Физика 7 класс. Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разрабатывается на основании следующих нормативных документов:
Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.12г. «Об образовании в Российской Федерации»;
требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования (далее ФГОС);
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936);
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937);
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 № 41020);
Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения "Лицей физики, математики, информатики №40" при Ульяновском государственном университете
Положением о рабочей программе учебных курсов, дисциплин (модулей), курсов внеурочной деятельности МБОУ "Лицей физики, математики, информатики № 40" при УлГУ (протокол педагогического совета № 14 от 07.07.2016г.)
Настоящая рабочая программа разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО и составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы. – 2-е издание. Москва: Просвещение, 2010г. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
Цели изучения физики в основной школе следующие:
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование у учащихся представлений о физической картине мира;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Для успешного достижения целей курса физики необходимо решить следующие задачи:
знакомство учащихся с методом научного познания и метода исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, световых явлениях, физических величинах, характеризующие эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природные явления, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки.
В основу курса физики положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы его построения.
Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершенным, содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической, так и современной физики; уровень представления материала учитывает познавательные возможности учащихся.
Идея преемственности. Содержание курса учитывает подготовку, полученную учащимися при изучении естествознания.
Идея генерализации. В соответствии с ней выделены такие стержневые понятия, как энергия, взаимодействие, вещество, поле. Ведущим в курсе является и представление о структурных уровнях материи.
Идея гуманитаризации. Ее реализация предполагает использование гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравственных, экологических проблем.
Идея спирального построения курса. Ее выделение обусловлено необходимостью учета математической подготовки и познавательных возможностей учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Н.С.Пурышева., Н.Е.Важеевская Физика . 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа, 2013.
В.И. Лукашик, Е. В. Иванова Сборник задач для 7-9 классов. – М.: Просвещение, 2013.
Л.А. Кирик Самостоятельные и контрольные работы. М.: Илекса, 2010.
А.Е.Марон, Е.А.Марон. Дидактические материалы. Физика 7. –М.: ДРОФА, 2010.
А.Е.Марон, Е.А.Марон. Сборник качественных задач по физике: для 7-9 кл. общеобр. Учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
А.Е. Марон, С.В. Позойский «Сборник вопросов и задач по физике» 7-9 класс. Учебное пособие. . – М.:Дрофа, 2012.
Рабочая тетрадь к учебнику Н.С. Пурышевой, Н.Е Важеевской. Физика. 7 класс. – М. ДРОФА, 2016.
Волков В.А, Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7 класс. –М.: «ВАКО», 2010
Лабораторные работы по физике 7 классы. Электронное учебное издание.
Проверочные и контрольные работы. Учебное пособие. Н.С.Пурышева., О.В.Лебедева – М.: Дрофа, 2012.
Согласно действующему в лицее учебному плану рабочая программа в 7-х классах предполагает обучение в объеме 70 часов (2 часа в неделю) и предусматривает базовый уровень изучения физики.
Из них:
контрольных работ – 5;
лабораторных работ – 11.
Планируемые результаты освоения курса физики
Предметные результаты обучения
Предметные результаты обучения физики представлены по темам.
Тема «Введение».
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
условные обозначения физических величин: длина (l), температура (t°), время (t), масса (m);
единицы физических величин: м, °С, с, кг;
физические приборы: линейка, секундомер, термометр, рычажные весы;
методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория.
Воспроизводить:
определения понятий: измерение физической величины, цена деления, шкалы измерительного прибора.
II уровень
Воспроизводить:
определения понятий: гипотеза, абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения;
формулу относительной погрешности измерения.
На уровне понимания
I уровень
Приводить примеры:
физических и астрономических явлений, физических свойств тел и веществ, физических приборов, взаимосвязи физики и техники.
Объяснять:
II уровень
Приводить примеры:
Объяснять:
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
измерять длину, время, температуру;
вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; погрешность измерения малых величин;
записывать результат измерений с учетом погрешности.
II уровень
Уметь:
соотносить физические явления и физические теории, их объясняющие;
использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Обобщать:
II уровень
Обобщать:
Тема «Движение и взаимодействие тел»
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
условные обозначения физических величин: путь (s), время (t), скорость (v), ускорение (a), масса (m), плотность (ρ), сила (F), давление (p), вес (P), энергия (E);
единицы перечисленных выше физических величин;
физические приборы: спидометр, рычажные весы.
