Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вяткинская СОШ»
План работы методического объединения
учителей начальных классов
на 2016-2017 учебный год

Руководитель МО: Деревнина Г.И.
Анализ работы МО учителей начальных классов.
В начальной школе на начало учебного года обучалось 22 учащихся.
Обучение велось по программе 1-4 в режиме одной смены шестидневной недели для 2-4кл, пятидневка для 1 кл. В начальной школе с 1 сентября 2014 г. функционировало 4 класса.
Обучение и повышение квалификации кадров осуществляется по нескольким направлениям. Систематическое прохождение аттестации, требующее курсовой подготовки , работа внутри МО (обмен опытом), самообразование (работа над методической темой). 100% учителей начальных классов прошли обучение новым ФГОС второго поколения. Учитель четвёртого класса Фоменко М.Н. прошла подготовку к работе по курсу ОРКСЭ.
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи:
развитие у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей;
продолжение работы по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании; формирование у учащихся потребности в самоконтроле и самооценке;
выявление и реализация образовательного потенциала учащихся;
использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов;
непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере.
Анализируя деятельность педагогов начального звена по использованию информационных компьютерных технологий в образовательном процессе, следует отметить, что 100 % педагогов используют данные знания и умения при подготовке документации.
Выводы:
в начальной школе имеется сложившийся коллектив опытных педагогов, способных успешно реализовать поставленные задачи;
в коллективе налажена атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки (совместная разработка уроков и внеклассных мероприятий). Учителя не только требовательны к себе, но и друг к другу, всегда правильно реагируют на критику.
Закончили учебный год со следующими результатами:
1 класс – безотметочная система.
2 класс –3 хорошиста и одна отличница (Селемен Ольга) из 4 учащихся.
3 класс - на «хорошо» закончили 6 учащихся из 10, 1учащийся занимался по адаптированной программе Свиридов Евгений)
4класс – 3 хорошиста и один отличник (Карелин Илья) из 4 учащихся.
Учащиеся 4 класса выполняли в конце года комплексную работу. Выполнили задания базового уровня и частично повышенного.
Учащиеся 2-4 классов принимали участие в районных предметных олимпиадах. Результат: Глебов Максим, учащийся 3 класса, по русскому языку 3 место.
На заседаниях МО анализировались причины неуспеваемости учащихся, намечались пути помощи детям по усвоению программных требований.Рекомендовано в следующем учебном году активизировать работу с неуспевающими учащимися за счёт индивидуальной работы и дифференцированных заданий на уроках.Индивидуальные занятия по школьным дисциплинам нацелены на отработку базовых знаний, а так же расширение и углубление знаний учащихся за счет внедрения материала повышенной сложности.
Проблема формирования навыков грамотной письменной речи и письма на сегодняшний день остается одной из главных проблем, стоящих перед начальной школой. Большую роль в решении этой проблемы может и должен оказать обмен опытом и совместное определение направлений в работе всего методического объединения учителей начальных классов и тесная связь с методическим объединением учителей русского языка и литературы.
По литературному чтению была проведена проверка техники чтения. При проверке контролировалось качество работы учителей начальных классов по обучению учащихся беглому, правильному, выразительному чтению, а также проверялся способ чтения, которым владеют дети, понимание учащимися прочитанного текста. Текст подбирался в соответствии с нормами чтениясоответствующих классов, после чтения детям задавались вопросы по содержанию текста с целью проверки понимания учащимися прочитанного.
Нормы чтения оценивались в соответствии с требованиями программы для каждого класса. Все дети уложились в норму.
