СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ 2020 по литературе. Литературоведческие термины.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ 2020 по литературе. Литературоведческие термины.»

  • 1. Укажите жанр, к которому относится произведение А.П. Чехова «Ионыч».

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

  • Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, — сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. — Умри, Денис, лучше не напишешь.
  • Все окружили её, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей её фигуре было написано торжество.
  • Прекрасно! превосходно!
  • Прекрасно! — сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. — Вы где учились музыке? — спросил он у Екатерины Ивановны. — В консерватории?
  • Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.
  • Вы кончили курс в здешней гимназии?
  • О нет! — ответила за неё Вера Иосифовна. — Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.
  • А всё-таки в консерваторию я поеду, — сказала Екатерина Ивановна.
  • Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.
  • Нет, поеду! Поеду! — сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.
  • А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: болыпинский, недурственно, покорчило вас благодарю...
  • Но это было не всё. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.
  • А ну-ка, Пава, изобрази! — сказал ему Иван Петрович.
  • Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:
  • Умри, несчастная!
  • И все захохотали.
2. Какую фамилию имеет семейство, демонстрирующее гостям свои «таланты»?  3. В приведённом фрагменте герои оживлённо беседуют. Как называется разговор персонажей, обменивающихся репликами? 4. Установите соответствие между персонажами чеховских произведений, раскрывающих сущность «пошлого» мира, и названиями этих произведений. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.   ПЕРСОНАЖИ ПРОИЗВЕДЕНИЯA ) Червяков Б) Очумелов B) Беликов   1) «Смерть чиновника» 2) «Человек в футляре» 3) «Ионыч» 4) «Хамелеон»  5. В описании поведения хозяев дома сквозит скрытая авторская насмешка. Каким термином она обозначается?
  • 2. Какую фамилию имеет семейство, демонстрирующее гостям свои «таланты»? 3. В приведённом фрагменте герои оживлённо беседуют. Как называется разговор персонажей, обменивающихся репликами?
  • 4. Установите соответствие между персонажами чеховских произведений, раскрывающих сущность «пошлого» мира, и названиями этих произведений. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

  • ПЕРСОНАЖИ ПРОИЗВЕДЕНИЯA
  • ) Червяков
  • Б) Очумелов
  • B) Беликов
  •   1) «Смерть чиновника»
  • 2) «Человек в футляре»
  • 3) «Ионыч»
  • 4) «Хамелеон»

