Савёлов Иван Владимирович
Класс 7 «Д»
Программа – А.П.Матвеев. Физическая культура. М.: Просвещение,2013 г.
Раздел программы - Физическое совершенствование.
Тип урока: Образовательно-тренировочный.
Тема урока: Баскетбол игра по правилам.
Цель урока: Совершенствование технических действий: ведения, ловли и передач мяча, при помощи игры баскетбол.
Задачи урока:
1. Совершенствовать у учащихся технических действий игры в баскетбол.
2. Развивать координационные способности учащихся, быстроту, ловкость.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смыла учения; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Материально – техническое оборудование: баскетбольные мячи.
1.Вводно – подготовительная часть 1.1 Организационный момент Цель: создать условия для положительного психологического, эмоционального настроя учащихся на предстоящую работу на уроке. Задачи: -настроить обучающихся на достижения планируемого результата; -создать условия для принятия обучающимися учебной задачи; - актуализировать знания учащихся по технике безопасности. Метод – словесный. Приемы – высказывание добрых пожеланий учащимся |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дозировка | Основные методические указания |
ог | пг | смг |
Организует построение Настраивает учащихся на начало урока «Класс, равняйся, смирно. Здравствуйте, ребята. Вольно». Привлекает учащихся к определению темы урока. Задаёт вопрос: «судя по мячам на скамейке, какой вид спорта мы с вами будем продолжать изучать?» | Строятся в шеренгу, приветствуют учителя. Отвечают - баскетбол. | 1 мин | 1 мин | 1 мин | Предлагает учащимся оценить готовность к уроку. Обратить внимание на форму. |
1.2 Актуализация знаний Цель - актуализировать знания учащихся по теме «Баскетбол». Задачи – создать условия для целепологания. |
Опрос «Какими частями тела играют в баскетбол?» «Баскетбол – это командная игра?» «Какие технических действий вы знаете?» Создание проблемной ситуации «Как вы думаете: команда в баскетболе может одержать победу в игре, не используя какой либо элемент (ведение, ловлю, передачу, бросок и т.д.?» Привлекает учащихся к постановке цели урока. «Как вы думаете, зная уже технику ведения мяча, какая у нас будет цель сегодняшнего урока?» Я бы хотел после определения цели урока, чтобы вы поставили цель для себя. Молодцы. | Отвечают: только руками. Отвечают – да. Передачи, ведения, броски, ловля мяча. Отвечают: «нет»! Совершенствование технических действий: ведения, ловли и передач мяча, при помощи игры баскетбол. Учащиеся ставят цель на урок отдельно для себя | 3 мин | 3 мин | 3 мин | |
На сегодняшнем уроке мы будем « Совершенствование технических действий: ведения, ловли и передач мяча, при помощи игры баскетбол.». | | | | | |
1.3. Разминка Цель разогреть мышцы и подготовить организм учащихся к предстоящей мышечной деятельности. Задачи: Совершенствовать технику передвижений, упражнения в движении. Развивать координационные способности, гибкость, выносливость Методы словесный (команды, указания, объяснения, комментарии), метод наглядности. Методы контроля - фронтальный, индивидуальный |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дозировка | Основные методические указания |
ог | пг | смг |
«Как вы думаете, нужна ли разминка перед уроком?» «Почему?» Деятельность учителя: организующая роль в выборе проводящего упражнения, корректировка выполнений упражнений. Повороты на месте: «На право!» - «Налево!» - «Кругом!» Подает команды для выполнения упражнений в ходьбе: Перестроение в колонну Ходьба 1. Руки в замок «вращение в кистевых суставах» 2. Вращение в локтевых суставах. 3. Вращение в плечевых суставах. Подает команды для выполнения упражнения в беге: Бег 1. По кругу в колонне по одному. 2. С изменением направления «змейкой». Специальные беговые упражнения: Бег по диагонали спортивного зала С высоким подниманием бедра. Захлёстывание голени. С крестным шагом. С ускорением. Приставными шагами. Ходьба и восстановление дыхания. Учитель организует самодиагностику учащихся (ЧСС). | Отвечают «Да» Выполнение разминки необходимо для разогрева мышц и подготовки организма к предстоящей нагрузки Перестраиваются в колонну и выполняют разминочные упражнения в ходьбе. Выполняют беговые упражнения. Три шага вдох носом следующие три шага выдох ртом. Измеряют ЧСС | 3МИН 7МИН | 3МИН 7МИН | 3МИН 5МИН | Уделять постоянное внимание качеству выполнения упражнений, добиваться сохранения правильной осанки. Во время движения учащихся по кругу, учитель движется чуть впереди колонны, показывая упражнения. Выполнение следующего упражнения – по команде - голосом. Соблюдать дистанцию. Выполнять с максимально возможной амплитудой. Подготовить организм детей к работе в основной части урока. Следить за работой рук, дыхание не задерживать За 6 секунд. |
