ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программы В. В. Воронковой «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1», Владос.- М.: Просвещение, 2008..с.29
Общая характеристика учебного предмета
Математика в коррекционной школе 8 вида является одним из основных учебных предметов , она способствует дать учащимся такие доступные количественные , пространственные и временные геометрические представления , которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность и способствует повышению их общего развития и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств
Цели и задачи курса
Цель: формирование практически значимых знаний и умений, развитие логического мышления и пространственного воображения, создание условий для социальной адаптации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - подготовка учащихся к жизни и овладению доступными трудовыми навыками.
Задачи курса: - дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; - использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития Учащихся и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; - развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией; - воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
1.3 Основные направления коррекционной работы
Развитие зрительного восприятия; - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие основных мыслительных операций; - развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; - коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; - обогащение словаря; - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (решение арифметических задач, связанных с социализацией). Требования к уровню подготовки выпускников Учащиеся должны знать: - таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток; - табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления; - названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; - числовой ряд чисел в пределах 1 000 ; - дроби обыкновенные и десятичные; их получение, запись, чтение; - геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников (треугольника, прямоугольника,), названия геометрических тел.
Учащиеся должны уметь: - выполнять арифметические действия с числами в пределах 100,легкие случаи в пределах 1 000 устно; - выполнять арифметические действия с многозначными числами письменно в пределах 10 000; - выполнять арифметические действия с десятичными дробями: - складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях (легкие случаи); - находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту; - решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2, 3, 4 арифметических действия; - вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда; - различать геометрические фигуры и тела; - строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии.
1.4.Место учебного предмета
Преподавание предмета « Математика» в 5 коррекционном классе 8 вида представляет распределение часов в соответствии с содержанием предметной области ФКГОС. Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Математика »в 5 коррекционном классе в объёме 175 часов ( 5 часов в неделю). Планирование преподавания и структура учебного содержания соответствует содержанию и структуре «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов» под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой
Рабочая программа адаптирована на 5 часов в неделю , согласно школьного учебного плана.
Учебно- методический комплект:
. М.Н.Перова. Математика, 5. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных\ образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2013 год.
2.1 Содержание учебного материала 5 класс
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами устных вычислений.
Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Нумерация чисел в пределах 1 000.
Получение круглых сотен в пределах 1 000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц.
Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.
Счет до 1 000 и от 1 000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5. 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел.
Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
Округление чисел до десятков, сотен: знак =.
Сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?» (легкие случаи).
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе
. Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1 т), соотношения; 1 м = 1 000 мм, 1 км = 1 000 м, 1 кг = 1 000 г. 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной. Единицы измерения времени: год (1 год), соотношение: 1 год = = 365, 366 сут. Високосный год.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости устно (55 см ± 19см; 55 см ±45 см; 1 м — 45 см; 8 м 55см ±3м 19 см: 8 м 55см ± 19 см; 4м 55см±3 м; 8м±19см; 8м±4м45см.
Римские цифры. Обозначение чисел I —XII.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 устно и письменно, их проверка. Умножение чисел на 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка и с остатком. Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы. Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число - 40 • 2; 400 • 2; 420 : 2; 40 : 2; 300 : 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 • 2; 243 • 2; 48 : 4; 488 : 2 и т.п.) устно.
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд письменно, их проверка.
Получение одной, нескольких долей предмета, числа.
Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной.
Сравнение обыкновенных дробей с единицей.
Дроби правильные, неправильные.
Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?, «Во сколько раз больше (меньше)?», составные задачи, решаемые в 2-3 арифметических действия.
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника. Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью ; циркуля и линейки. Линии в круге; радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D. Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100. Буквы латинского алфавита: A,, В, С, D, Е, К, М, О, Р, S.
2.2 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Математика» являются умения:
- анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, определять причинно-следственные зависимости и другие логические умения;
- выполнять вычисления по определённым алгоритмам;
- правильно производить арифметические записи, безошибочно вычислять и проверять эти вычисления
- пользоваться календарём, определять время по часам
- измерять различные величины с помощью приборов и инструментов;
- строить линии, фигуры, тела, распознавать их;
2.3 Основные направления коррекционной работы
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
2.4 Коррекционные задачи уроков
Коррекция мышления
1. Развивать речь учащихся посредством ввода новых слов.