Воспроизводить:
определения понятий: механическое движение, равномерное движение, равноускоренное движение, тело отсчета, траектория, путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес, давление, механическая работа, мощность, простые механизмы, КПД простых механизмов, энергия, потенциальная и кинетическая энергия;
формулы: скорости и пути равномерного движения, средней скорости, скорости равноускоренного движения, плотности вещества, силы, силы трения, силы тяжести, силы упругости, давления, работы, мощности;
графики зависимости: пути равномерного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, силы упругости от деформации, силы трения скольжения от силы нормального давления;
законы: принцип относительности Галилея, закон сохранения энергии в механике.
Описывать:
II уровень
Воспроизводить:
На уровне понимания
I уровень
Объяснять:
физические явления: взаимодействие тел, явление инерции;
сложение сил, действующих на тело;
превращение потенциальной и кинетической энергии из одного вида в другой;
относительность механического движения;
применение законов механики в технике.
Понимать:
существование различных видов механического движения;
векторный характер физических величин: v, a, F;
возможность графической интерпретации механического движения;
массу как меру инертности тела;
силу как меру взаимодействия тела с другими телами;
энергию как характеристику способности тела совершать работу;
значение закона сохранения энергии в механике.
II уровень
Понимать:
роль гипотезы в процессе научного познания;
роль опыта Кавендиша в становлении физического знания;
существование границ применимости физических законов и теорий (на примере закона всемирного тяготения).
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
определять неизвестные величины, входящие в формулы: скорости равномерного и равноускоренного движения, средней скорости, плотности вещества, силы, силы упругости (закона Гука), силы тяжести, силы трения, механической работы, мощности, КПД;
строить графики зависимости: пути от времени при равномерном движении, скорости от времени при равноускоренном движении, силы упругости от деформации, силы трения от силы нормального давления;
по графикам определять значения соответствующих величин.
Применять:
II уровень
Уметь:
записывать уравнения по графикам зависимости: пути равномерного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, силы упругости от деформации, силы трения от силы нормального давления.
Применять:
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Классифицировать:
Обобщать:
Применять:
II уровень
Обобщать:
Интерпретировать:
Уметь:
видеть и формулировать проблему; планировать поиск решения проблемы; определять и формулировать рабочую гипотезу;
отыскивать способы проверки решения проблемы;
оценивать полученные результаты; использовать теоретические методы научного познания (идеализация, моделирование, индукция, дедукция).
Тема «Звуковые явления»
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
условные обозначения физических величин: смещение (x), амплитуда (A), период (T), частота (ν), длина волны (λ), скорость волны (v);
единицы этих величин: м, с, Гц, м/с;
диапазон частот звуковых колебаний.
Воспроизводить:
определения понятий: механические колебания, смещение, амплитуда, период, частота, волновое движение, поперечная волна, продольная волна, длина волны;
формулы связи частоты и периода колебаний, длины волны, скорости звука; закон отражения звука.
II уровень
Воспроизводить:
На уровне понимания
I уровень
Объяснять:
процесс установления колебаний груза, подвешенного на нити, и пружинного маятника;
процесс образования поперечной и продольной волн;
процесс распространения звука в среде;
происхождение эха.
Понимать:
характер зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити;
характер зависимости длины волны в среде от частоты колебаний частиц среды и скорости распространения волны;
источником звука является колеблющееся тело;
характер зависимости скорости звука от свойств среды и температуры;
зависимость громкости звука от амплитуды колебаний, высоты звука от частоты колебаний.
II уровень
Объяснять:
Понимать:
характер зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити и от ускорения свободного падения;
характер зависимости периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины и массы груза;
характер зависимости скорости волны от свойств среды, в которой она распространяется.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
вычислять частоту колебаний маятника по известному периоду, и наоборот;
неизвестные величины, входящие в формулу длины волны;
неизвестные величины, входящие в формулу скорости звука;
определять экспериментально период колебаний груза, подвешенного на пружине.
II уровень
Уметь:
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Обобщать:
Сравнивать:
Тема «Световые явления»
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
условные обозначения физических величин: фокусное расстояние линзы (F), оптическая сила линзы (D), увеличение лупы;
единицы этих физических величин: м, дптр;
естественные и искусственные источники света;
основные точки и линии линзы;
оптические приборы: зеркало, линза, фотоаппарат, проекционный аппарат, лупа, очки;
недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость;
состав белого света;
дополнительные и основные цвета.
Распознавать:
естественные и искусственные источники света;
лучи падающий, отраженный, преломленный;
углы падения, отражения, преломления;
зеркальное и диффузное отражение;
сложение цветов и смешение красок.