Всеми учителями классные журналы заполняются в соответствии с записями в календарно-тематических планированиях, но есть замечания по ведению журнала. Также хочется отметить своевременность выставления оценокучителями начальных классов за тематический учёт знаний – контрольные работы и диктанты, обучающие изложения и сочинения, практические работы. Проверка рабочих тетрадей показала, что все тетради 2-4 классов проверяются ежедневно. Учителя систематически работают над соблюдением единого орфографического режима, но не всегда дети его соблюдают, ошибки исправляются учителем, с выставлением количества ошибок на полях тетрадей, все оценки выставляются объективно, учитываются также индивидуальные особенности детей. Учителя добиваются выполнения работы над ошибками, но не все ученики систематически это делают. Не все учащиеся аккуратно и добросовестно ведут свои рабочие тетради. Некоторыми детьми не освоены нормы каллиграфического письма.
Проверка показала, что во 2-4-х классах контрольные работы выполняются согласно календарно-тематическому планированию. Все допущенные ошибки исправляются, их количество в соответствии с условными обозначениями вынесены на поля. Для диктантов использованы связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся начальных классов. Количество слов диктантов соответствует требованиям к тексту контрольных диктантов в начальных классах. После диктантов и контрольных работ выполняется работа над ошибками, которая проверяется учителями. Большинство тетрадей находятся в удовлетворительном состоянии. Количество диктантов, контрольных работ соответствует календарно-тематическому планированию.
Уроки учителей построены методически грамотно, интересные, разнообразные. Учителя используют разнообразные методы и формы активизации познавательной деятельности, развивают творческую активность, самостоятельность, в системе проводят работу по формированию общеучебных умений и навыков: выделения главного, умения сравнивать, давать полные ответы на поставленные вопросы, анализировать. Большая часть уроков проходит в оптимальном режиме, части урока логически связаны друг с другом.
Также в большинстве случаев прослеживается отработанность учебных действий между учителями и обучающими. Имеет место и то, что далеко не все обучающиеся заинтересованы происходящим на уроке. Учителя испытывают затруднения в организации деятельности обучающихся с низкой мотивацией.
Воспитательная работа в начальной школе проводилась по следующим направлениям: художественно-эстетическое воспитание, спортивно-оздоровительная работа, духовно-правовое воспитание. Проведение различных общешкольных и классных праздников, конкурсов, соревнований, экскурсий способствовало формированию дружных классных коллективов, повышению мотивации учению.Учащиеся принимают активное участие в мероприятиях.
Учащиеся начальной школы ежегодно участвуют в районных конкурсах: «Рождественская звезда» и «За волшебной дверью творчества».
Результаты участия: Рудакова Татьяна 2 класс – 2 место. Глебов Максим 3 класс – 2 место.
Принимали участие в международном конкурсе «Инфоурок».
Результаты: Глебов Максим – 1 место, Головин Кирилл, квасов Максим – 2 место, Рудакова Татьяна – 3 место.
Выводы.
1. Работу учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год можно считать удовлетворительной.
2. Поставленные задачи в основном выполнены.
3. Учителя начальных классов продолжают работать над повышением своего педагогического мастерства и уровнем преподавания, по внедрению инновационных технологий в образовательном процессе;
4. Учителя изучают нормативные документы, методику системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников.
5. Учителя школы овладевают методикой дифференцированного контроля, методикой уровневых самостоятельных и контрольных работ.
6. Учащиеся начальных классов были постоянными участниками школьных конкурсов и концертов, посвященных различным праздничным датам, внеклассных мероприятий творческого и спортивного характера.
7. Учащиеся начальных классов принимали участие в международных и районных конкурсах, олимпиадах.
Методическая тема школы:
«Повышение качества образования на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколения».
Тема МО:
Формирование и совершенствование универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов (работаем второй год)
Цель:выявление оптимальных средств, методов, форм взаимодействия педагога и ребенка, способствующих формированию универсальных учебных действий младшего школьника
Задачи МО:
● осваивать иприменять на практике инновационные педагогические технологии, способствующие повышению качества обучения,
для реализации современных требований образования;
● создавать оптимальные условия для формирования УУД у учащихся сообразно с их интересами, способностями и возможностями;
●повышать уровень общедидактической и методической подготовки педагогов;
●проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности;
●выявлять, пропагандировать и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания;
●создавать условия для самообразования педагогов.
