СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка история 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка история 7 класс по учебнику Вигасина соответствует ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка история 7 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «История», составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897), с учётом примерной программы по учебному предмету «История» (Всеобщая история. 5-9 классы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – М.: Просвещение, 2014. Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы: Всеобщая история 1500-1800 История Нового времени: учебник для 7 класса общеобразовательных заведений, авторы: А.Я.Юдовская и др. – М.: Просвещение, 2014; История России: рабочая программа История России (ИКС). 6-10 классы И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Лященко и др. – М.: Дрофа, 2016. Учебник: Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России XVI – конец XVII века – М.: Дрофа, 2016), на основе ООП ООО МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 8».

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 7 класса к жизни в современном обществе в значи­тельной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные во­просы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? кто мы? кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие учениками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности, во-вторых, освое­ние ими знаний об истории человеческих цивилизаций и особенностях историче­ского пути других народов мира.

Учебный предмет «История» дает уча­щимся широкие возможности для са­моидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с соци­альным опытом человечества.

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образова­ния формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, прояв­ляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории в 7 классе — дать учащимся возможность осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом в Новое время, осознания на этой основе своей идентичности и ценностных приоритетов в современном мире.

Задачи изучения истории в 7 классе:

  • формирование у школьников ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений нашего времени, в общении с другими людьми в современном поликультурном и многоконфессиональном обществе.

Планируемые результаты

Обучающийся научится:

• локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о территории о границах Росси в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в Новое время на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях Новой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя России и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в обществах Нового, религиозных воззрений, представлений нового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «монархия», «самодержавие» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Нового времени (Россия, Запад, Восток);

  • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

  • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры России и других стран Нового времени, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений, способность к определению своей по­зиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на элек­тронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • владение целостными представлениями об историче­ском пути человечества как необходимой основы для миро­понимания и познания современного общества, истории соб­ственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат историче­ского знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности в курсах всеобщей истории;

  • способность соотносить историческое время и историче­ское пространство, действия и поступки личностей во време­ни и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскры­вая её социальную принадлежность и познавательную цен­ность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выяв­ления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате изучения истории в ос­новной школе учащиеся должны овладеть следующими зна­ниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

    1. указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей исто­рии;

    2. соотносить год с веком, эрой, устанавливать последова­тельность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

2.1. характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических со­бытий;

2.2. группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками:

    1. читать историческую карту с опорой на легенду, ориен­тироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

    2. осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изо­бразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

3.3. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

4.1. последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

4.2. характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

4.3. на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ре­сурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, па­мятников.

5. Анализ, объяснение:

5.1. различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка);

    1. соотносить единичные исторические факты и общие яв­ления;

    2. различать причину и следствие исторических событий, явлений;

    3. выделять характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений;

    4. раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

    5. сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

    6. излагать суждения о причинах и следствиях историче­ских событий.

6. Работа с версиями, оценками:

      1. приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

    1. определять и объяснять (аргументировать) своё отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто­рии и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

7.1.применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

7.2.использовать знания об истории и культуре своего на­рода и других народов в общении с людьми в школе и вне­школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

7.3.способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

А) способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

Б) способность выделять главное в тексте и второстепенное;

В) способность анализировать графическую, статистиче­скую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;

Г) способность выстраивать ответ в соответствии с задани­ем, целью (сжато, полно, выборочно).

Д) способность развёрну­то излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответ­ствии с возрастными возможностями;

Е) способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин­формации в соответствии с целью;

Ж) способность (на уровне возраста) вести диалог, публич­но выступать с докладом, защитой презентации;

З) способность организовывать свою деятельность и соот­носить её с целью группы, коллектива;

И) способность слышать, слушать и учитывать мнение дру­гого в процессе учебного сотрудничества;

К) способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

Л) способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

Приоритетное значение имеет степень освоения различны­ми видами действий с информацией учебника и дополнитель­ными ресурсами.


Содержание учебного материала

История России. XVI – конец XVII в. (40 ч.)

«Введение» (1 ч.) Место и значение периода XVI – конца XVII в. в истории России. Общие закономерности становления и развития многонационального Российского государства.

«Создание Московского царства» (11 ч.) Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Органы государственной власти. Приказная система, формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и  волостели, система кормлений. Государство и Церковь. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с  Польшей и Литвой. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Принятие Иваном  IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о  характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления. Внешняя политика России в XV в. Создание стрелецких полков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астра- ханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в  состав Российского государства. Войны с  Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и  характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян, указ о  «заповедных летах». Формирование вольного казачества. Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из  стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство. 19 Россия в  конце XVI  в. Опричнина, дискуссия о  ее причинах и  характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и  Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и  проводимых им преобразований. Цена реформ.

