| Тема занятия | Программное содержание. |
сентябрь | 1.«Край карельский – край родной»» | Дать детям общее представление о родном Карельском крае, как части Российской федерации, его расположении на карте, его ближайших соседях. Учить находить на карте Республику Карелия. |
2. «История возникновения моего города» (презентация « Рождение Суоярви») | Рассказать детям, как переводится названия г. Суоярви. Формировать представление детей об истории становлении и развитии родного города. |
3.«Знакомство с гербом города». Экскурсия к памятному знаку при въезде в г. Суоярви | Продолжать знакомить детей с городом в котором они живут. Рассказать о символике изображенной на гербе города (почему она выбрана). |
4 . Чтение карельской сказки «Медведь, волк и лиса» «Лапоток» Рассматривание иллюстраций к сказке Тамары Юфа | Продолжать знакомить детей с карельскими народными сказками, уметь вести беседу по содержанию. |
октябрь | 1. «Петрозаводск – столица Карелии» | Продолжать закреплять знания о флаге . гербе Карелии. Подводить детей к пониманию «символа» учить читать заложенную в символе информацию (цвета флага; зелёный - леса Карелии, синий - озёра, красный - смелость . огонь, доброта, честность) |
2« Животные Карельских лесов» Этап реализации группового проекта « Край в котором мы живём» | Закрепить и расширить знания детей об обитателях карельских лесов. (бобр, лось, дикий кабан, рысь, летучая мышь) |
3. « Чем богат наш край Карельский | Формировать чувство гордости за свою малую родину. Знание её истории с основными промыслами карел - охотой, рыболовством, инструментами, которые необходимы рыболову и охотнику. |
4. «В тесноте да не в обиде» (краеведческий музей) | Посещение занятия в краеведческом музее. |
ноябрь | 1 « Спортивные сооружения нашего города» экскурсия. (реализация совместного проекта). | Познакомить детей с тем, где дети и взрослые могут заниматься спортом, (бассейн, стадион, ФОК, лыжная база) |
2.«Кто такие наши предки?» (Жизнь и быт народов Карелии) | Рассказать детям, какие народы изначально населяли территорию Карелии. Дать представление об устройстве карельской избы, с обычаями и традициями карельского народа. Пополнять и расширять знания детей о родном крае. |
3 . « Национальная одежда Карелов» | Познакомить детей с национальным народным карельским костюмом. Характерные особенности. Преобладающие цвета, вышивка. |
4. «Рождение колобка» | Экскурсия в краеведческий музей. |
декабрь | 1.«Здания и достопримечательности моего города» | Инфраструктура, какие предприятия работают в городе. |
2 . Деревянное зодчество Карелии « музей под открытым небом - остров Кижи». | Расширять и углублять знания детей о достопримечательностях родного края. |
3. «Народные игры – хороводы Карелии» | Познакомить детей с народным фольклором Карелии. |
4. «Было в мешке – стало в горшке» | Экскурсия в краеведческий музей. |
Январь | 1.«Игры дедов морозов в Олонце» | Познакомить с ежегодным праздником в г. Олонце. Рассказать о резиденции Деда Мороза в Великом Устюге |
2. «Лесовозы везут лес» | Лесозаготовки. Понятие вырубка, лесовоз чтение: «Лесная сказка» Мамин –сибиряк. С. 443 бондар. |
3. «Из липы свито дырявое корыто» (краеведческий музей) | Занятие в краеведческом музее |
Февраль | 1. «Чудеса из бересты» | Дать представление детям о народном промысле плетение из бересты, о ремесле изготовления изделий из бересты, познакомить с этапами заготовки бересты, способами ее применения в быту. |
2. « Улицы моего города» | Продолжать формировать представление детей о родным городом, его архитектурой. |
3. « Карельская изба» | Познакомить детей с Карельской избой. Из чего строили (сосна). Продолжать знакомить детей с предметами быта людей (печь, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, прялка, самовар) ; фольклором: поговорками, загадками. |
4. «Звонкий колокольчик» | Экскурсия краеведческий музей |
Март | 1.«Карельские сказки» | Продолжать знакомить детей с героями Карельских сказок. |
2. « Чем же питались наши предки?» традиционная национальная кухня. | Игра-занятие: испечем сладкие «пироги для зятя» («свательные» пироги) продолжать знакомить с обычаями и традиционной едой карелов. Побудить принять участие в изготовлении национального угощения «пироги для зятя» |
3. «Масленица» | Познакомить с календарно – обрядовым праздником «Масленица», восстановить связь времен. Познакомить детей с народными обычаями и обрядами, связанными с этим праздником. |
4. «Чудесное лукошко» | Экскурсия в краеведческий музей. |
Апрель | 1 «О чем говорят дразнилки?» Проект «Карельский детский фольклор – дразнилки» | Познакомить детей с «дразнилками» , о чем они говорят, почему их используют дети. |
2. « Красная книга Карелии» | Развивать познавательный интерес детей к видам животных родного края занесённых в красную книгу Карелии. Вызвать у детей интерес к изучению природного мира Карелии. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании к природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природы Карелии. |
3. «Лесная аптека» | Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях региона, их пользе для человека. Формировать умение узнавать и называть самые распространенные растения,(черника, брусника, берёзовые почки, подорожник). |
4. «Вечная вертушка» | Экскурсия в краеведческий музей. |
май | 1.«Боевая слава моего края, города» | Экскурсия к памятнику героя Советского Союза Н.Ф. Кайманов |
2. «Карельская ярмарка» | Познакомить детей с таким событием в жизни карельского народа, как ярмарка. ( роль и место праздников и народных гуляний в жизни людей) |
3. Викторина: «Моя малая Родина» | Систематизировать, и обобщить знания детей полученные в течении года. |
4. «Сказки из бабушкиного сундука» | Экскурсия в краеведческий музей. |
В программу входят 8 тематических занятий в краеведческом музее по сюжетам русских, вепсских и карельских народных сказок, творческие работы, мастер-классы, загадки пословицы, игры народов Карелии, увлекательные экскурсии в мир старинных предметов.