Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 им. А.С.Пушкина» г. Черемхово
Общая часть урока |
Дата проведения урока: | На уроке реализуется междисциплинарная программа: «Формирование УУД», «Стратегии смыслового чтения. Работа с текстом» |
Тема урока: Природные зоны Земли |
Определение и анализ планируемых образовательных результатов | Метапредметные: Познавательные УУД 1) Использовать условные знаки карты для определения названий природных зон и установления их границ. 2) Сопоставляя тематические карты устанавливать причинно-следственные связи (объяснять смену природных зон от экватора к полюсам) 3) Преобразовывать текстовую информацию в таблицу. Предметные: Научатся объяснять смену природных зон на Земле. Научатся работать с картой природных зон мира. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Цель урока | Деятельностная Научить преобразовывать текстовую информацию в таблицу. Научить стратегиям смыслового чтения. | Образовательная Научить объяснять смену природных зон на Земле. Научить работать с картой природных зон мира. |
Задачи урока | 1. Научить использовать условные знаки карты для определения названий природных зон и установления их границ. 2. Научить, сопоставляя тематические карты, устанавливать причинно-следственные связи (объяснять смену природных зон от экватора к полюсам). 3. Научить выделять ключевые слова в тексте. 4. Научить давать определения понятиям. 5. Научиться находить существенную информацию. 6. Научить преобразовывать текстовую информацию в таблицу. | Познакомить с понятиями «природная зона», «влажные экваториальные леса», «саванны», «пустыни», «тайга», «смешанные и широколиственные леса». Научить устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы. Научить давать описание природным зонам мира. |
Основные понятия урока | «природная зона», «влажные экваториальные леса», «саванны», «пустыни», «тайга», «смешанные и широколиственные леса» |
Отбор средств обучения: | Вид используемых средств ИКТ | Методическое назначение средств ИКТ | Образовательные Интернет-ресурсы | Учебно-методическое обеспечение урока |
Электронное приложение к учебнику А. И. Алексеева «Полярная звезда» | Иллюстрация изучаемых объектов | http://ru.wikipedia.org/ | Материалы из Википедии — свободной энциклопедии |
Этапы урока | Планируемые УУД | Этап формирования УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Сравните 2 факта: Большие участки суши в районе экватора заняты влажными экваториальными лесами. Но стоит вам пройти на север или на юг вы непременно окажитесь в саванне. | Внутренние районы материков занимают степи и пустыни. | - Какой проблемный вопрос у вас возникает? - Почему происходит смена ПЗ на Земле? - Какие у вас будут гипотезы? - Чему будет посвящён урок? (цель урока) | Смыслообразование (Л) | 1 (2 мин) |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии - Используя оценочный лист по географии (работа с картой), выделите те умения, которые потребуются вам для работы с картой «Природные зоны Земли». - Определите, на каком уровне сформированы данные умения лично у вас. Результат зафиксируйте в листе продвижения. - Какие умения необходимо отрабатывать на уроке? По результатам ваших выводов сформулируйте учебные задачи на урок | Мотивационная основа учебной деятельности (Л) | 1 (2 мин) |
Выявление места и причины затруднения, формулирование учебной задачи 1. Научиться использовать условные знаки карты для определения названий природных зон и установления их границ. 2. Научиться, сопоставляя тематические карты, устанавливать причинно-следственные связи (объяснять смену природных зон от экватора к полюсам). 3. Научиться выделять ключевые слова в тексте. 4. Научиться давать определения понятиям. 5. Научиться находить существенную информацию. 6. Научиться преобразовывать текстовую информацию в таблицу. | Учебно-познавательный интерес (Л) | 1 (1 мин) |
Построение проекта выхода из затруднения Цель урока: объяснить смену природных зон на Земле. Тема урока: Природные зоны Земли Способы действия: работа с текстом учебника План достижения цели: - прочитать текст параграфа, интернет – ресурсы; - выделить ключевые слова; - найти существенную информацию в тексте; - преобразовать текстовую информацию в таблицу – синтез; - найти на карте районы Земли указанные в изученном тексте. Средства: текст параграфа 31 « Природные зоны Земли». Ресурсы: Электронное приложение к учебнику А. И. Алексеева «Полярная звезда». Сроки: в течении урока | Планирование учебного сотрудничества (К) | 1 |
Реализация построенного проекта Работа с картой природных зон (с. 188) учебника. Задание 1. – По карте «Природные зоны Земли», приложение, с. 188, определите, какие природные зоны сменяют друг друга при продвижении от экватора к северному полюсу вдоль меридиана 20 градусов в.д.? Названия природных зон запишите в таблицу-синтез «Таблица-синтез» Название природной зоны | Климат | Растительность | Животный мир | Экваториальные леса | | | | Саванны | | | | Пустыни | | | | Степи | | | | Лесная зона: А) тайга Б) смешанные широколиственные леса | | | | Тундра | | | | Арктические (антарктические) пустыни | | | | Путешествуя от экватора к полюсам, попробуем представить пейзажи основных природных зон Земли. Работа в группах: Задание 2. - Сопоставляя тематические карты, используя текст учебника (с.170), установите причинно-следственные связи (объясните смену природных зон от экватора к полюсам). -Почему происходит смена природных зон на Земле? Класс делится на группы по числу природных зон (работа в парах) Каждая группа, используя учебник, атлас, дополнительную литературу, описывает особенности 1 природной зоны. | Преобразовывать информацию из одного вида в другой (П) Смысловое чтение (П) Извлечение необходимой информации из текстов (П) | 2 (15 мин) |
Первичное закрепление во внешней речи От каждой группы выступает представитель и докладывает о проделанной работе. Полученные данные учащиеся систематизируют и заполняют таблицу. Вывод: Почему происходит смена природных зон на Земле?? Природные зоны закономерно сменяют друг друга от экватора к полюсам в зависимости от соотношения тепла и влаги Природные зоны – это зональные ПК Земли с разным сочетанием тепла и влаги, закономерно сменяющиеся от экватора к полюсам. Проводим оценку работы: - Что получилось, где и в чём были трудности? | Коррекция (Р) | 2 (5 мин) |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Работа с заданиями ЭП к учебнику Работа с тренажёром. Проводим оценку работы: - Что получилось, где и в чём были трудности? | Рефлексия способов и условий действия (Р) | 2 (5 мин) |
Включение в систему знаний и повторение Работа с заданиями ЭП к учебнику Задания для контроля Проводим оценку работы: - Что получилось, где и в чём были трудности? | Структурирование знаний (П) | 3 (5 мин) |
Рефлексия учебной деятельности на уроке – Сделайте вывод по уроку. – Чему научились? - Проведите оценку уровня сформированности умений? - Зафиксируйте свои достижения в листе продвижения. Полученные результаты фиксируем в дневник, по желанию выставляем в журнал. Альтернативный вариант: если не устраивает качество полученных знаний на уроке и уровень развития умений, работаем дома. Домашнее задание: прочитать текст § 31, задание №1, выполните презентации на тему: «Природные зоны Земли», задание №2, нанесите границы природных зон на контурную карту. (№1 и №2 на выбор) | Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (Р) | 3 (5 мин) |