«Смута в России» (5 ч.) Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в  Прибалтике. Противостояние с  Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей. Смута в России Династический кризис. Земский собор 1598  г. и  избрание на  царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в  том числе в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601 – 1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в  гражданскую войну. Лжедмитрий  II. Вторжение на  территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и  Швецией. Поход войска М.  В.  Скопина-Шуйского и Я. П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в  войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на  престол польского принца Владислава и  вступление польско-литовского гарнизона в  Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и  второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова.

«Богатырский» век» (4 ч.) Территория и население страны. Освоение но­вых территорий. Строительство засечных черт. Экономическое развитие России в XVII в. Вос­становление и рост сельского хозяйства. Ремес­ленное производство. Первые мануфактуры. А. Виниус. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной спе­циализации регионов Российского государства. Начало формирования всероссийского рынка. Торговля с европейскими странами, Прибалти­кой, Востоком. Податные сословия. Государево тягло. Катего­рии крестьянства. Виды и размеры повинностей. Закрепощение крестьян. Города и их жители. Количество и размеры городов. Занятия посад­ского населения. Посадское тягло. Городские об­щины. Экономическая политика правительства. Купечество. Торговый и Новоторговый уставы. A. JI. Ордин-Нащокин. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилые люди «по прибору» и «по отечеству». Категории дворян. Особенности дворянской службы. Рост поместного землевла­дения. Противоречия внутри дворянского сосло­вия. Стрельцы, пушкари, воротники. Стрелецкие полки. Государственное жалованье. Особенно­сти службы стрельцов. Духовное сословие. Белое и черное духовенство. Структура и привилегии Русской православной церкви.

«Бунташный» век» (4 ч.) Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа. Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и  развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и  территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина.

«Россия на новых рубежах» (3 ч.) Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и  Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с  Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654 – 1667  гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656 – 1658  гг. и  ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин. Культурное пространство Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и  христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

«В канун Великих реформ» (5 ч.) Царь Федор Алексеевич. Борьба в боярской верхушке. Назревание реформ, их возможные сценарии. Административные реформы. Созда­ние Расправной палаты, укрупнение приказов. Расширение воеводского управления. Военно- территориальные разряды. Отмена местничества. Налоговая реформа, введение подворного обло­жения. Изменения в образе жизни. Проекты соз­дания учебных заведений. Симеон Полоцкий. Воцарение Петра I. Нарышкины и Милославские. Стрелецкий бунт 1682 г. Провозгла­шение царями Ивана и Петра. Царевна Софья Алексеевна. «Хованщина». Регентство Софьи. В. В. Голицын. Внешняя политика. «Вечный мир» с Речью Посполитой. Присоединение Рос­сии к антиосманской коалиции. Крымские похо­ды. Отстранение царевны Софьи от власти. На­чало самостоятельного правления Петра I. Обмирщение культуры. Новые литератур­ные жанры. Посадская сатира XVII в. «Житие» протопопа Аввакума. Новые тенденции в архи­тектуре. Дивное узорочье. Запрет на сооруже­ние шатровых храмов. Нарышкинское барокко. Изобразительное искусство. Парсунная живо­пись. Мастера Оружейной палаты. Иконопись. Симон Ушаков. Развитие образования. Учебные книги В. Бурцова, К. Истомина, М. Смотрицкого. Школы при Заиконоспасском монастыре и Печатном дворе. Славяно-греко-латинская ака­демия. Изменения в картине мира в XVII в. и повсе­дневная жизнь людей. A. JI. Ордин-Нащокин — образец нового человека XVII столетия. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Синтез европейской и вос­точной культур в быте высших слоев населения страны.

«Родной край» Итоговое повторение (7 ч.)

Всеобщая история – новая история, часть I (28 ч.)

«Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация» (12 ч.) Введение: Новое время: понятие и хронологические рамки. Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка. Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе. Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.

«Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)» (3 ч.) Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции. Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир. Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции.

«Эпоха Просвещения. Время преобразований» (8 ч.) Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки; «отцы-основатели». Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции. Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся учёные и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой.

«Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации» (2 ч.) Колониальные захваты европейских держав. Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии.

Повторение «Мир в эпоху Нового времени» (3 ч.)

Проектная работа «Исторический портрет».