2. Учить учащихся обобщать, анализировать.
3. Развивать регулирующую функцию мышления.
4. Развивать последовательность мышления.
5. Развивать опосредованное познание.
6. Воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль.
7. Воспитывать наблюдательность.
8. Учить сравнивать, сопоставлять.
9. Учить делать умозаключения.
10. Развивать умение делать словесные, логические обобщения.
11. Учить выделять главное, существенное.
12. Учить выделять недостатки в работе, анализировать ход выполнения работы, сравнивать с образцом.
13. Упражнять в распознавании сходных предметов, находить сходные и отличительные признаки.
14. Развивать умение группировать предметы.
15. Работать над разложением целого на составные части и образованием целого из отдельных частей.
16. Учить выделять из общего частное.
17. Учить применять правила при выполнении задания.
18. Развивать умения сравнивать, анализировать.
19. Учить выделять сходство или различие понятий.
20. Учить делать выводы.
21. Развивать умение комментировать свои действия, давать словесный отчет о выполнении задания.
22. Развивать целенаправленность в работе.
Коррекция памяти
1. Вырабатывать навыки прочного запоминания.
2. Развивать логическую память.
3. Развивать механическую память.
4. Развивать смысловую память.
5. Совершенствовать навыки прочного запоминания.
6. Развивать словесно-логическую память.
7. Корректировать двигательную память.
8. Развивать скорость запоминания.
9. Развивать полноту запоминания.
10. Развивать преднамеренное запоминание.
11. Развивать произвольное запоминание.
12. Развивать образную память, тренировать память.
13. Корректировать двигательную (моторную) память.
Коррекция внимания
1. Развивать целенаправленное внимание.
2. Воспитывать распределительное внимание (на два, три объекта), т.е. переключение внимания с одного объекта на другой.
3. Развивать сосредоточенное (концентрированное) внимание на одном объекте.
4. Развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей).
5. Воспитывать устойчивость внимания (весь урок не отвлекаться).
6. Пробуждать активность внимания.
7. Развивать наблюдательность.
Коррекция речи
1. Создавать условия для преодоления речевой замкнутости, нерешительности.
2. Расширять пассивный словарь.
3. Учить последовательности выражения мысли.
4. Учить осознанному чтению.
5. Учить осуществлять звуковой контроль речи.
6. Учить самостоятельно применять правила построения устной и письменной речи.
7. Работать над развитием активного словаря.
Коррекция восприятия, ощущения, представления
1. Работать над расширением зрительного восприятия.
2. Работать над ориентировкой в новой ситуации.
3. Работать над восприятием и осмыслением изображенного на таблице, чертеже.
4. Развивать представление и творческую активность.
5. Развивать целенаправленное восприятие по содержанию и форме.
6. Работать над дифференцированием предметов по цвету, форме, величине.
7. Развивать глазомер.
8. Расширять представления через сопоставления, сравнения.
9. Распознавать объемные и контурные предметы на ощупь.
10. Развивать восприятие зрительного образа слова и моторного акта, связанного с его записыванием.
11. Увеличивать скорость ориентировки взоров.
12. Учить ориентироваться в таблице, задании, находить нужное (слово, цифры и т.д.).
13. Учить воспроизводить и сопоставлять различные комбинации фигур по образцу, по заданию.
Коррекция самооценки
1. Вырабатывать навыки критического отношения к своим и чужим мнениям, желаниям, поступкам, делам.
2. Формировать навыки, потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребности занимать достойное место среди других людей.
3. Устранять навыки некритичной, неустойчивой и положительной самооценки.
4. Воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль.