  • 5. В описании поведения хозяев дома сквозит скрытая авторская насмешка. Каким термином она обозначается?
6. Во фрагменте представлены краткие, но выразительные описания внешнего облика персонажей (например, «мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками»). Как называется такое средство характеристики героя?  7. Укажите литературное направление, к которому относится чеховская проза. 8. В чём приведённый фрагмент «Ионыча» может послужить иллюстрацией к высказыванию А. П. Чехова о том, что «мещанство — страшное зло»?
  • 6. Во фрагменте представлены краткие, но выразительные описания внешнего облика персонажей (например, «мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками»). Как называется такое средство характеристики героя? 7. Укажите литературное направление, к которому относится чеховская проза.
  • 8. В чём приведённый фрагмент «Ионыча» может послужить иллюстрацией к высказыванию А. П. Чехова о том, что «мещанство — страшное зло»?
8. Страшное зло омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажается Чеховым в рассказе «Ионыч». Семья Туркиных, слывущая в городе С. «самой образованной и талантливой», олицетворяет мир, обреченный на бесконечное повторение одного и того же, как заигранная граммофонная пластинка. Отец семейства «все время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю». Призрачная, жутковатая имитация юмора, мертвый скелет его... Мать, Вера Иосифовна, слишком слащаво и притворно разговаривает со своей взрослой дочерью Екатериной Ивановной, по воле родителей перекрещенной в мещанского «Котика». Будущего у этих людей нет. Их затянула рутина, они производят жалкое впечатление. И если эта семья действительно выделяется на фоне города С., если они — вершина, то как же низко пала эта нескладная жизнь! Поистине, «мещанство — страшное зло».
  • 8. Страшное зло омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажается Чеховым в рассказе «Ионыч». Семья Туркиных, слывущая в городе С. «самой образованной и талантливой», олицетворяет мир, обреченный на бесконечное повторение одного и того же, как заигранная граммофонная пластинка. Отец семейства «все время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский, недурственно, покорчило вас благодарю». Призрачная, жутковатая имитация юмора, мертвый скелет его... Мать, Вера Иосифовна, слишком слащаво и притворно разговаривает со своей взрослой дочерью Екатериной Ивановной, по воле родителей перекрещенной в мещанского «Котика». Будущего у этих людей нет. Их затянула рутина, они производят жалкое впечатление. И если эта семья действительно выделяется на фоне города С., если они — вершина, то как же низко пала эта нескладная жизнь! Поистине, «мещанство — страшное зло».
9. В каких произведениях русских писателей изображены быт и нравы обывателей и в чём эти произведения созвучны чеховскому «Ионычу»?
  • 9. В каких произведениях русских писателей изображены быт и нравы обывателей и в чём эти произведения созвучны чеховскому «Ионычу»?
  • 9. Страшное зло омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажается Чеховым в рассказах: «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник». История превращения доктора Старцева в Ионыча, заскорузлого собственника, пересчитывающего желтые и зеленые бумажки, кладущего их на текущий счет, страшна и поучительна. Однако Чехов не единственный, кому близка эта тема. Она блистательно раскрывается в творчестве Салтыкова−Щедрина, А. Н. Островского, остро звучит у Маяковского.
  • Слава, Слава, Слава героям!!!
  • Впрочем,
  • им
  • довольно воздано дани.
  • Теперь
  • поговорим
  • о дряни, —
  • этими словами Маяковский начинает крупный разговор на тему о недостатках, которые, по его мнению, не совместимы с социалистической действительностью, однако прекрасно уживаются в ней. Тревогу поэта вызывает опасная тенденция внедрения мещанина в государственный аппарат — и Маяковский срывает маску с опасного внутреннего врага молодого советского государства — мещанства:
  • Опутали революцию обывательщины нити,
  • Страшнее Врангеля обывательский быт.
  • Узость кругозора, убогий обывательский вкус, стремление к материальным благам характеризует героя пьесы Маяковского «Клоп». Этот портрет узнаваем: мы уже видели подобный в рассказах Чехова. «Бывший рабочий, бывший партиец» Петр Присыпкин под влиянием нэпманской стихии перерождается в буржуазного обывателя Пьера Скрипкина. Драматург предлагает читателю и зрителю взглянуть на этот тип современного мещанина из будущего. Для людей «светлого» завтра Скрипкин — такое же вредное насекомое, как клоп, который одним своим присутствием отравляет и заражает окружающую среду.
  • Творчество Чехова, Маяковского помогает нам и сегодня распознать обывателей и перестраховщиков. Не изжив этих недостатков, мы никогда не придем к свободному обществу, к жизни, достойной человека.
10. Назовите род литературы, к которому относится стихотворение Я. П. Полонского .  Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 8—12, 15, 16   Знавал я нищего: как тень, С утра, бывало, целый день Старик под окнами бродил И подаяния просил... Но всё, что в день ни собирал, Бывало, к ночи раздавал Больным, калекам и слепцам – Таким же нищим, как и сам.   В наш век таков иной поэт. Утратив веру юных лет, Как нищий старец изнурён, Духовной пищи просит он. – И всё, что жизнь ему ни шлёт, Он с благодарностью берёт – И душу делит пополам С такими ж нищими, как сам...   ( Я. П. Полонский, 1847 )
  • 10. Назовите род литературы, к которому относится стихотворение Я. П. Полонского .
  • Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 8—12, 15, 16
  •  
  • Знавал я нищего: как тень,
  • С утра, бывало, целый день
  • Старик под окнами бродил
  • И подаяния просил...
  • Но всё, что в день ни собирал,
  • Бывало, к ночи раздавал
  • Больным, калекам и слепцам –
  • Таким же нищим, как и сам.
  •  
  • В наш век таков иной поэт.
  • Утратив веру юных лет,
  • Как нищий старец изнурён,
  • Духовной пищи просит он. –
  • И всё, что жизнь ему ни шлёт,
  • Он с благодарностью берёт –
  • И душу делит пополам
  • С такими ж нищими, как сам...
  •  
  • ( Я. П. Полонский, 1847 )
11. Какой вид рифмовки (ААВВ) использует поэт? 12. Стихотворение Я. П. Полонского состоит из двух частей, равных по количеству строк, с одинаковой схемой рифмовки. Как называется повторяющаяся в стихотворении группа строк, объединённых общим размером и схемой рифмовки?
  • 11. Какой вид рифмовки (ААВВ) использует поэт?
  • 12. Стихотворение Я. П. Полонского состоит из двух частей, равных по количеству строк, с одинаковой схемой рифмовки. Как называется повторяющаяся в стихотворении группа строк, объединённых общим размером и схемой рифмовки?
13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите  в порядке возрастания ).  1) сравнение 2) неологизм 3) анафора 4) инверсия 5) метафора
  • 13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите  в порядке возрастания ).

