
А 1. В трофической цепи «листовой опад-----дождевой червь-----курица-----человек» курице соответствует трофический уровень…
1) консументов 3-го порядка 3) консументов 2-го порядка
2) консументов 1-го порядка 4) продуцентов
А 2. Организмы, производящие органические вещества из неорганических, - это…
1) редуценты 3) симбионты
2) консументы 4) продуценты
А 3. В трофической цепи «пшеница-----мучной червь-----карась-----человек» человеку соответствует трофический уровень…
1) продуцентов 3) консументов 2-го порядка
2) консументов 1-го порядка 4) консументов 3-го порядка
А 4. Организмы, потребляющие готовые органические вещества, - это…
1) консументы 3) симбионты
2) продуценты 4) редуценты
А 5. В трофической цепи «водоросли-----головастик-----хищная личинка стрекозы-----цапля» водорослям соответствует трофический уровень…
1) продуцентов 3) консументов 2-го порядка
2) консументов 1-го порядка 4) консументов 3-го порядка
А 6. Организмы, разлагающие органические вещества до неорганических, - это…
1) консументы 3) симбионты
2) редуценты 4) продуценты
В 1. Установите соответствие между примерами живых организмов и их видами, различающимися по способу питания.
Впишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.
Примеры живых организмов Виды по способу питания
Леопард А) Детритофаги
2) Крокодил Б) Хищники
Дождевой червь
Ястреб
Гриф
В 2. Составьте трофическую цепь из следующих живых организмов:
А) рачок – дафния
Б) щука
В) водоросли
Г) плотва
Ответ запишите в виде последовательности соответствующих названиям организмов букв.
Ответы:
А1 | 3 |
А2 | 4 |
А3 | 4 |
А4 | 1 |
А5 | 1 |
А6 | 2 |
В1 | ББАБА |
В2 | ВАГБ |
Домашнее задание:
учебник «Основы общей экологии» - параграф 5.2,
задания №1, 2, 3 (страница 118).
Литература:
Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачёв С.Н. Основы общей экологии. Учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: Устойчивый мир, 2003. – С. 112 – 118.
Беляева М.В. Применение кейс-технологии на уроках географии // География в школе. – 2011. - № 4. – С. 34 – 41.