Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. Х.Х. Долова с.п. Хатуей»
Площадь многоугольников. Измерение на местности
Урок геометрии в 8 классе
Нотова Раиса Карнеевна
Учитель математики
2017-2018 уч.г.
Содержание
1.Аннотация- 2с
2.Введение- 3с
3.Основная часть- 4-9с
4.Заключение- 10с
5.Список литературы- 11с
1.Аннотация (методическое обоснование темы)
Проблема, раскрываемая в разработке урока: применение игровой и
информационной технологий позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
Вопросы, раскрываемые в разработке: повышение интереса к предмету,
уменьшение объема фронтальных форм организации деятельности школьников, а также доминирования речи учителя.
2.ВВЕДЕНИЕ.
В курсе изучения геометрии основной школы рассматриваются задачи, связанные с практическим применением изученных знаний: измерительные работы на местности, измерительные инструменты. Практические работы на местности являются одной из наиболее активных форм связи обучения с жизнью, теории с практикой. Мы учимся пользоваться справочниками, применять необходимые формулы, овладевать практическими приёмами геометрических измерений и построений. Практические работы с использованием измерительных инструментов повышают интерес к математике
Урок геометрии в 8 классе
Тема: Площадь многоугольников. Измерение на местности
Цель: повторить, закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать навыки поиска путей решения задач на вычисление площадей фигур; развивать логическое мышление, творческие способности, внимание, умение создавать математические модели к задачам; воспитывать чувства коллективизма, интерес к изучению геометрии.
Задачи:
образовательные :
формировать навыки самостоятельного воспроизведения ранее полученных знаний;
формировать навыки использования полученных знаний по теме площадь многоугольников в жизненных ситуациях;
развивающие:
развитие мышления обучающихся, развитие математической речи;
развитие коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения заданий;
воспитательные:
воспитание способностей к нравственному общению среди обучающихся, к сотрудничеству, то есть формирование коммуникативных навыков;
воспитание ответственности, организованности.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний .
Оборудование: индивидуальные карточки, презентация, проектор, компьютер.
Методы: проблемно -поисковый метод
Формы познавательной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, коллективная.
Структура урока:
Организационный момент -1мин
Мотивация выбора данной темы-1мин
Актуализация опорных знаний и их коррекция- 3мин
Самостоятельная работа-6мин
Физкультминутка-1 мин
Мозговой штурм-15 мин
Защита работ-8 мин
Рефлексия-3мин
Подведение итогов. Информация о домашнем задании-2 мин
План урока:
Эпиграф
Среди равных умов при одинаковости прочих условий превосходит тот, кто знает геометрию.
Б.Паскаль
Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на занятии
Здравствуйте ребята. Посмотрите на друг друга, улыбнитесь, порадуйтесь солнечному дню.
2.Мотивация выбора данной темы
Тема нашего урока: Площадь многоугольников. Измерение на местности Запишите в тетради число и тему урока.
Ребята, данный урок мы проводим в форме деловой игры. В ходе работы каждому участнику необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение, чтобы найти правильную линию решения проблемы, соответственно реальным обстоятельствам производства, имитированным в игре.
3.Актуализация опорных знаний и их коррекция
Решение устных упражнений
Экспресс-опрос
Сформулируйте определение многоугольника
какие виды многоугольников вы изучили?
Что такое площадь многоугольника?
Какие единицы измерения площадей вы знаете?
Составь пару
На экран проектируют геометрические фигуры и формулы вычисления площадей. Учащиеся должны составить пару: геометрическая фигура и формула, с помощью которой вычисляется ее площадь.