Прогнозируемые результаты:
Рост профессионального мастерства учителя.
Высокие результаты обучаемости по предметам.
Повышение мотивации учебной деятельности.
Высокие результаты в олимпиадах и конкурсах.
Овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС.
Организационные формы работы:
1.Заседания методического объединения.
2.Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеурочной деятельности.
3.Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.
4.Посещение семинаров, встреч в образовательных учреждениях
5.Повышение квалификации педагогов на курсах.
6.Прохождение аттестации педагогических кадров.
Организация работы по самообразованию.
1№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Тема по самообразованию | Где и когда заслушивается (на педсовете, конференции, заседании МО и др.) |
1. | Деревнина Г.И. | Формирование читательских удовольствий в связи с переходом на ФГОС. | Заседание МО учителей начальных классов. |
2. | Фоменко М.Н. | Формирование у учащихся УУД через системно-деятельностный подход. | Заседание МО учителей начальных классов. |
3. | Казарцева Т.В. | Развитие познавательной активности на уроках у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС | Заседание МО учителей начальных классов |
Сведения об учителях начальной школы
№ | Ф.И.О. | год рождения | квалификация | образование | стаж |
1. | Деревнина Галина Ивановна | 26.03.1958г. | высщая | высшая | 39лет |
2. | Казарцева Татьяна Васильевна | 30.12.1965г. | первая | Средне - специальное | 30лет |
3. | Фоменко Марина Николаевна | 26.09.1965г. | первая | Средне - специальное | 32лет |
План работы по основным направлениям деятельности:
1. Информационное обеспечение. Работа с документами.
№/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Изучение методических рекомендаций учителям начальных классов на 2016 - 2017 учебный год | август | Руководитель МО |
2 | Изучение нормативных документов | в течение года | Руководитель МО Учителя МО |
3 | Составление календарно-тематических программ по предметам, кружкам. | август | Учителя МО |
4 | Отчет об участии учащихся в школьных предметных олимпиадах. | в течение года | Руководитель МО Учителя МО |
5 | Знакомство с новинками методической литературой. | в течение года | Учителя МО |
2. Научно-методическая и экспериментальная работа.
№/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | ответственные |
1 | Основные направления модернизации учебного процесса: дальнейшее внедрение инновационных образовательных технологий, позволяющих переосмыслить содержание урока с целью формирования основных компетентностей у учащихся. | в течение года | Учителя МО |
2 | Участие учителей МО в муниципальных, региональных конкурсах. | в течение года |
3 | Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам, работающим по ФГОС, подготовки к аттестации. | в течение года | Учителя МО |
4 | Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС. | в течение года | Учителя МО |
3. Диагностическое обеспечение. Внутришкольный контроль.
№/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Утверждение рабочих программ. | август | Руководитель МО |
2 | Контрольное тестирование по проверке знаний учащихся 4 класса (проверка степени готовности выпускников начальной школы к переходу в среднее звено) | в течение года | Учителя МО |
3 | Проведение и анализ итогового контроля по предметам | май |
№/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Организация и проведение предметных олимпиад | в течение года | Учителя МО Руководитель МО |
2 | Организация участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах | в течение года |
3 | Организация и проведение предметной недели начальных классов | в течение года. |
4 | Проведение мероприятий (праздников, конкурсов, акций и т.д.) | в течение года | |
4. Работа с обучающимися.