2.Основная часть Цель учителя – Организовать деятельность учащихся по совершенствованию технических действий: ведения, ловли и передач мяча. Цель учащихся – Совершенствовать технические действий: ведения, ловли и передач мяча. Методы: Словесный, практический. 2.1. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (образовательный компонент основной части) Цель: Проверка правильности выполнения домашнего задания учащимися. Задачи: 1. Проверка правильности выполнения домашнего задания учащимися. 2.Проверить знания учащихся техники безопасности при занятиях баскетболом. Методы: опрос Для стимулирования учебной активности учащихся попросить их оказывать помощь ребятам, которые затрудняются с ответом, дают не полный ответ, участвовать в оценивании ответа товарищей. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дозировка | Основные методические указания | ог | пг | смг | Опрос по домашнему заданию: «Какую ТБ нужно соблюдать при выполнении упражнений с мячами?» «Какие тактики игры в баскетбол вы знаете?» Оценивает учеников за домашнее задание. Использует методы педагогического оценивания, самооценки взаимной оценки. | Ученики выполняют только те действия, которые говорит учитель. Отвечают- тактика игры в нападении и защиты.(персональная и зонная). Ученики оценивают своих одноклассников. | 2 мин | 2 мин | 2 мин | Спросить у учащихся ответ на вопрос, если отвечающий затрудняется с ответом или даёт ответ не полностью Корректировать оценку учащихся при необходимости. | 2.2. Двигательный компонент основной части Цель: Обеспечение активной учебной работы учащихся для совершенствования технических действий: ведения, ловли и передач мяча. Задачи: 1.Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков. 2. Совершенствование техники выполнения упражнений. 3.Развитие двигательных качеств. 4.Развитие физических качеств (ловкости, подвижности, быстроты). Цель для учащихся :Усвоить состав двигательного действия при ведение мяча. Методы: Словесный, описание, показ, игровой, Форма организации: Групповой метод |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дозировка 20минут | Основные методические указания |
ог | пг | смг |
Даю команду учащимся перестроиться в движении через середину зала в колону по три и построиться в группы, друг напротив друга. Передачи мяча на месте: -круговое вращение мячом вокруг головы, туловища и ног. -круговое вращение мячом вокруг головы, туловища и восьмёрка между ног. Ведения мяча змейкой. - ведение правой рукой. - ведение левой рукой. - ведение со сменой рук. Даю команду учащимся перестроиться в колонну по три на боковую линию площадки. Передачи мяча с забеганием: -передачи от груди двумя руками. -передачи от груди с отскоком о пол. Учебная игра «Баскетбол» | команды учителя. Учащиеся делятся в группы. Выполняют круговое вращение мячом вокруг головы, туловища и ног. Выполняют круговое вращение мячом вокруг головы, туловища и восьмёрка между ног. Выполняют ведения мяча правой рукой. Выполняют ведения мяча левой рукой. Выполняют ведения мяча со сменой рук. Перестраиваются в колонну на боковую линию площадки. Выполняют передачи от груди двумя руками. Выполняют передачи от груди с отскоком о пол. Вспоминают правила игры (за что даётся фол, правила ведения, тактические действия.) Играют в «Баскетбол» | 2 мин 10-15 раз 10-15 раз 10 мин | 2 мин Выполняют задания, которые не имеют противопоказаний | 2 мин Выполняют индивидуальные задания согласно рекомендациям врача. | Указать на типичные ошибки. Упражнение выполняется по команде учителя. При ведении мяча дети учатся передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя. Толчки мяча выполняются несколько сбоку от игрока, равномерно, согласованно с передвижением ребенка. Держать голову поднятой и вести мяч без зрительного контроля; Не бить по мячу ладонью; контролировать мяч пальцами; увеличивать высоту отскока мяча для ускорения ведения; Снижать высоту отскока мяча при подходе к сопернику. Освобожденные учащиеся исправляют ошибки учащихся. Следить за выполнением условий игры учащимися. Отметить лучших. |
3.Заключительная часть 3.1 Подведение итогов урока Цель: создать условия для самооценки выполнения учебной задачи. Задачи: – организовать деятельность учащихся по совместному подведению итогов урока, проверить степень усвоения учащимися нового материала. организовать деятельность учащихся по самооценки выполнения учебных задач |
Задает вопрос: - Какая была цель нашего занятия? -Справились с заданием? - Что у вас получалось легко? - Что вызывало трудности? | Слушают, анализируют, высказывают свое мнение. Освобожденные учащиеся становятся судьями | ог | пг | смг | Подведение итог выявление ошибок. |
30 сек | 30 сек | 30 сек |
3.2Снижение двигательной активности, восстановление Цель: создать условия для снятия воздействия физической нагрузки, приведение организма обучающихся в спокойное состояние. Задачи – Снижение двигательной нагрузки, восстановление. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дозировка | Основные методические указания |
Объясняет правила игры малой интенсивности «Десять». По сигналу ученики должны закрыв глаза сосчитать до десяти секунд и сделать шаг вперед. Учитель отмечает тех, кто оказался точнее к астрономическому времени. Измерить ЧСС | Выполнение заданий слушают, играют. Измеряют ЧСС | 3мин | В начале показать, как необходимо играть. Повторить 2 раза За 6 сек. |
3.3 Задание на дом Цель: побудить учащихся к потребности в познавательной деятельности в области физической культуры и спорта, занятиям физическими упражнениями в свободное от учебы время. Метод – словесный |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дозировка | Основные методические указания |
ДЗ «повторить 10 жестов судьи в баскетболе» | | 30сек | Организованный уход |
Самоанализ открытого урока «Ведение мяча.».