А) S =
; Б) S = ab; В) S =
; Г) S = ah ; Д) S =
;
E) S =
ab ; Ж) S =
ah.
ответ: 1-Е; 2-А; 3-Б; 4-Ж; 5-Г; 6-В; 7-Д.
4.Самостоятельная работа.
Тест в двух вариантах
Тесты состоят из 3 вопросов, в каждом из которых предлагается три варианта ответа. За каждый правильный ответ учащийся получает один балл. Тест направлен на закрепление теоретического материала, а именно формулы нахождения площадей многоугольников .После выполнения задания ребята обмениваются заданиями и проверяют .
Тест. Обобщение темы «Площадь». 8 класс
Вариант 1.
А1. Сторона ромба равна 5 см, а одна из его диагоналей – 6 см. Чему равна площадь ромба?
30см2 | 2) 24см2 | 3) 15см2 | 4) 12 см2 |
А2. Биссектриса угла А прямоугольника ABCD пересекает сторону ВС в точке Е так, что ВЕ = 4,5 см, СЕ = 5,5см. Чему равна площадь прямоугольника?
55 см2 | 100 см2 | 110 см2 | 45 см2 |
А3. Чему равна площадь ромба со стороной 8 см и углом, равным 600?
1) 16 см2 | 2) 323 см2 | 3) 32 см2 | 4) 163 см2 |
Вариант 2.
А1. Чему равна площадь квадрата со стороной 52 см2?
50 см2 | 2) 25 см2 | 3) 75 см2 | 4) 100 см2 |
А2. Биссектриса угла В прямоугольника ABCD пересекает сторону AD в точке K так, что AK = 6,5 см, KD = 3,5см. Чему равна площадь прямоугольника?
35 см2 | 100 см2 | 65 см2 | 32,5 см2 |
А3. Чему равна площадь ромба со стороной 10 см и углом, равным 600?
1) 50 см2 | 2) 503 см2 | 3) 100 см2 | 4) 253 см2 |
Ответы
В-1 | А1 | А2 | А3 |
2 | 4 | 2 |
В-2 | А1 | А2 | А3 |
1 | 3 | 2 |
6.Физкультминутка. Разминка для глаз
5.Мозговой штурм
Решение задач практического содержания
Знания полученные при изучении темы «Многоугольники и их площади», широко используют в черчении, рисовании , в строительстве и архитектуре, а также в повседневной жизни.
Класс заранее поделен на 5 групп, каждая из которых получает наряд-задание. У каждой группы рулетка для выполнения измерительных работ.
Во время работы внутри группы разрешаются взаимоконсультации. При необходимости вы можете обратиться к учителю. Во время работы постарайтесь применить свои знания на практике, на первый план должно выступить математическое содержание работы, не забывайте об экономии материалов.
Учащиеся быстро объединяются в группы. Все предложения обсуждаются коллективно и выбирают путь решения задачи. Учащиеся составляют математическую модель задачи
Задачи-задания
Поле
Поле имеет форму параллелограмма, большая сторона которого равна 500 м, а высота 180 м. Через это поле под прямым углом к большей стороне проходит шоссе шириной 12м. Определите посевную площадь поля и объем семян огурцов для посева

Ремонт пола

Рисунок представляет собой план столовой. Размеры даны в метрах. Требуется покрасить пол в два слоя. Расход краски – 120г/ м2. Стоимость 1 банки(1 кг) 180 руб. Сколько рублей нужно потратить на покраску пола?
Укладка кафеля
Необходимо облицевать кафельной плиткой 1 стену классной комнаты. Стена имеет форму прямоугольника. Длина __м, Высота_____ Кафель имеет прямоугольную форму со сторонами 20см и 30см. Отходы составляют 10%. Стоимость 1 плитки 130 руб. Сколько руб уйдет на покупку кафеля?
Настил паркета
Рассчитать нужное количество плитки для покрытия пола в классе и необходимую для этого сумму денег, если цена одной плитки размером 0.3 м х 0.5м равна 32 руб.
Покраска столов
Рассчитать нужное количество краски для покраски 12 столов в классе и необходимую для этого сумму денег, если на 1 кв. м. требуется 150 г краски . Стоимость 1 банки(1 кг) 95 руб.
7.Защита работ
Каждая группа создала свою фирму со своим именем и выбрали менеджера. Ребята распредели между собой работу. На ватманах расчертили таблицу и по очереди сдают свою работу. При необходимости при защите вносятся коррекции
8.Рефлексия
В течении урока поработали неплохо, особенно хотелось бы отметить…
Эту оценку дала я вам, а теперь оцените сами вашу работу и ответьте на вопросы:
Что нового я узнал?
Пригодятся ли на практике мне эти знания?
Где я смогу применить эти знания?
9. Подведение итогов. Информация о домашнем задании
Домашним заданием для вас будет: найти в интернете материал о расчете площади крыш.
4.Заключение
Организация учебной деятельности с учётом ИКТ позволяет учащимся с использованием презентации проверить групповую, парную работу. С другой стороны, надпредметным компонентом результата деятельности учащихся на уроке является приобщение их к процессу творчества, открытия для себя нового, осознание чувства сопричастности к общему успеху. Деловая игра даёт возможность осуществить деятельностный подход в обучении математики, выделив следующие этапы:
построение имитационной модели производственного объекта;
постановка главной цели менеджерам и выяснение их роли в работе фирмы;
создание игровой проблемной ситуации;
овладение необходимым теоретическим материалом;
решение производственной задачи на основании математических знаний;
проверка результатов;
коррекция;
реализация принятого решения;
анализ итогов работы;
оценка результатов работы.
5.Список литературы
Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов , С.Б.Кадомцев и др. – 20-е изд.- М. : Просвещение ,2010.
Атанасян Л.С., В.Ф. Бутузов, Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия. Рабочая тетрадь, 8 класс . Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений .- М. : ОАО «Издательство Просвещение» 2006.
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru
Приложение:
Презентация
Задания
Таблицы для ответов
Справочный материал
Тесты
Наименование материла | Площадь стены(кв. м) | Площадь 1 кафеля(кв. м) | Кол-во плиток | Цена 1 плитки (в рублях) | Сумма |
Кафельная плитка | | | | 130 руб | |
Наименование материла | Площадь пола (кв. м) | Площадь 1 плитки (кв. м) | Кол-во плиток | Цена 1 плитки (в рублях) | Сумма |
Паркетная плитка | | | | 32 руб | |
Наименование материла | Площадь 1 стола(кв. м) | Общая площадь | Расход краски на 1 кв. м. | Объем краски | Цена 1 кг краски (в рублях) | Сумма |
Голубая краска | | | 150 г | | 180 руб | |
Наименование материла | Общая площадь | Расход краски на 1 кв. м. | Объем краски на два слоя | Цена 1 кг краски (в рублях) | Сумма |
Половая краска | | 120 г | | 180 руб | |
Наименование материла | Общая площадь | Площадь поля (га) | Расход семян на 1 га | Всего семян (кг) | Цена 1 кг (в рублях) | Сумма |
Поле | | | 2 кг | | 7500 | |
1 Поле
Поле имеет форму параллелограмма, большая сторона которого равна 500 м, а высота 180 м. Через это поле под прямым углом к большей стороне проходит шоссе шириной 12м. Определите посевную площадь поля и объем семян огурцов для посева