  • 1) сравнение
  • 2) неологизм
  • 3) анафора
  • 4) инверсия
  • 5) метафора
14. Определите размер, которым написано стихотворение Я.П. Полонского (без указания количества стоп). 15. Как в стихотворении Я.П. Полонского отразились взгляды автора на сущность поэтического творчества?
  • 14. Определите размер, которым написано стихотворение Я.П. Полонского (без указания количества стоп).
  • 15. Как в стихотворении Я.П. Полонского отразились взгляды автора на сущность поэтического творчества?
15. Быть чутким барометром современности, послушным эхом общественных настроений — так мыслил себе Полонский высокое назначение поэта. Картины социального зла, бедность и бесправие народа, судьба человека не могут оставить равнодушным настоящего поэта, потому что он призван служить людям. Поэт, подобно нищему старцу, готов поделиться самым сокровенным: И душу делит пополам С такими ж нищими, как сам...
  • 15. Быть чутким барометром современности, послушным эхом общественных настроений — так мыслил себе Полонский высокое назначение поэта.
  • Картины социального зла, бедность и бесправие народа, судьба человека не могут оставить равнодушным настоящего поэта, потому что он призван служить людям. Поэт, подобно нищему старцу, готов поделиться самым сокровенным:
  • И душу делит пополам
  • С такими ж нищими, как сам...
16. В каких стихотворениях отечественных авторов звучит тема поэта и поэзии и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Я. П. Полонского?
  • 16. В каких стихотворениях отечественных авторов звучит тема поэта и поэзии и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Я. П. Полонского?
16. Тема поэта и поэзии традиционна для русской поэзии. К ней обращались А. С. Пушкин («Пророк», «Памятник»), М. Ю. Лермонтов («Поэт»), Н. А. Некрасов («Поэт и гражданин») и другие. Быть чутким барометром современности, послушным эхом общественных настроений — так мыслил себе Полонский высокое назначение поэта. Картины социального зла, бедность и бесправие народа, судьба человека не могут оставить равнодушным настоящего поэта, потому что он призван служить людям. Поэт, подобно нищему старцу, готов поделиться самым сокровенным: И душу делит пополам С такими ж нищими, как сам... Н. А. Некрасов сравнивал свою Музу с крепостной крестьянкой, которой знаком «бич» хозяев жизни. Вот почему Некрасов основным назначением поэта считает борьбу за освобождение угнетённых. А. С. Пушкин в стихотворении «Памятник» вторит в унисон Полонскому, что славу поэту сулит его служение народу, его стремление пробуждать «чувства добрые» и призывать «милость к падшим».
  • 16. Тема поэта и поэзии традиционна для русской поэзии. К ней обращались А. С. Пушкин («Пророк», «Памятник»), М. Ю. Лермонтов («Поэт»), Н. А. Некрасов («Поэт и гражданин») и другие.
  • Быть чутким барометром современности, послушным эхом общественных настроений — так мыслил себе Полонский высокое назначение поэта.
  • Картины социального зла, бедность и бесправие народа, судьба человека не могут оставить равнодушным настоящего поэта, потому что он призван служить людям. Поэт, подобно нищему старцу, готов поделиться самым сокровенным:
  • И душу делит пополам
  • С такими ж нищими, как сам...
  • Н. А. Некрасов сравнивал свою Музу с крепостной крестьянкой, которой знаком «бич» хозяев жизни. Вот почему Некрасов основным назначением поэта считает борьбу за освобождение угнетённых.
  • А. С. Пушкин в стихотворении «Памятник» вторит в унисон Полонскому, что славу поэту сулит его служение народу, его стремление пробуждать «чувства добрые» и призывать «милость к падшим».
17.1. Какую роль в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» играют исторические персонажи? 17.2. Как в лирике Ф. И. Тютчева отображены взаимоотношения человека и природы? 17.3. В чём заключается своеобразие конфликта пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»? 17.4. Нужна ли современному читателю классическая литература?
  • 17.1. Какую роль в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» играют исторические персонажи?
  • 17.2. Как в лирике Ф. И. Тютчева отображены взаимоотношения человека и природы?
  • 17.3. В чём заключается своеобразие конфликта пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»?
  • 17.4. Нужна ли современному читателю классическая литература?
  • 17.1. Какую роль в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» играют исторические персонажи?