Индивидуальная методическая работа учителя
№ | мероприятие | сроки | ответственный |
1 | Изучение документов ФГОС начального образования | В течение учебного года | Учителя МО Руководитель МО |
2 | Участие в методических семинарах, педагогических советах. | В течение учебного года |
3 | Участие в работе творческих групп | В течение учебного года | Руководитель МО |
4 | Изучение опыта учителей, работающих по ФГОС ( по сети Интернет, в сети творческих учителей) | В течение учебного года | Учителя МО Руководитель МО |
5 | Разработка программ по предметам, внеурочной деятельности | Май-август | Учителя МО |
6 | Курсы повышения квалификации | По плану | Учителя МО |
План работы методического объединения учителей начальных классов
на 2016-2017 учебный год
Тема Месяц | Содержание | Ответственные |
Август Тема: «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2016– 2017 учебный год». | 1. Анализ работы МО начальной школы за 2015—2016 учебный год. 2. Корректировка и утверждение методической темы и плана работы школьного методического объединения учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год. 3.Рассмотрение и корректировка рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности (кружковая работа).в соответствии с требованиями ФГОС НОО (1,2,3,4 кл.) 4.Утверждение тем по самообразованию педагогов. 5. Краткий обзор новинок методической литературы. Учебно- методическое обеспечение на новый учебный год. | Руководитель МО Учителя 1-4 классов Руководитель МО администрация Учителя 1-4 классов |
ноябрь Тема:«Инклюзивное обучение – комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ». | 1.Инклюзивное образование. Проблемы и пути их решения. 2.Анализ работы учителей. Итоги мониторинга успешности обучения младших школьников за I четверть. 3. Выступление учителя 1-ого класса по освоению нового ФГОС. Готовность первоклассников к обучению в школе. 4.Результаты адаптации и входной диагностики первоклассников. Обсуждение проблем, путей их решения. 5.Выступление по теме самообразования. | Казарцева Т.В. Учителя НШ Фоменко М.Н. Казарцева Т.В. |
Январь Тема:«Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД».(семинар-дискуссия)» | 1.Развитие личности младшего школьника через формирование универсальных учебных действий. 2.Нетрадиционные формы урока с использованием ЦОР как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школыОбмен опытом. 3.Итоги успеваемости за 1 полугодие. Анализ итоговых контрольных работ. 4.Выступление по теме самообразования. 5.Подготовка к совместному МО учителей начальных классахи воспитателей детсада в целях программы по преемственности «Детский сад-Школа». | Руководитель МО Казарцева Т.В. Учителя НШ Учителя НШ Деревнина Г.И. Учителя НШ |
март Тема:««Стандарты второго поколения: преемственность и инновационность: детский сад и начальная школа;начальная школа и основная школа» | 1.Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний дошкольников в условиях адаптации к начальной школе,младших школьников в условиях адаптации ко второй ступени обучения. 2.Готовность младших школьников к обучению в основной школе. 3.Подготовка квсероссийской проверочной работе за курс начальной школы. 4.Выступление по теме самообразования. | Руководитель МО Учителя 4-х классов, воспитатели ДУ Учителя 4-х классов Фоменко М.Н. |
май Тема:««Результаты деятельности МО начальной школы по совершенствованию образовательного процесса». Планирование работы МО на 2017-2018 учебный год». | 1.Анализ работы МО учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год. 2.Обсуждение плана работы МО на 2017-2018 учебный год. 3. Совместный анализ итоговых комплексных работ за курс начальной школы. 4.Методическая копилка-обзор методических находок учителей. 5. Подведение итогов работы учителей 1- 4-х классов по-новому ФГОС. | Руководитель МО Учителя НШ Квасова А.В. Руководитель МО Учителя НШ |
Протокол №1
заседания МО учителей начальных классов
от 30.08. 2016г
Присутствовали - 3 человека
Приглашенные - администрация
Повестка дня
Тема:«Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2016– 2017 учебный год».
1. Анализ работы МО начальной школы за 2015—2016 учебный год.
2. Корректировка и утверждение методической темы и плана работы школьного методического объединения учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год.
3. Рассмотрение и корректировка рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности (кружковая работа).в соответствии с требованиями ФГОС НОО (1,2,3,4 кл.)
4.Утверждение тем по самообразованию педагогов.
5. Краткий обзор новинок методической литературы. Учебно- методическое обеспечение на новый учебный год.
По первому и второму вопросу выступила руководитель МО – Деревнина Г.И. Она проанализировала работу методического объединения за прошлый учебный год и представила на обсуждение методическую тему и план работы МО на 2016-2017 учебный год.