2.Ремонт пола

Рисунок представляет собой план столовой. Размеры даны в метрах. Требуется покрасить пол в два слоя. Расход краски – 120г/ м2. Стоимость 1 банки(1 кг) 180 руб. Сколько рублей нужно потратить на покраску пола?
3.Укладка кафеля
Необходимо облицевать кафельной плиткой 1 стену классной комнаты. Стена имеет форму прямоугольника. Длина __м, Высота_____ Кафель имеет прямоугольную форму со сторонами 20см и 30см. Отходы составляют 10%. Стоимость 1 плитки 130 руб. Сколько руб уйдет на покупку кафеля?
4.Настил паркета
Рассчитать нужное количество плитки для покрытия пола в классе и необходимую для этого сумму денег, если цена одной плитки размером 0.3 м х 0.5м равна 32 руб.
5.Покраска столов
Рассчитать нужное количество краски для покраски 12 столов в классе и необходимую для этого сумму денег, если на 1 кв. м. требуется 150 г краски . Стоимость 1 банки(1 кг) 95 руб.
Расход семян и густота стояния основных овощных культур |
Культура | Количество семян в 1 грамме, шт | Вес 1000 шт семян, г | Схема посадки, см | Густота стояния, тыс. раст. на 1 га | Расход семян на 1 га | Ед. измерения | Способ выращивания |
Арбуз | 6 - 25 | 40 - 170 | 180 - 220 х 50 - 60 | 8 - 12 | 0,4 -0,5/0,7 - 3,0 | кг | рассадный / безрассадный |
Лук репчатый | 200 - 250 | 4 - 5 | 30 - 35 х 3 - 5 | 600 - 1000 | 2,5 - 3,5/4 - 6 | кг | рассадный / безрассадный |
Морковь | 700 - 1250 | 0,8 - 1,8 | 30 - 35 х 2 - 5 | 1000 - 4000 | 1,2 - 6,0 | кг | безрассадный |
Огурец | 40 - 50 | 20 - 25 | 200 х 30 | 20 - 30 | 0,5 - 0,7/1,5 - 2 | кг | рассадный / безрассадный |
Перец | 120 - 200 | 5 - 8 | 50 х 40 | 30 - 50 | 0,25 - 0,5 | кг | рассадный |
Петрушка | 1000 - 1300 | 1 - 1,3 | 30 - 35 х 2 - 5 | 400 - 500 | 1,0 - 3,0 | кг | безрассадный |
Тест. Обобщение темы «Площадь». 8 класс
Вариант 1.
А1. Сторона ромба равна 5 см, а одна из его диагоналей – 6 см. Чему равна площадь ромба?
30см2 | 2) 24см2 | 3) 15см2 | 4) 12 см2 |
А2. Биссектриса угла А прямоугольника ABCD пересекает сторону ВС в точке Е так, что ВЕ = 4,5 см, СЕ = 5,5см. Чему равна площадь прямоугольника?
55 см2 | 100 см2 | 110 см2 | 45 см2 |
А3. Чему равна площадь ромба со стороной 8 см и углом, равным 600?
1) 16 см2 | 2) 323 см2 | 3) 32 см2 | 4) 163 см2 |
Вариант 2.
А1. Чему равна площадь квадрата со стороной 52 см2?
50 см2 | 2) 25 см2 | 3) 75 см2 | 4) 100 см2 |
А2. Биссектриса угла В прямоугольника ABCD пересекает сторону AD в точке K так, что AK = 6,5 см, KD = 3,5см. Чему равна площадь прямоугольника?
35 см2 | 100 см2 | 65 см2 | 32,5 см2 |
А3. Чему равна площадь ромба со стороной 10 см и углом, равным 600?
1) 50 см2 | 2) 503 см2 | 3) 100 см2 | 4) 253 см2 |
20