Воспроизводить:
определения понятий: источник света» световой пучок, световой луч, точечный источник света, мнимое изображение, предельный угол полного внутреннего отражения, линза, аккомодация глаза, угол зрения, расстояние наилучшего видения, увеличение лупы;
формулу оптической силы линзы;
законы прямолинейного распространения света, отражения, преломления света;
принцип обратимости световых лучей.
Описывать:
наблюдаемые световые явления;
особенности изображения предмета в плоском зеркале и в линзе;
строение глаза и его оптическую систему.
II уровень
Называть:
основные точки и линии вогнутого зеркала: полюс, оптический центр, главный фокус, радиус, главная оптическая ось;
условия применимости закона прямолинейного распространения света.
Воспроизводить:
Описывать:
На уровне понимания
I уровень
Объяснять:
физические явления: образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения;
ход лучей в призме;
ход лучей в фотоаппарате и проекционном аппарате и их устройство;
оптическую систему глаза;
зависимость размеров изображения от угла зрения;
причины близорукости и дальнозоркости и роль очков в их коррекции;
увеличение угла зрения с помощью лупы;
происхождение радуги.
Понимать:
разницу между естественными и искусственными источниками света;
разницу между световым пучком и световым лучом;
точечный источник света и световой луч — идеальные модели;
причину разложения белого света в спектр.
II уровень
Объяснять:
Понимать:
границы применимости закона прямолинейного распространения света;
зависимость числа изображений в двух зеркалах от угла между ними;
принцип устройства калейдоскопа.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
применять знания законов прямолинейного распространения света, отражения и преломления к объяснению явлений;
изображать на чертеже световые пучки с помощью световых лучей;
строить: изображение предмета в плоском зеркале, ход лучей в призме, ход лучей в линзе, изображение предметов, даваемых линзой, ход лучей в приборах, вооружающих глаз (очки, лупа);
вычислять оптическую силу линзы по известному фокусному расстоянию, и наоборот.
II уровень
Уметь:
строить изображение предмета в вогнутом зеркале;
определять неизвестные величины, входящие в формулу тонкой линзы.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Сравнивать:
Устанавливать аналогию:
Использовать:
II уровень
Устанавливать аналогию:
Личностные результаты обучения:
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример;
основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;
формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ. 7класс.
Введение (6 часов).
Что и как изучает физика и астрономия.
Физические явления. Наблюдения и эксперимент. Гипотеза. Физические величины. Единицы величин. Измерение физических величин. Физические приборы. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности измерений. Измерение малых величин.
Физические законы и границы их применимости. Физика и техника.
Лабораторные работы.
№1 Измерение длины, объема и температуры тела.
№2 Измерение размеров малых тел.
№3 Измерение времени.
Демонстрации
- диффузия в растворах и газах, в воде
- модель хаотического движения молекул в газе
- демонстрация расширения твердого тела при нагревании
Эксперименты
- измерение размеров малых тел
Внеурочная деятельность
- внесистемные величины ( проект)
- измерение времени между ударами пульса
Раздел I Движение и взаимодействие (37 часов)
Механические явления
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Свободное падение. Ускорение свободного падения.
Лабораторные работы.
№4 Изучение равномерного движения.
№5 Измерение массы тела на рычажных весах.
№6 Измерение плотности вещества твердого тела.
Контрольные работы.
К/Р №1 по т.«Механическое движение».
Демонстрации
- равномерное прямолинейное движение
- зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета
Внеурочная деятельность
- определение средней длины шага и определение средней скорости движения в школу .Сравнение собственного пути и перемещения за сутки. Сравнение результатов между одноклассниками
Динамика
Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества. Сила. Графическое изображение сил. Измерение сил. Динамометр. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила.
Международная система единиц.
Сила упругости. Закон Гука. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Виды сил трения.
Лабораторные работы.
№7 Градуирование динамометра и измерение сил.
№8 Измерение коэффициента трения скольжения.
Контрольные работы.
К\Р №2 пот. « Масса. Плотность вещества».
