Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шаминская основная общеобразовательная школа»
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
План по самообразованию Гайсиной Т.В.
по теме:
«Правила дорожного движения-
основа безопасности дошкольника»
Актуальность
В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
Сроки (начало - окончание):начало - сентябрь 2016 г.; окончание -май 2019 г.
Цель:
Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
Работа по данной теме самообразования поможет мне решить следующие
Задачи:
Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации;
Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД;
Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков;
Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций;
Совершенствование дошкольниками знаний о правилах безопасного поведения на улице;
Продолжать формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
3. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Тематическое планирование деятельности по самообразованию
на 2016-2017 учебный год
Содержание деятельности | Сроки (начало – окончание) | Форма представления результатов | Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы |
1. Подбор и выставка литературы по ПДД. | сентябрь | Доклад | Директор ООШ |
2. Составление картотеки примерных тем целевых прогулок для всех групп по профилактике детского дорожного травматизма. | Октябрь | Методическая разработка | Директор ООШ |
3.Оформление информационного стенда «Безопасность на дороге» | Ноябрь | Оформление стенда | Директор ООШ |
4.Обновление уголка по правилам дорожного движения | Декабрь | Доклад | Директор ООШ |
5. Выставка детских рисунков по ПДД « Дорожные знаки». | Январь | Выставка | Директор ООШ |
6. Консультация для педагогов на тему: «Что должен знать воспитатель о ПДД!». | Март | Выступление | Директор ООШ |
7. Издание буклетов и памяток для родителей с рекомендациями по обучению ребенка ПДД. | Апрель –май | Оформление буклетов, памяток | Директор ООШ |
8. Повышать квалификацию на курсах для воспитателей | Октябь-ноябрь | Удостоверение о прохождении курсов | Директор ООШ |
9. Публикации на личном мини-сайте , обмен педагогическим опытом, публикация методических разработок | В течение года | Сертификат об опубликовании материала | Директор ООШ |
Тематическое планирование деятельности по самообразованию
на 2017-2018 учебный год
Содержание деятельности | Сроки (начало – окончание) | Форма представления результатов | Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы |
1.Интервьюирование родителей для выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома. | Октябрь | Анализ ответов родителей | Директор ООШ |
2. Анкетирование на выявление игровых интересов и предпочтений ребенка дома. | Октябрь | Анализ анкет | Директор ООШ |
3. Анализ предметно – игровой среды (для сюжетно – ролевых игр по ПДД) в группе. | Ноябрь | Аналитическое заключение | Директор ООШ |
4.Консультация для родителей на тему: «Автокресла». | Декабрь | Выступление | Директор ООШ Родители |
5. Экспресс – выступление на педсовете: «Обучение детей ПДД через игру». | Январь | Сообщение | Директор ООШ Педагоги ДОУ |
6. Консультация для родителей воспитанников на тему: «Совместная работа ДОУ с родителями по обучении детей безопасности на дорогах ». | Февраль | Оформление ширмы - передвижки | Директор ООШ родители воспитанников |
8. Составление картотеки игр по ПДД в разных возрастных группах | Март - май | Доклад | Директор ООШ |
9. Публикации на личном мини-сайте , обмен педагогическим опытом, публикация методических разработок | В течение года | Сертификат об опубликовании материала | Директор ООШ |
Тематическое планирование деятельности по самообразованию
на 2018-2019 учебный год
Содержание деятельности | Сроки (начало – окончание) | Форма представления результатов | Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы |
1. Анализ литературы по теме: «ПДД для дошкольников». | Октябрь | Доклад | Директор ООШ |
2.Выставка детских рисунков | Октябрь | Доклад | Директор ООШ |
3. Организация предметно – развивающей среды для развития сюжетно - ролевой игр по ПДД. | В течение учебного года | Дизайн групповых помещений | Директор ООШ |
4.Консультациядля педагогов на тему: «Ребенок и дорога». | Декабрь | Выступление на педсовете | Директор ООШ |
5.Оформление папки- передвижки "Три сигнала светофора" | Январь | Доклад | Директор ООШ |
6. Отчёт по педагогическому опыту в рамках самообразования. | Май | Аналитический отчёт | Директор ООШ |
7. Разработка рекомендаций по воспитательно – образовательному процессу по блоку «Создание условий для сюжетно – ролевых игр». | В течение учебного года | Консультативная база, методическая разработка | Директор ООШ |
Приложение
Список источников и литературы к изучению:
1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.
2. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
3. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Составитель Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.
4.«Какой у вас воспитанный ребенок! Правила этикета в стихах, сказках и рассказах» Е. Позина, Т. Давыдова.
5. Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД Т.И. Данилова.
6. «Безопасность» учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина .2002.
7. «Как научить детей ПДД?» Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры Т. П. Гарнышева
8. «Ребенок на улице» цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения Л. А. Вдовиченко.
9.Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В., Мерзлякова СИ., Сахарова В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников - М.: Просвещение, 2001.
10. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. — М.: Лист, 1997.
11. Дети и дорога: Методические рекомендации для воспитателей детского сада. Ч. 1.-М., 1994.
12. Добрушин А. Д. Учебное пособие по изучению основ Правил дорожного движения. — СПб., 1999.
13. Майорова Ф.С Изучаем дорожную азбуку: перспективное планирование, занятия, досуг. — М.: Скрипторий, 2005.
14. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М., 2002.
15.Энциклопедия для детей. Личная безопасность. / Под ред. В. Володина. — М.: Аванта +, 2001.
16. Ахмадиева Р.Ш., Воронина Е.Е., Минниханов Р.Н. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. Казань 2008
17. Ахмадиева Р.Ш., Гафарова С.М. Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах. Казань, 2008.