Данный урок относится к разделу «Баскетбол». Урок проводился в 7«д» классе. Учащиеся хорошо подготовлены физически, психологически в соответствии с возрастными особенностями. При планировании данного урока и подбора упражнений были учтены медицинские группы учеников (основная и подготовительная). Нагрузка и подбор упражнений варьировались с учетом индивидуальных способностей групп учеников и каждого ребенка в отдельности.
Тип урока: урок с образовательно-тренировочной направленностью.
Цель урока: Совершенствование технических действий: ведения, ловли и передач мяча, при помощи игры баскетбол.
Задачи урока:
1. Совершенствовать у учащихся навыки в технике ведения мяча.
2. Развивать координационные способности учащихся, быстроту, ловкость.
3.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смыла учения; овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
При организации урока использованы следующие методы:
словесный, практический (работа в группах), индивидуальный, тренировочно- игровой метод, обобщающий, закрепляющий методы.
В подготовительной части
Цель: создать условия для положительного психологического, эмоционального настроя учащихся на предстоящую работу на уроке.
Задачи:
-настроить учащихся на достижения планируемого результата;
-создать условия для принятия обучающимися учебной задачи;
- Совершенствовать технику передвижений, упражнения в движении.
-Развивать координационные способности, гибкость, выносливость
Метод – словесный; наглядности
Приемы – высказывание добрых пожеланий учащимся;
Подготовительная часть включала в себя: построение, общеразвивающие упражнения в движении, в процессе их выполнения были задействованы все группы мышц. Учащиеся уверенно владеют навыками быстроты движений, координации, ловкости на данном этапе работы.
Основная часть
Цель учителя: организовать деятельность учащихся по совершенствованию техники передачи мяча и броска мяча в корзину.
Цель учащихся – Совершенствовать технику ведения мяча.
Методы: Словесный, практический.
Построение урока соответствовало дидактическим принципам (от простого к сложному).
В процессе проведения основной части урока мною были использованы основные принципы организации деятельности:
- принцип целостности был применён при решении воспитательных задач, где поощрялись позитивные возможности каждого ученика,
- принцип гуманных отношений (доброжелательный тон, взаимопонимание, содействие ученику в разрешении поставленных задач).
На основном этапе урока был использован игровой метод – учебная игра «баскетбол» позволили справиться с поставленной учебной целью учителя, о чем свидетельствовала активность тренировочной деятельности учащихся на последующих этапах.
На этапе закрепления техники ведения мяча формируются такие универсальные учебные действия как:
- умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Владеть самонаблюдением и самоконтролем;
- осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
3.Заключительная часть.
Подведение итогов урока
Цель: создать условия для самооценки выполнения учебной задачи.
Задачи: организовать деятельность учащихся по совместному подведению итогов урока,
проверить степень усвоения учащимися нового материала,
организовать деятельность учащихся по самооценки выполнения учебных задач,
снизить двигательную нагрузку, способствовать восстановлению.
В заключительной части урока пытался снизить интенсивность нагрузки, с помощью игры малой интенсивности «Десять». Учащиеся получили домашнее задание. Проведена рефлексия.
Высокая работоспособность была обеспечена за счет выбранных методов организации деятельности учащихся, высокого темпа и моторной плотности урока. Активный отдых присутствовал чаще, чем пассивный. Контроль за выполнением заданий на протяжении всего урока осуществлялся в основном путем поощрений. Время, отведенное на каждый из этапов урока, было распределено рационально. Соблюдалась логичность между частями урока.
В целом все намеченные задачи и цель урока были достигнуты. Урок проходил на хорошем эмоциональном уровне. Учащимся урок понравился. Это показала рефлексия в конце урока.