Демонстрации
- явление инерции
- измерение плотности твердого тела
- измерение плотности жидкости
- сравнение масс тел с помощью равноплечих весов
- измерение силы по деформации пружины
- свойства силы трения
- сложение сил
Эксперименты
- измерение массы тела
- исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы
- определить во сколько раз давление табурета на пол больше ножками, чем сидением и давление сидящего ученика каждого класса на стул, сравнение
Внеурочная деятельность
- определение средней длины шага и определение средней скорости движения в школу .Сравнение собственного пути и перемещения за сутки. Сравнение результатов между одноклассниками
- наблюдение инертности монеты на листе бумаги
- определение массы воздуха в классе и дома, сравнение
- домашнее наблюдение невесомости
- домашний опыт с катушкой ниток
- написание сочинений о роли силы трения в жизни быту спорте и т. п ( мини – проект)
- составление литературных произведений ( сказка, мини-дедектив, рссказ) о силах в природе
- написание инструкций к физическому оборудованию( бытовые весы, динамометр)
- определить во сколько раз давление табурета на пол больше ножками, чем сидением и давление сидящего ученика каждого класса на стул, сравнение
Возможные исследовательские проекты: Роль силы трения в моей жизни, сила трения и велосипед, сила трения на кухне
Механическая энергия
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Золотое правило механики. Применение простых механизмов. КПД механизмов. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Энергия рек и ветра.
Лабораторные работы.
№9 Изучение условия равновесия рычага.
№10 Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
К\Р №3 « Простые механизмы. Работа и мощность».
Демонстрации
- реактивное движение модели ракеты
- простые механизмы
Эксперименты
- измерение КПД наклонной плоскости
Внеурочная деятельность
- конструирование рычажных весов с использованием монет ( мини проект)
- измерение мощности учеников класса при подъеме портфеля и ее сравнение( мини проект)
- измерение с помощью мм линейки плеча рычагов ножниц и ключа дверного замка и определить выигрыша в силе
Раздел II Звуковые явления (6 часов)
Механические колебания и их характеристики: амплитуда, период, частота колебаний. Источники звука.
Механические волны. Длина волны. Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Отражение звука. Эхо.
Контрольные работы.
К/Р №4 по теме «Механические колебания и волны».
Демонстрации
- свободные колебания груза на нити и на пружине
- зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины
- вынужденные колебания
- применение маятника в часах
- распространение поперечных и продольных волн
- колеблющиеся тела как источник звука
- зависимость громкости звука от амплитуды колебаний
- зависимость высоты тона от частоты колебаний
Внеурочная деятельность
- получение поперечной волны на веревке или на резиновой трубке
- изготовить математический маятник, используя нить с грузом, закрепленную в дверном проеме. Определите период и частоту колебания и изучите , зависит ли период колебания маятника от амплитуды .
- воспользовавшись мат. маятником в дверном проеме замените груз флаконом из под шампуня, а дно проткните иголкой. Заполните флакон водой подкрашенной и на пол положите лист бумаги. Затем приведите маятник в колебательное движение, а бумагу медленно перемещайте. По полученному графику определите период, амплитуду колебаний.
- на примере струнного инструмента проверьте в чем отличие звуков, испускаемых толстыми струнами от тонких, перемещая палец по грифу , исследуйте . как зависит высота тона от длины свободной части струны.
Раздел III Световые явления (14 часов)
Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Световые пучки и световые лучи. Образование тени и полутени. Солнечные затмения.
Отражение света. Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Перископ.
Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Фокусное расстояние линзы.
Оптическая сила линзы. Построение изображения, даваемого линзой. Увеличение линзы.
Оптические приборы: проекционный аппарат; фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Нормальное зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа.
Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел.
Лабораторные работы.
№11 Изучение изображения, даваемое линзой.
Контрольные работы.
КР №5 «Световые явления».
Демонстрации
- прямолинейное распространение света
- отражение света
- преломление света
- ход лучей в собирающей линзе
- ход лучей в рассеивающей линзе
- построение изображений с помощью линз
- Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
- Дисперсия белого света
- Получение белого света при сложении света разных цветов
Внеурочная деятельность
- обнаружение тени и полутени
- исследование: взять метровую палку и на улице измерить размер ее тени, затем определить реальную высоту деревьев, домов, столбов, измеряя их тени. Полученные данные оформить в виде таблицы.
- используя различные источники сделать в виде наглядных карточек оптические иллюзии
- выяснить, что это? (диапозитив, камера – обскура, монокуляр, дуализм, квант, рефракция, диоптрия)
Подготовка сообщений по заданной теме:
Влияние солнечной активности на живую и неживую природу. Полярные сияния. Роберт Вуд – выдающейся ученый, человек и экспериментатор. Сергей Иванович Вавилов и его вклад в историю развития учения о свете.
Возможные исследовательские проекты: Экспериментальное исследование полного отражения света. Физика в человеческом теле. Групповой проект «Физика в загадках»
Повторение (2час)
Резерв времени (5 часов)
27