По третьему вопросу слушали Квасову А.В. Алла Викторовна внесла корректировки в программы. Все учителя добросовестно отнеслись к составлению рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности на будущий учебный год.
Рекомендации: обратиться к администрации школы с просьбой утвердить рабочие программы учителей начальных классов на 2016-2017г.
По четвертому вопросу слушалиДеревнину Г.И. Она познакомила присутствующих с темами по самообразованию учителей на 2016-2017г. Каждый учитель обосновал выбранную тему. Учителя работают по темам:
Деревнина Г.И.- «Формирование читательских удовольствий в связи с переходом на ФГОС».
Казарцева Т.В. – «Развитие познавательной активности на уроках у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС».
Фоменко М.Н. – «Формирование у учащихся УУД через системно-деятельностный подход.»
Рекомендации: утвердить темы по самообразованию,
По пятому вопросу выступила Деревнина Г.И., выполняющая обязанности библиотекаря. Она ознакомила с учебно- методическим обеспечением на новый учебный год. Все классы учебниками обеспечены. Недостающие учебники были приобретены за счет краевых и внебюджетных вложений.
Решение:
1. Работу МО в 2015 / 2016 учебном году считать удовлетворительной.
2. План МО на 2016/17 учебный год утвердить.
3. Рабочие программы по предметам в начальных классах соответствуют УМК.
4. Утвердить темы по самообразованию.
Председатель МО – (Деревнина Г.И.).
Секретарь – (Казарцева Т.В..).
Протокол №2
заседания МО учителей начальных классов
от 02.11. 2016г
Присутствовали - 3 человека
Повестка дня
Тема:«Инклюзивное обучение – комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ».
1.Инклюзивное образование. Проблемы и пути их решения.
2.Анализ работы учителей. Итоги мониторинга успешности обучения младших школьников за I четверть.
3. Выступление учителя 1-ого класса по освоению нового ФГОС. Готовность первоклассников к обучению в школе.
4.Результаты адаптации и входной диагностики первоклассников. Обсуждение проблем, путей их решения.
5.Выступление по теме самообразования.
По первому вопросу выступила Казарцева Т.В., Она поделилась с учителями информацией, полученной с курсов.Рассказала о правилах инклюзивной школы.
Далее были рассмотрены адаптированные рабочие программы учителя начальной школы Казарцевой Т.В. по учебным предметам начальной школы.
.Татьяна Васильевна познакомила с основными направлениями психолого-медико-педагогическое сопровождения детей с ОВЗ в течение всего периода обучения являются:
Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
Информационно-просветительская работа. Профилактическая работа.
Коррекционно-развивающая работа.
По второму вопросу выступили учителя начальной школы. Они обсудили результаты контроля и учёта знаний учащихся за I четверть.
Все учащиеся закончили первую четверть успешно, отстающих нет.
2 класс – 3 хорошиста; 3 класс – 3 хорошиста: 4 класс – 4 хорошиста
Оля Селемен была во втором классе отличницей. Обратить внимание классному руководителю на снижение успеваемости девочки, выявить причины снижения успеваемости.
ПО третьему и четвертому вопросам заслушали учителя 1 класса Фоменко М.Н.
Она говорила о необходимости создания благоприятных условий для адаптации ребёнка в школе, о фиксировании внимания на положительных проявлениях ученика. По словам Марины Николаевны важную роль играет и организация обучения в школе. Она сообщила, что цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами. Марина Николаевна рассказала об адаптации первоклассников. Она рассказала о трудностях работы по ФГОС с нынешними первоклассниками, о требованиях к выпускникам детского сада,обратила внимание на недостаточный уровень речевого развития детей-выпускников ДОУ.
По пятому вопросу слушали: Казарцеву Т.В.Она поделилась опытом работы по теме самообразования по теме «Развитие познавательной активности на уроках у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС».
Решение: Принять информацию заседания МО к сведению, использовать в собственной педагогической деятельности.
Председатель МО – (Деревнина Г.И..)
Секретарь – (Фоменко М.Н.).