3.Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1-10 | Повторение. Сотня. | 9ч. |
1-2 | Нахождение неизвестного слагаемого. | 2 |
3-4 | Нахождение неизвестного уменьшаемого. | 2 |
5-6 | Нахождение неизвестного вычитаемого. | 2 |
7 | Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. | 1 |
8 | Контрольная работа №1 | 1 |
19 | Работа над ошибками. Повторение. | 1 |
10-13 | Геометрический материал. Повторение. | 4ч. |
10-11 | Линия, отрезок, луч. | 2 |
12-13 | Углы. Виды углов, построение. | 2 |
14-53 | Тысяча. | 40ч. |
14-17 | Нумерация чисел в пределах 1000. | 4 |
18-20 | Разряды. Таблица классов и разрядов. | 3 |
21-24 | Округление чисел до десятков и сотен. | 4 |
25-27 | Римская нумерация. | 3 |
28-30 | Меры стоимости, длины и массы. | 3 |
31-34 | Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости. | 4 |
35-40 | Сложение и вычитание круглых сотен и десятков. | 6 |
41-47 | Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. | 7 |
48-50-51-52 | Проверка пройденного. Отработка вычислительных навыков. | 5 |
53 | Контрольная работа.№2 | 1 |
54 | Работа над ошибками. Повторение. | 1 |
55-66 | Геометрический материал. | 12ч. |
55-56 | Периметр многоугольника. | 2 |
57-58 | Треугольники. | 2 |
59-60 | Различение треугольников по видам углов. | 2 |
61 | Различение треугольников по длинам сторон. | 1 |
62-63 | Разностное сравнение чисел. | 2 |
64 | Кратное сравнение чисел. | 1 |
65-66 | Проверка пройденого. Отработка вычислительных навыков. | 2 |
67-91 | Сложение и вычитание в пределах 1000 с перехом через разряд. | 25ч. |
67-68-69-70-71 | Сложение с переходом через разряд. | 5 |
72-73-74-75-76-77-78 | Вычитание с переходом через разряд. | 7 |
79-80 | Решение задач по краткой записи. | 2 |
81 | Составление краткой записи к составным задачам. Решение составных задач. | 1 |
82-83-84-85 | Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа. | 4 |
86-87 | Решение уравнений. | 2 |
88-89 | Проверка пройденого. Отработка вычислительных навыков. | 2 |
90 | Контрольная работа. №3 | 1 |
91 | Работа над ошибками. Повторение. | 1 |
92-136 | Обыкновенные дроби. | 45ч. |
92-93-94 | Образование дробей. | 3 |
95-96-97-98 | Сравнение дробей. | 4 |
99-100-101-102 | Правильные и неправильные дроби. | 4 |
103-104-105-106 | Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10 и 100. | 4 |
107-108-109 | Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы. | 3 |
110-111 | Замена крупных мер мелкими. | 2 |
112-113 | Замена мелких мер крупными. | 2 |
114-115 | Меры ремени. Год. | 2 |
116-117-118-119 | Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число. | 4 |
120-121-122-123-124 | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | 5 |
125-126-127 | Проверка умножения и деления. | 3 |
128-129-130-131 | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | 4 |
132-133-134 | Проверка пройденого. Отработка вычислительных навыков. | 3 |
135 | Контрольная работа. №4 | 1 |
136 | Работа над ошибками. Повторение. | 1 |
137-147 | Геометрический материал. | 11ч. |
137-138-139 | Построение треугольников. | 3 |
140-141-142 | Круг. Окружность. Линии в круге. | 3 |
143-144-145 | Масштаб. | 3 |
146-147 | Проверка пройденого. Отработка вычислительных навыков. | 2 |
148-167 | Все действия в пределах 1000. Повторение. | 20ч. |
148-149 | Сложение с переходом через разряд. | 2 |
150-151 | Вычитание с переходом через разряд. | 2 |
152-153 | Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа. | 2 |
154-155 | Дроби.Все действия с дробями. | 2 |
156-157 | Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10 и 100. | 2 |
158 | Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число. | 1 |
159-160 | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. | 2 |
161-162 | Проверка умножения и деления. | 2 |
163-164-165 | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. | 3 |
166 | Контрольная работа. №5 | 1 |
167 | Работа над ошибками. Повторение. | 1 |
168-170 | Повторение. Геометрический материал. | 3ч. |
168 | Прямоугольник (квадрат). | 1 |
169-170 | Куб. Брус. Шар. | 2 |