 

  • В произведении присутствуют как исторические персонажи (Пугачёв, Екатерина II, бездарные оренбургские генералы, соратники Пугачёва), так и вымышленные герои (семья Гринёвых, Швабрин, семья Мироновых). Для Пушкина интересно было изобразить критический момент в истории России, в котором наиболее полно проявились характеры русских людей.
  • Показать Пугачёва как историческую личность — вот одна из важных задач автора в романе. Создавая образ народного вождя, Пушкин использует разные способы изображения: портрет, речь, поступки героя, сравнение с императрицей Екатериной, сложное восприятие другим персонажем — Петром Гринёвым. Исторические персоны (вождь крестьянской войны Пугачёв, императрица Екатерина) включаются в исторический фон — события, в которых главные герои проявляют свои характеры. Изображение исторических событий в романе даёт возможность Пушкину выразить своё понимание ключевых проблем философии истории: роли личности в историческом событии, целесообразности насильственных (революционных) действий в историческом процессе, справедливого устройства государства и т.д.
  • 17.2. Как в лирике Ф. И. Тютчева отображены взаимоотношения человека и природы?

  • Раскрытие темы возможно на стихотворениях: «Как океан объемлет шар земной», «Как хорошо ты, о море ночное», «О чем ты воешь, ветр ночной?». В стихотворении Тютчева «Как океан объемлет шар земной» отражается модель мироздания. Четыре элемента всего сущего: огонь («горящий славой звездной», «пылающею бездной»), вода («океан», «стихия», «прилив», «неизмеримость волн»), земля («шар земной», «земная жизнь», «берег», «пристань»), воздух («сны», «небесный свод») – находятся в отношении противоборства и единства одновременно. Море ночное в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное» – символ стихии мироздания – становится воплощением движения, оно всегда разное, нетождественное самому себе в каждый миг. Космос и Хаос, слабость и величие человека, его страх перед ликом бездны и в то же время таинственное притяжение к ней – именно это открывается нам в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?». Мир в изображении Тютчева противоречив: враждебность мироздания, его хаос, мгла, страхи и тайны – и его величие, гармония в самой стихийности; Человек – песчинка перед ликом мироздания, он в разладе с собой и миром – и человек един со всем сущим, он неотъемлемая часть мироздания.
  • 17.3. В чём заключается своеобразие конфликта пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»?
  •  
  • Что составляет конфликт пьесы Чехова “Вишневый сад”? На первый взгляд в произведении дана четкая расстановка социальных сил в русском обществе рубежа XIX—XX веков и обозначена борьба между ними: уходящее дворянство — Раневская и Гаев; поднимающаяся буржуазия — Лопахин; новые революционные силы, идущие им на смену, — Петя и Аня. Социальные мотивы присутствуют и в характерах действующих лиц: барская беспечность помещиков, их практическая беспомощность; буржуазная деловитость купца; открытость молодежи, устремленной в “светлое будущее”. Однако центральное с виду событие — борьба за вишневый сад — лишено того значения, какого, казалось бы, требует сама логика расстановки действующих лиц. Конфликт, основанный на противоборстве социальных сил, у Чехова приглушен. Драма жизни заключается в разладе самых существенных ее основ. И потому у всех героев пьесы есть ощущение временности своего пребывания в мире, чувство постепенного истощения и отмирания тех форм жизни, которые когда-то казались вечными. В пьесе все живут в ожидании надвигающегося рокового конца. Распадаются старые основы жизни и вовне, и в душах людей, а новые еще не народились.
  • Особенностью драматургии Чехова является то, что в его пьесах нельзя выделить главного героя. Вся система образов важна для раскрытия темы. Образы пьесы «Вишнёвый сад» представляют, с одной стороны, социальные слои России накануне перелома (дворянство, купечество, разночинская интеллигенция, отчасти крестьяне), с другой стороны — эти группы отражают прошлое, настоящее и будущее страны. Особое место занимает образ вишневого сада как олицетворение самой России.
  •  
17.4. Нужна ли современному читателю классическая литература?   Важность классической литературы для современного читателя можно доказать на примере произведений, которые затронули душу, ответили на важный вопрос, заставили задуматься над проблемой. Тема чести и бесчестия поднята Пушкиным в «Капитанской дочке». Тема патриотизма в произведениях о Великой Отечественной войне. Нельзя пройти мимо поднимаемых Гоголем в повести «Тарас Бульба» проблем предательства или верности долгу, отцу и Отечеству.
  • 17.4. Нужна ли современному читателю классическая литература?

 

  • Важность классической литературы для современного читателя можно доказать на примере произведений, которые затронули душу, ответили на важный вопрос, заставили задуматься над проблемой.
  • Тема чести и бесчестия поднята Пушкиным в «Капитанской дочке».
  • Тема патриотизма в произведениях о Великой Отечественной войне.
  • Нельзя пройти мимо поднимаемых Гоголем в повести «Тарас Бульба» проблем предательства или верности долгу, отцу и Отечеству.